Немецкая оккупация Должанского района

Немецкая оккупация
Должанского района
Орловской области
(записки из дневника)
02.05.1991
  14 ноября 1941 года наши голодные солдаты отступили и оставили село Вышне-Долгое Орловской области.
  В Мармыжах был слышен бой. А наши всё пожгли: все здания района и скирды.
  К вечеру отец смотрит: немцы. Вот они. И полез на потолок. Немцы шли человек по семь с автоматами в руках. "Русь, есть, нет." Через час пошли обозы. Расквартировываться стали. У нас организовали кухню, у Наседочки - штаб. Стали ловить кур. Ночь переночуют и - дальше.Стояли и шли полтора месяца. Сундуки открывали, всё забирали. Однажды ночью нас бомбил наш самолет АН-2 ("кукурузник"").
  Немецкие машины шли только по центральному большаку.
  В январе немцы стали отступать после боя под Коротышем, Ревякино, Евланово. Немцы с дороги, отступая, стреляли трассирующими пулями. "Матка - Тим, дальше - никс!" Они быстро отступили и за рекой Тим закрепили свои позиции. Наши пришли голодные, стояли с января по май. У нас стояли на квартире артиллеристы в распоряжении которых была 120-мм гаубица. Ещё стояли такие гаубицы в Синицином саду. Спилили Ненашев сад, у Чеглановых. В Барсучихином саду тоже стояла артиллерия. В марте наши подтянули войска. У Петра Яковлевича стояли 2 батареи.
У нас стояли 12 батарей. Много было снарядов. Мы в марте месяце ушли жить к тёте Дуняше. Потом до мая остались у себя. Наши хотели пойти в наступление, а немцы перехватили инициативу. 22 или 23 июня наши начали перевозить пушки гаубицы в Положенцев лес ( там где Жигулин, Заготскот). А снаряды ещё не перевезли, осталась кухня и часть солдат. И вдруг, ночью в 4 часа немцы начали артобстрел по нашим позициям. Немцы запустили воздушный шар с наблюдателем, который корректировал артиллерийский огонь. И немцы пошли. Начал бить немецкий "Ванюша". Наши стали отступать с передовой позиции на наши окопы. наши с Положенцева леса бегут.Немцы бомбили станцию Долгое.Разбили наш бронепоезд. Немцы пошли на Студёное. Мать нам говорила, чтоб никуда не ходили, а мы всё равно выбегали изредка посмотреть, что творится. Смотрим, а немцы самолётами во ржи косят наших солдат. Мы вернулись в блиндаж, около нашей хаты. Вдруг слышим говор немцев, идут цепью через осинник, рукава засучены, в касках с автоматами. Мать говорит: "Дочечка, иди посмотри, подняли меня на руках. Я закричала. Ой! Гляжу катится на меня лимонка. Вдруг взрыв! А тётке Лене вырвало мясо на руке. Мы закричали. Тут немцы заскочили, стали нас выбрасывать, забинтовывать. Отец отступил с нашими.
  Немцы пошли дальше. Из колодца таскали воду, обмывались. Помню один немец дал мне конфетку-леденец.
  К вечеру немцы стали размещаться. У нас стал немецкий дивизион. Наши отступили до Ливен. А наши каждую ночь (2 недели)бомбили на самолётах-кукурузниках. Били по окопам, по обозам, по палаткам. Тогда немцы прятались по нашим хатам. Говорили, что немцы повесили наблюдательный шар над ст. Долгое. Но наши его сбили. Были воздушные бои. Потом немцы весь скот сгоняли в Синицин сад. Там сделали бойню. В школе начальной была колбасня. А мы все голодали. Огороды не сажали. Моя тётка с детьми (Колька, Олька и Маруська) жили у нас. и с нами была тёткина корова, вот она нас и спасла от голода. А у нас до войны коровы не было, нам не разрешалось даже овцу держать. У тётки правая рука раненая. Я с тёткой пришла в Синицин сад на бойню, там давали нам потроха: печень, сердце, требуху. Немец забрал у нас творог, сметану и принёс печень и лёгкое.
  немцы стали гонять нас рыть окопы. Мой брат Колька хотел не пойти, так немец так ударил его шомполом по спине что разорвалась вся рубаха. Даже детей заставляли руками разгребать землю на рытье окопов.Хлеб наши бабы убирали с полей, а немцы его забирали себе. Вместо этого дали нам по 2 буханки хлеба. Немцы себе склады и землянки понастроили. А Павлик (лейтенант) и ещё человек 12 (Любка Гурова, Варечка Фомина, Маслёнковы и др.) работали на складе. Их обмундировали, построили им нары и они жили рядом со складом, работали на разгрузке. Павлушка жил у Акулинки. Кто-то его выдал немцам (говорят, что Михаил Григорьевич). Рана его загноилась. Акулинка пошла к немцам и сказала, что Павлик её сын. Девки пошли к коменданту и Павлика выпустили. Он был хороший часовой мастер.
  Зима была снежная. Снег наши жители чистили с дороги каждый день, а то и два раза в день. Нинка Писарева до войны окончила 5 классов. Немцы пробыли 2-й раз 8 месяцев. И не думали отступать. Нинкину сестру возили немцы на открытых машинах.
И ещё с ней были подруги модно разодетые, с браслетами, газовыми косынками.
  В начале января 1943 года наши войска перешли в наступление. Но бои шли где-то вдали от нас. У нас боёв не было. Немцы зажгли свои склады, а голодный народ стал тащить из них что попало. Немцы стреляли.
  Наши пришли в маскхалатах. Пришёл Вовка Ненашев с собаками. Бомбили и немцы, и наши. Немцы отступали. На Грачёвке разбили их автобус. Грачёвку всю сожгли. Сильный бой был на Ливенском направлении.
   Только наши части пришли и Павлушку-лейтенанта сразу забрали наши, переобмундировали в белый полушубок. Старостой был Акулинкин брат, бывший председатель колхоза Григорий Парменыч Гуров. Он тоже, как и Павлик, подпольно был связан с нашими. И когда пришли наши солдаты, он стал размещать их по квартирам. А Кузьмичиха заявила: " А вон наш староста." Его наши взяли под стражу, а утром исказнили штыками. Когда пришёл второй эшелон наших войск,где знали Гурова как партизана, было уже поздно. Его уже не было. Весной за деревней нашли его могилу, где его схоронили без гроба.
  А настоящий староста - Лукин Федька уходил с немцами. Потом его нашли и дали 10 лет лагерей. Он отсидел и пришёл.

(Из воспоминаний жены ПАхомова А.В. - Пахомовой (Лавровой) Александры Сергеевны, 1929 г. рождения, жительницы оккупированной деревни Грачёвка Должанского района Орловской области)


















 


Рецензии