Забавы Нежинского - Эпилог
ЭПИЛОГ
*********
МЕМУАРЫ
(1801, 12 марта)
Как чуден мир – господен храм!
От слёз он солон, слеп от плача!
Почто иудам и лжецам
Здесь жить привольней и богаче?
/удрученный читатель/
- 1 -
Граф вынул новое перо,
И очинил его неспешно.
Взглянул в записки безнадежно:
Как всё запутано хитро́!
Слова так немощны и ленны –
Им чувств не выразить сполна,
И не желали без вина
Слагаться в образы и сцены.
Наполнил заново бокал,
Но, не спеша отдаться благу,
Через рубиновую влагу
Прилежно муху изучал:
Сия простушка увлеклась
Своим бесценным туалетом,
Не помышляя, что при этом
Над ней простёрлась чья-то власть! –
Пример презреннейших созданий!
А как легко! – один хлопок,
И он, как бог, лишит страданий
Комочек страхов и тревог.
И граф икнул, отпил глоток,
Потёр перо о борт пиджачный,
Попал в чернильницу удачно
И… зачеркнул с десяток строк.
«А заключительную сцену
Опишем так пером хмельным:
Когда герой и иже с ним –
Конвой, суровый и надменный,
Явились в графский особняк,
Старик никчемно суетился,
Затрясся весь, за грудь схватился:
– Теперь Вы мой заклятый враг!
А что ж графинюшка? – словчила!
С утра велела запрягать,
И, не простившись, укатила…
Пытались тщетно разыскать.
У нас просторам – нет огля́да,
Лишь только выгляни за дверь;
Поди, сыщи её теперь…
Да и сказать – не больно надо!»
С тех пор уж минуло немало.
А наш удачливый наглец
Стал адъютантом-генералом
И камергером, наконец!
И петербургский губернатор
Граф Пален – царский фаворит – /1/
Теперь ему благоволит,
Спешит раскланяться сенатор,
Любой придворный лицемер
Стремится дружбой заручиться!
…А дел-то было – изловчиться,
Подбросить Павлу тот конверт!
Граф ткнул в чернильницу пером…
А муха всё не улетала
И иронично наблюдала
Его потуги за столом.
Её фасетные глаза
Взирали дерзко и без страха…
Он точно выверенным взмахом
На кончик муху наниза́л!
Но вдруг, нарушив мысли ход,
Прервав достойное занятье,
Впорхнула Ляля в пышном платье,
Скрывавшем кругленький живот;
Спугнула заспанную музу
И мужу бросилась на грудь:
– Какое горе! Просто жуть!
Ах, эти гадкие французы!
Казнили всех своих царей,
Теперь до нас дотянут длани!
– Голубка, по́лно, пожалей!
К чему столь поздние терзанья!
– …Вчера убит был государь!
А всё – твой Пален, друг-приятель!
Я так и знала, он – предатель,
И якобинец, и бунтарь!
– Голубка, полноте рыдать!–
Тебе приснился сон ужасный?
– Mon shеr!
В дверях курьер бесстрастный
Тебя желает повидать.
- 2 -
В депеше Пален извещал:
Мол, так и так, монарх де старый
Скончался ночью от удара,
Кругом смятенье, страх, развал!
(И только позже граф узнал,
Что от удара табакеркой, /2/
И что сам Пален, на поверку,
К царю убийц и подсылал!)
Мол, до́лжно ехать в стольный град
И присягнуть царю младому, /3/
И клясться в верности их дому
(Ну, как отцу – лет пять назад).
Так что же, нам не привыкать –
Оно в традициях народа:
Что ни царица – «наша мать!»
А что ни царь – «палач свободы!»
А в тот же день – другой сюрприз,
Но не трагичный, а желанный:
Взбежал Володенька румяный:
– Ах, па! Идите быстло вниз!
Горит восторг в глазёнках карих:
– Там пливезли такую лысь!
Её велёвками связали,
Да как бы те не полвали́сь!
Он вниз скатился в полминуты:
Поверх подводы, у крыльца,
Лежала мирно, как овца,
Большая кошка – лапы в путах,
Бока вздымаются… – жива.
Глаза прикрыты обречённо,
И вся разбита голова,
И кровь из лапы рассечённой.
Вокруг бесчисленно людей,
Готовых чествовать героев –
Их, мужичков с ружьишком, трое,
Что добывали сей трофей.
Один из них, что меньше пьян,
(Когда отметили победу!?)
Уже успел толпе поведать,
Как зверь, попавшийся в капкан,
Замечен был их зорким оком,
Засим сгоняли за ружьём,
И зверь в сражении жестоком
Подстрелен был и бит дубьём!
