Опус 45044. Читая Бродского

45044---10:28, 19.10.20, читая Бродского.
Те, кого любишь… не умирают?!..
А ведь это, пожалуй, верно!
Только это… больно. Знаю.
А многие становятся даже… нервными…


Рецензии
А, может быть, никто не умирает,
пока в душе живет воспоминанием,
ведь памяти моей дорожки
утоптаны следами расставаний
и возвращений… кто же это знает…

Лена Гармашева   21.10.2020 04:10     Заявить о нарушении
Может быть...
Хотя... А только ли из-за "экономии" земли (хотя именно это легло в основу - она же в мегаполисах... дорогущая) перешли к нехристианскому (варварскому :))) ) способу подхода к телу усопшего - кремация? Ну, не развеяли прах, как индусы, а поставили на полочку. А потом, вытирая пыль на ней, просто подняли и поставили на место урну. И всё! На могилу хоть иногда, хоть раз в год ходят. А тут - вроде бы и "под боком", а ...
Нет, мне кажется - всё не так уж и однозначно и с памятью людской, и с воспоминаниями. Слишком уж за их переделку взялись "профессионалы". А переделка в одном месте, не может не сказаться на другие "места" человеческих отношений.

Вячеслав Цыбулько   21.10.2020 07:20   Заявить о нарушении
Вячеслав, а задумывались ли Вы, почему археологи и историки такое внимание уделяют изучению способов погребений в тех или иных культурах? Тема очень серьёзная, размышляла о ней много, отвечу недописанной статьёй, всё руки не доходят, надо будет её все же опубликовать…

****
Способ захоронения всегда отражает мировоззрение, философию мировосприятия людей их макрокосм. Вернется ли душа в этот мир и в это ли тело, всегда отражено тем или иным обрядом погребения или кремации, равно как и степень включенности Человека в большую Систему. Ряд северных этносов оставлял покойного для "разбирания" плоти животными, в то время, как южные культуры достигли высот в области бальзамирования плоти и всячески препятствовали её растворению в иных сущностях.
Реинкарнация – понятие знакомое не только индусам, большая часть северных народов (ханты, манси, эскимосы, чукчи…) имеют аналоги реинкарнации в своих культурах, более того, их понятия душ во многом соответствуют описаниям чакр.

Понимание взаимосвязей с природой и бесконечной причинно-следственной связи взаимных влияний, формировало максимально возможно гармоничное (для тех условий) существование, предотвращающее от скатывание в Антропоцен. Именно это отражало тот самый круг перерождений и привело (без знания физических законов природы) к осознанию, что «форма непостоянна, а непостоянство - форма».
Понятно, что на способы погребения влияли климатические и территориальные особенности местности, но в основе всегда лежал аспект нужности тела, как сосуда души. На территории нашей страны соседствовали и неоднократно сменяли друг друга и кремация, и погребение. Например, у древлян и полян (предков поляков) было принято трупосожжение, а у славян - трупоположение задолго до христианства.
Распространение захоронений в современном виде пришло в основном с христианством. Будучи авраамической религией (а раннее христианство считалось сектой иудаизма), христианство унаследовало от иудеев важность хранения тела (там есть понятие хранения заветной косточки, без которой невозможен Суд души).

Немаловажными являются слова, отражающее обрядовое действие.
Похороны – относительно недавно использующийся для этого действия термин. Этимология «похорон» восходит к праславянскому *хоrnа, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. хоронити, ст.-слав. хранити, родственно авестийскому haraitē «остерегается, бережётся». Помимо санскрита у нас есть несколько древних родственных индоевропейских языков, с которым русский развивался параллельно, как пальцы на одной руке. Авестийский один из них.

А «погребение» этимологически происходит от праславянского *grebǭ, *gre(s)tī, и восходит к праиндоевр. *ghrebh-. знач. «грести (веслами)», породившие и грабли, и гроб, и погреб.
Помните ритуал погребения древних скандинавов? Воинов укладывали в ладью, деревянную или каменную, и кремировали со всем необходимым скарбом. Ладья, как средство соединения среднего мира (настоящего) с нижним (прошлым) и верхним (будущим) встречается в мифологии большинства народов. У викингов это был Корабль мертвых, Солнечная ладья у египтян, древние греки попадали в царство Аида, переплывая Стикс на лодке Харона.

Араб Ибн-Фадлан, посетивший в 1-й половине X века Волжскую Булгарию, описывал виденный им по дороге ритуал кремации знатного руса в ладье с рабыней. Детали архаических религиозных обрядов русов имели отчётливый скандинавский облик (напомню, что Балтику называли Варяжским морем, а у норвегов с нами общая гаплогруппа). В дальнейшем ладью заменили гробы в форме домовины более всего напоминающие корабль.

Погрести – означало отправить тело в безвозвратный путь, похоронить - схоронить до воскрешения (сразу вспоминается «Сказка о спящей царевне»).

Но это всё касается оседлых народов. Любопытно, что у кочевых народов, была традиция ставить памятный знак не на месте ухода, а на месте прихода в этом мир.

Это всё навело меня когда-то на мысли о том, что обряд тщательного сохранения сосуда души (нижнем мире), всегда отражается в реальности (в среднем мире) развитием культа тела и приводит к обеднению духовной жизни (верхнего мира). Примеры: Греция, Рим, мы…

Возможно, народы не хранящие сосуд, но сохраняющие традиции (его наполнение), чтят память не формальную, не ограниченную кладбищенской оградкой, и в любой момент способны интегрироваться с прошлым в настоящее ради будущего, где настоящее всегда последствие прошлого выбора, а будущее предопределяется соотнесением с прошлым...

