32. Тетради - отклики
Никакое воображаемое совершенство не поднимет меня ввысь ни на миллиметр. Ибо воображаемое совершенство математически находится на уровне моего «я», которое его воображает, не выше и не ниже. Поднимает именно направленность мысли на реальное совершенство. «Тот, кто возглашает славу Зевсу, обратив к нему мысль, обретет полноту мудрости» (Эсхил)".
С. Вейль. Тетради.
Если я расту, если я приподнимаюсь, значит я касаюсь реального. Онтологическое доказательство лежит в моём опыте, в том, что переживает моя душа. Реальность - радость, реальность - страдание, но сам, полностью отдельный от неё - я ни холоден, ни горяч. Я могу быть в одиночестве, но быть при этом вместе с реальностью и расти в тишине. Но всё это моё "сам", что я называю "сам" не происходит в абсолютной изолированности; "сам" нельзя утрировать и всему противопоставлять, потому что тогда "самость" переходит в глупое "ячество", в гордыню, в произвол.
"Сам" - это умение касаться. Ещё лучше - раствориться или полностью в себя что-то вобрать. Для этого существует слово "сам". Но не для того, чтобы во чтобы то ни стало настаивать на своём, вопреки даже истине и реальности. Установка на "самость" хороша только тогда, когда она расширяет мой опыт реального.
К сожалению, часто сталкиваешься с тем, что о "самости" у людей ведётся речь лишь в отношении принятых норм взрослой жизни, как она ими понимается, или же в отношении ревностного отстаивания частной собственности на все свои умения и способности (раз я родился и живу, то живу как хочу, раз у меня есть голова, то есть и своё мнение и это моё мнение и тому подобное).
И ещё, добавка. Воображаемые образцы никуда нас не ведут. Они ведут нас на привязи к самим себе в пустое и неразличимое "дальше", как морковка впереди ослика - вижу и иду. В лучшем случае они означивают нас самих - тех, которые "вот это" воображают. В истинном смысле ведёт реальность, которую мы также окружаем воображением. Но убери реальность и воображение - лишь сладкая морковка, бег по кругу. Это не так-то легко понять, потому что не так-то легко разделить реальность и воображение.
Зачем нужно воображение? Касаясь реальности мы должны её трансформировать в себе или пережить и тогда мы начинаем витать сами вместе с этой реальность в некой идеальной сфере, чтобы правильно соединиться - соединиться не абы как, но в соответствии с той реальностью, которая всегда уже есть мы сами. В воображении происходит этот переход - дети воображают множество игр для вхождения в множество сложных реальностей.
Воображение это способ, каким первоначально нечто реализуется.
Онтологическое доказательство заключается в том, что за моим воображаемым всегда скрывается некоторое реальное, как минимум реальное моей самости, которая воображает, а как максимум то, что мы именуем Богом или настоящей реальностью.
"Это следствие направленности мысли никак нельзя сравнивать с самовнушением. Если я говорю себе каждое утро: «Я мужественная», «Я бесстрашная», — я могу стать мужественной, но мое мужество будет соответствовать тому, что я в своем сегодняшнем несовершенстве представляю себе под этим словом, и, следовательно, оно не выйдет за пределы этого несовершенства. Это изменение на том же уровне, а не переход на более высокий уровень.
Противоречие — вот критерий. Самовнушением нельзя приобрести противоречивые качества. Это может только благодать. Душа нежная, сделавшись мужественной под действием внушения (силой мысли, обращенной на необходимость адаптироваться к обстоятельствам), грубеет вплоть до того, что зачастую сама с каким-то диким удовольствием убивает в себе свою нежность. Только благодать может даровать мужество, оставив нежность неприкосновенной; или даровать нежность, оставив неприкосновенным мужество".
С. Вейль. Тетради.
Стоять на страже самообмана, на той границе, где начинается самообман - труднее задачи Симона не могла себе придумать.
"Онтологическая ситуация человека это упрямая слепота" - Мераб Мамардашвили. Экзистенциальная ситуация человека это самообман - Симона Вейль.
Проблема человека заключается в том, что он понимает бытием, но не понимает бытие. В том, что он не может видеть своей собственной самости как реальности и очевидности, но прежде всего принимает её за самость и очевидность другого. Именно Другому - объекту и другому человеку мы приписываем свои черты.
Самообман прикрывает нашу слепоту, а слепота прикрывает наше истинное бытие, мы всегда упускаем из виду свой бытийный образ, потому что он и есть мы сами.
Начинаем мы не с того, что является для нас смутным и непонятным - с нашей реальности, а с более простого, доступного и надёжного - с того, что "перед нами". Поэтому и самих себя мы видим оттуда - из внешнего нам мира - так мы видим себя волящими субъектами. Свободными волящими субъектами??? (круглыми квадратами или жаренным льдом). Захотел, решил и стал мужественным, захотел, решил и стал нежным. Свободный волящий субъект это такой объект, (а вовсе не субъект) наряду со всеми остальными объектами, который только абсолютно свободен. Этот субъект -объект предполагает, что начинает с себя и решает сам.
Если бы человеческая слепота была лишь чистой слепотой! Сколько бы сразу шансов появилось у человечества! Нет, миром правит прежде всего самообман - властная и могучая сила, неодолимая никакими "учениями". Лишь страдания и нечаянная радость приоткрывают порой для нас эту жуткую завесу. Слепота же сама по себе - это голый факт, и на голом факте долго не удержишься, тебя обязательно качнёт вверх или вниз - начнёшь карабкаться к себе или снова упадёшь в самообман.
Самообман по Симоне Вейль характеризуется непризнанием противоречия. Самообман справляется с противоречием тем, что вытесняет его за пределы собственного существования. Вытесненные противоречия всё равно лезут и напирают, но снова и снова автоматически выкидываются за борт. Процесс выкидывания не занимает много времени, так как он "хорошо налажен". Гораздо незнакомей и непривычней другое - прервать процесс, остановиться и взглянуть противоречию в лицо.
Реальность располагается между Я и Ты, весь мир располагается между Я и Ты, но Я и Ты - это противоречие. Достаточно оставить только Я (что мы обычно и делаем когда принимаем решения) или оставить только Ты (что мы обычно и делаем когда надо кому-то отвечать - Ты виноват) и мир рушится. Если мир это общее существование отдельно существующих, то наш мир это отдельное существование обще-проживающих. Главное чтобы не было глубины противоречия, тогда будет возможен самообман и станет "полегче". Главное, чтобы Ты не лез к моему Я, но зато Я мог тебе тыкать. Главное, чтобы все были расставлены по своим местам и желательно таким откуда противоречий никак не видно. "Ячество" и "Ты-чество" многократно извращены и погружены в глубины самообмана. Это человек - живёт. Так живёт. Это его обычная повседневная жизнь так протекает.
Свидетельство о публикации №120101908955