А подле Любушка царит:
Тех хвалит, этих распекает,
Детишек ушлых отсылает,
И указаньями сори́т.
Когда граф вышел на крыльцо,
Народ с почтеньем расступился…
Он бросил взгляд, перекрестился,
Как саван сделался лицом.
А зверь…– как ждал его прихода –
Собрал остатки слабых сил,
Глаза затекшие открыл,
Нашёл его среди народа;
И граф прочёл в последнем взгляде
Прощенья скорбь, прощанья боль
И… – нет, не просьбы о пощаде –
Мольбы простить ей эту роль,
Участье в жутком маскараде.
Ему казалось, что звучат
Её безрадостные речи:
«Я прекратить могла б сей ад,
Приняв обличье человечье,
Продлила б жизнь, предав тотем,
Но предпринять сие решенье –
Знаменовало бы крушенье
Всех представлений, вер, систем…»
Он начал рвать рукою ворот
(Дингир – как пламя на груди!)
И, растолкав народ с пути,
От изумлённых скрылся взоров.
- 3 -
Видать настал конец зиме:
Вон тучи в розовой кайме
Нагромоздились, что вершины,
И лёд исто́нчен над стремниной,
Вода под ним, как прядь в сурьме,
И склон чернеет на холме.
Вот, коротая вечер длинный,
У поостывшего камина
Сидели двое в полутьме.
– …Grandma,
уйми мои страданья, /4/
Я так устал от ловкой лжи!
Ты столько знаешь, подскажи –
Кто те престранные созданья?
Три тартарические дамы, /5/
Три столь различные сестры, –
Быть может те, кого веками
Отнюдь не жаловали храмы,
Кого на пытки обрекали
И возводили на костры?
Уже готов я примириться
С ежеминутным колдовством,
По мне Гоморра и Содом – /6/
Теперь невинные девицы!
К кому стучаться, с кем делиться?
Иль с милой глупенькой женой,
Кому прописан лишь покой,
Иль с суетливою сестрицей,
За коей глаз поспеть не может –
Лишь вьётся розовый капот…
Ведь сорока ещё не прожил –
А стар, как будто, на пятьсот!
И бабка щурит глаз смешливый,
Да гладит нежно по спине:
– А ты уверен, что те дивы
Есть сёстры кровные в родне?
Ох, эти ведьмы, чародейки!..
Ужель от пифий только вред?
Кому, в невежестве, – злодейки,
Кому – спасение от бед!
Они суть мудрость во плоти,
Почтенный круг умов пытливых,
Мир женщин вещих, прозорливых,
Способных истину нести,
Кто наделён особым даром.
…А почему скандал да шум? –
Да ведь у них, младых и старых,
Острее чувства, тоньше ум,
И стойкость к бедам и ударам!
Кого же, внук мой, как не их
Облечь для миссии высокой!
–…А как же тысячи пророков,
Провидцев, магов и святых?
– Средь них всё больше шарлатаны,
Для коих лгать – что пить вино!
Их предсказания туманны,
А так вещать немудрено!
– Так что ж, на ведьмах нет вины,
Коль присмотреться трезвым оком?
Так говоришь: облечены
Какой-то миссией высокой?
А нам, бесчувственным, незрячим, –
Удел достойнейший телячий:
Вкушать порой запретный плод,
Разбрасывать семя, множить род,
В пустых забавах тешить тело?..
Вздохнула бабка, покряхтела:
– Ну-ну, мой внук, остепенись.
Нам не по чину горячиться!
Подобных «трём твоим сестрицам»
Вокруг немало, – оглянись.
Они избранники средь нас,
Они на долю не пеняют,
Они умело исполняют
То, что предпишет Свыше Глас.
Их иерархия сложна –
Свод непреложный и суровый,
Сложней, чем табель рук Петровых… /7/
–…И чья же длань над всем видна?
– Ох, милый циник! Вот ответ:
Над всем царит Всевышний разум!
– Неужто, бог? А я-то часом
Подумал: верно, наш сосед!
- 4 -
– Ну, бог - не бог…
а то, что где-то
Семь тысяч лет, зовут Эллил.
…Хоть раз ты к Ветхому завету
Свой взор беспечный обратил?
– Grandma, ужели я безумный?
Читал, как все… и пару раз.
– …Нет, не просматривал бездумно –
Читал ли, знать хочу сейчас?
Ведь эта книга не проста,
В ней – становленье человека,
И расселенье от Ковчега,
Рожденье веры до Христа.