***
Вячеслав), от переделывания спасают вовремя установленные «фильтры».
Возвращаясь к мысли об антисоциальности ума, ведущей не просто к одиночеству, а к аскезе (являющейся важной составляющей тезиса), приходим к тому, что только развитый ум способен к контролю, то бишь, к установке внутренних фильтров, чтобы «не с кем попало быть» и «не что попало есть».
По сути, это прямое следствие антисоциальности ума, как бы мы/Вы этому не противились)))

Лена Гармашева   21.10.2020 10:22   Заявить о нарушении
Вы знаете, Лена, чем больше задумываюсь (правда надолго над этим не задумываюсь) тем всё больше и больше не соглашаюсь... с многим, что принято миром... Знаю - это свойство упрямца, то есть... идиота, но...
Для меня не существует понятия... реинкарнации... божественного воскрешения в некий судный день... и прочее... и прочее... и прочее...
Нет, для меня есть не только понятие - здесь и сейчас. Есть и прошлое и будущее. Даже есть понятие души - не в понятии религиозном или метафизическом. Для меня это связано с... конкретикой, то есть с живой... с живущей личностью. Со всем отсюда вытекающим. Без религиозных и мистических наносов.
Повторюсь - я никогда не возводил это в некую систему, тем более философскую. Для этого нужно было бы надолго прилипнуть попой к стулу, а... Да и потом, Лена, безусловно можно найти уже готовые аналоги развитых философских взглядов этого плана. Но... не искал. И не знаю - хочу ли.
Для меня и душа, и дела, и мысли - это всё сам человек, то что в нём заложено генетикой и развито воспитанием. А ещёь и то, что он оставляет после себя. Как сказал академик Дронов (герой фильма) - Всё остаётся людям. И всё это оставляет человек. :)))
А формы погребения... Да, они обоснованы обычаями... природными условиями... верами и т.п. Но, по сути, они не так уж и важны... для сути мiра :)))

Вячеслав Цыбулько   21.10.2020 10:45   Заявить о нарушении
История развития ментальности этноса не зависит от Вашего отношения к нему, Вячеслав. Вы можете не разделять понятия, но отвергать их влияние на мировоззрение, даже не глупо… бессмысленно.
Ваш тезис о кремации, как «нехристианском (варварском :))) ) способе подхода к телу усопшего» в корне ошибочен и связан с незнанием истории вопроса, который я попыталась немного раскрыть.

Для мiра они действительно не важны)
Для мiра ни я, ни Вы не важны...
Или важны.
С какой стороны смотреть.
Л (Л)

Лена Гармашева   21.10.2020 13:19   Заявить о нарушении
Лена, понимаю - кроме улыбки мне нужно было поставить и кавычки - "варварском":)))
Для христианина кремация - варварство :))) Нет, конечно же высокие "сановные христианские особы" будут это отрицать, но думать будут именно так.
Я, например, за то, чтобы меня кремировали, а не отдали "на съедение червям", если кремация будет возможна и не напряжна для близких. :))) Душа моя, если предположить возможность её независимого существования :))), и без меня сама разберётся - что ей делать.
Значу ли я лично хоть что-то для мира и для мiра - не мне решать. Да мне и всё равно. Как сказал капитан Олгрен в "Последнем самурае" о возможности человека изменить свою судьбу - пусть делает, что должен. Придёт время и он узнает свою судьбу... А я не делаю даже этого - ни что могу (по-настоящему), ни что должен (если уж по чести).
Так что, если мир меня очень далеко... пошлёт, то не так уж и неправ будет :))))
А если вообще не заметит, то о чём и разговор :)))
Так что - просто продолжу хотя бы то, что делаю :)))

Вячеслав Цыбулько   21.10.2020 15:21   Заявить о нарушении
Нет не надо), Ваша ирония сквозила и без кавычек, но она не отменяет… )))
Ведь ответ, на мучающий и Вас вопрос: «Что делать?» лежит через последовательность: «с кем?» и «зачем?»… Получив ответ « с кем», становится понятно «как»… и т.д.
Без истории этносов их не получить... Знаете, почему при столько близком родстве славяне и поляки столь различны в ментальности?
У полян было трупосожжение, родовая община и коммерческий «сговор» в браке
(в районе Киева 6-9 века не было мелких жилищ, были патронимии характерные для кровно-родственных общин), а у славян в этот период - труположение, соседская община и многоженство. В родовой общине достаточно родовой иерархии для решения любых вопросов общежития, старший аксакал решил - все подчиняются, а соседская или территориальная община требует возникновения навыков общежития в условиях разных родов и верований, это ментальная я закладка той самой великодержавности... и широты восприятия (вече было не только в Новгороде) и т.д. – мелочей нет, можно раскрывать каждый элемент тезиса, и он добавит свой нюанс, на мировоззрение влияет всё, и отношение к браку, и вера, и способ захоронения… просто люди об этом не думают... … Живя во времени трудно оценить происходящие изменения, но можно попробовать по вторичным признакам.

Подкину, если интересно, вопрос, почему с каждым поколением для памятников выбирается все более «долговечные» материалы и чем теперь не устраивает дерево?)))

Лена Гармашева   22.10.2020 04:41   Заявить о нарушении