15-ти минутный марафон как Сказка про 7 шапок

Серия очерков "Будни столичного врача".

Пришла домой после воскресного дежурства. Поликлиники теперь работают без выходных. На прием  пришло 25 человек. Согласно расписанию - 15 минут на каждого.
 
Один пациент обратился за выпиской бесплатных рецептов, которые ему положены по инвалидности. Пока я их оформляла, он отметил:
- Редко хожу в поликлинику . Сюда ходить - только приключения искать.

- Странный вывод, - подумала я. А потом вспомнила тех, кто думает еще хлеще, хотя обращается в муниципальную поликлинику за бесплатной квалифицированной помощью и получает ее. Пусть в заданном расписанием темпо-ритме, но получает!

Вот на повторном приеме дама преклонных лет. Первый раз она была у меня 2 недели назад: собиралась ехать в Сочи, а для заполнения санаторной карты были нужны анализы, ЭКГ, заключение гинеколога. Получив направления, она ушла дообследоваться.
Анализ показал: креатинин зашкаливает. Отменив поездку в санаторий, дама решила, что быстрее и эффективнее обследоваться и лечиться платно. Была у нескольких специалистов, сделала дорогостоящие исследования. И вернулась в муниципальную  - бесплатную для нее - поликлинику - на повторный прием:
- Я потратила почти все деньги, которые откладывала на санаторий. Потому что знаю, что такое болезнь почек: моя дочь умерла от гломерулонефрита в 30 лет.  Я немало заплатила , но результата так и нет: продолжается волокита. Скажите, что мне делать?
- Вы могли  все эти обследования пройти бесплатно. Просто это заняло бы некоторое время, - начала я.
- А я не хочу ждать! - выпалила дама, наклонившись ко мне. И, снова выпрямявшить на стуле, продолжила:
- Да что ходить к нашим бесплатным врачам! Они же пустое место.

Согласитесь, это удивительно. Вернувшись туда, где система ОМС (обязательного медицинского страхования) гарантирует  ей  бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, сидя на приеме у врача, она сравнивает его и коллег с пустым местом. Как говорит, ухмыльнувшись, в таких случаях мой однокурсник, 15 лет проработавший в районной поликлинике, "романтично..."
Вообще, врачи, проработавшие в системе ОМС много лет, спокойно относятся к любым сравнениям и высказываниям в свой адрес. Они  молча выслушивают их, и, не вступая в спор, делают свое дело дальше. Помогают пациентам, списывая такие высказывания на их болезни.

- Вы еще и не такое услышите, - пообещала мне коллега с 20-летним опытом поликлинической работы. - Я уже научилась не удивляться. А что делать? Раз уж выбрала эту специальность, надо помогать. Я даже не запоминаю их колкости. И Вы наУчитесь не запоминать.

По пути в свой кабинет я услышала громкое заявление одной из беседующих в холле пациенток:
- Что их ценить? Если бы чего-то могли, не сидели бы в районной поликлинике.
Вот это да! При этом она пришла сюда! И даже если врач в этот день только выпишет ей льготные рецепты или даст справку для получения санаторной путевки, он закроет определенную ее проблему.

- Интересно, с каким настроением зайдет следующий пациент?  - подумала я.
 
В кабинет зашла молодая русоволосая девушка, одетая во все черное. Дырявые джинсы, футболка под горло, распахнутое длинное пальто: она не стала раздеваться, ей же "на минутку". И  маска на лице - символ времени - тоже черная. Светлыми оставались только лоб, волосы и  серо - зеленые глаза. Видя ее боевой настрой, я промолчала про не снятое пальто.

 Сев передо мной нога на ногу, она нервно и жестко заявила:
- В общем, от вас мне надо только направление к гастроэнтерологу!
- Почему? Что случилось? - уточнила я.
- Потому что у меня бывают боли в животе, - с раздражением ответила девушка, дав понять, что не понимает моих вопросов.
- Ложитесь, я посмотрю живот.

Она переспросила:
- Сейчас? - Потом медленно встала, сняла пальто, аккуратно сложила  его, повесила на спинку стула, подошла к кушетке и, уточнив, можно ли не снимать кроссовки, легла. Никуда не торопясь. Ведь зайдя в кабинет терапевта, пациенту уже не важно, что его прием по расписанию должен длиться 15 минут. Теперь это проблема врача, который обязан соблюсти временные рамки во что бы то ни стало.

Да, эпигастрий болезненный при пальпации. Прошу ее снять маску и показать язык. Открывается симпатичное прыщавое лицо, для которого маска - явное спасение.
- Прежде чем идти к гастроэнтерологу, Вам надо сделать гастроскопию, УЗИ органов брюшной полости и сдать анализы.
- Для этого я к Вам и пришла! Дайте мне направление к гастроэнтерологу!
- Но к гастроэнтерологу имеет смысл идти с результатами обследований, на которые я дам Вам направления, - объясняю я. - И еще, думаю, Вам необходимо проконсультироваться с дерматологом.
- Да, я давно хотела, - отвечает девушка.

Пока я заполняла электронную карту, отмечала в ней назначения и писала рекомендации, она тихо и вежливо продолжила:
- А еще дайте мне еще, пожалуйста, направление к психологу.
- Что случилось? Почему именно к психологу?
Девушка замялась, потом решилась:
-  У меня очень низкая самооценка. Я не смогла поступить в институт на дневной, поступила на вечерний и пошла работать в Макдональдс. Мама со мной с тех пор не разговаривает. А еще меня все раздражает, даже мой парень, хотя он даже в поликлинику со мной пришел, чтобы я не расстраивалась. Иногда даже думаю: зачем мне такая жизнь...

Мы обсудили с ней вопрос важности жизни. Она на удивление внимательно слушала и участвовала в предложенном диалоге. Прием занял больше 15 минут, но был, надеюсь, полезным и важным для девушки. Она пойдет к психологу, дерматологу, гастроэнтерологу. Но и домой она ушла, надеюсь, с изменившимся настроением.

Да, правы мои многоопытные коллеги: проблемы колкостей в адрес врачей нередко в проблемах самих пациентов. А еще - теперь не сомневаюсь в этом - в ограниченном 15-минутном приеме. Врачу просто некогда дотошно собрать анамнез, скрупулезно осмотреть пациента и, не торопясь, расположить его так, чтобы он хотел поделиться истинной причиной заболевания (нередко он ее знает) или подсказать врачу своими ответами что-то, что может направить мысль доктора в нужное русло: уточнить какую-то важную деталь или мелочь.

Другая пациентка в этот день стала диктовать мне под руку, когда я формировала направления, из чего состоит биохимический анализ крови. Я не выдержала:
- Неужели Вы думаете, что проучившись 8 лет, врач не знает азов?
- Да, нам постоянно это внушают, да и за 15 минут Вы вряд ли что-то поняли о моих болезнях и можете не назначить того, что мне обязательно надо сдать, - был ее ответ.

Так может, пренебрежительное отношение современников к врачу поликлиники, их уверенность, что он "все равно ничего не может", "он пустое место" - в этом 15-минутном марафоне?

В реалии 15-минутный прием врача поликлиники - это Сказка про 7 шапок, воплощенная в жизнь. Только в роли скорняка - врач районной поликлиники.
Профессора и врачи, у которых я училась терапии, всегда подчеркивали: не жалейте времени на сбор анамнеза, сопоставление фактов, анализ истории болезни в динамике. Думайте, анализируйте и только после этого ставьте диагноз и назначайте лечение, еще и еще раз подумав.

Интересно даже, как бы они интерпретировали заданные сегодня мне и моим коллегам временные 15- минутные рамки для приема? И что бы посоветовали врачам и их пациентам?

19 октября 2020, Москва
Татьяна Мохрякова


Рецензии