В ней – зарождение сознанья
В ней – поиск истин и дорог,
И с Высшим Гласом диалог:
То примиренья, то восстанья,
И вековечные страданья:
Когда ж порочное созданье
Вернётся в райский свой чертог?
В ней: то в ужасной ипостаси
Грядёт карающий Эллил –
Что изгонял нас и топил,
И разделял людей на расы. /8/
То, милосердия исполнен,
Предстанет Эа – добрый бог,
Тот, что пытался, да не смог
Остановить Потопа волны. /9/
Он, восседавший на горах, /10/
Пленил сознанье иудеев,
И, наставляя Моисея,
Назвался именем Эйя́х. /11/
В ней – то, что истинно есть грех!
Сей грех – и в дерзости народа
Писаться избранным средь всех,
И в бегстве, названном Исходом!
В кровавых рысканиях Рая –
Ведь за Исходом шла беда,
Многоязыкой буйной стаей
С пути сметая города!
Тот люд не истины алкал,
Прикрывшись именем Высоким:
На поругание пророков
Он не однажды обрекал!
…Но у Завета есть предтечи –
В нём всё их памятью живёт:
Их откровения, их речи…–
Давно исчезнувший народ!
Ты в нём услышишь их тревоги.
Там безраздельно правят бал
Их негодующие боги
Ада́д, Нину́рта и Нергал!
И у предтеч найдём исток –
Времён Эдема и Аратты: /12/
Их бог не менее жесток,
Порой – безумно-бесноватый!
Но ты, внимая иереям,
Не горячись и не перечь.
Они, исполнены елея,
Тебя стараются увлечь.
И заблуждений пле́вел сея,
Не жаждут знания привлечь,
Порой совсем не разумея,
О чем идёт в Писании речь.
А люди падки на обманы:
Умы уносит лжи река,
И жаждут все небесной манны,
И ждут Эдема на века.
- 5 -
– Так что ж, Grandma,
все эти… "люди",
Колдуньи, оборотни, жуть –
Его покорные орудия? –
Уж поясни, не обессудь!
Неужто Он им указует
Их культ насилия и лжи?
Вся эта нечисть существует?
…Иль безнадёжен я, скажи?
– Так сразу "нечисть" – и не краше?!
Как ты суров, мой добрый внук!
Неужто лик "твоих подруг"
Ужасней лиц вельможных наших?
Иль их деянья так страшны? –
Да все их страсти и напасти
Не столь зловредны и грешны,
Как у глупцов, что жмутся к власти!
Русалки, ведьмы и наяды –
Живущий рядышком народ…
А ты решил, – творенья ада,
Фантазий неуёмных плод!
– А как ты думаешь, Grandma,
Куда графинюшка пропала?
– Ах вот кто свёл тебя с ума! –
Ещё наслышимся немало.
Такие душечки, поверь,
Что вам, глупцам, сердца терзают,
На долгий срок не исчезают.
Дождёшься – явится под дверь!
Наш граф задумался картинно,
К руке склонилась голова.
Во тьме остывшего камина
Светились уголья едва.
– Как неожиданно и странно –
Всё то, о чём ведёшь ты речь…
Приподнялась она с дивана:
– Пора, пожалуй, мне прилечь...
Привык, что бабка излучает
Вокруг себя лиловый свет –
Его он видит столько лет,
Что уж почти не замечает.
Лиловый – редок средь людей!
Он еле виден в ярком свете.
Но в этот вечер, в темноте,
Стал удивительно заметен!
Старуха, кутаясь в мохер,
Кряхтит, себя приподнимая,
И на прощание роняет
Короткий взгляд на секретер…
В улыбке сморщила лицо,
Глаза блеснули с хитрецой,
Влилось в сиянье серебро,
И вдруг... гусиное перо,
То, что в бездействии томилось
Поверх исписанных бумаг,
Легонько взмыло, покружилось
И, начертав дингира знак,
Стрелой
в чернильницу
вонзилось!..
-------------------------------------
1/ Пален П.А., граф, военный губернатор Санкт-Петербурга, глава заговора (11 марта 1801г.) против Павла I.
2/ «И только позже граф узнал, что – от удара табакеркой» – во время покушения на Павла I общее нападение спровоцировал удар табакеркой, нанесённый одним из заговорщиков.
3/ «И присягнуть царю младому» – сыну Павла, Александру I.
4/ Grandma (англ.) – бабушка
5/ «Три тартарические дамы» – зд. демонические, из тАртара.
6/ Гоморра и Содом – библейские города, олицетворение разврата и распутного образа жизни; разрушены Богом.
7/ Зд. – Табель о рангах, введённый Петром I.
8/ Шумерский Энлил / Энлиль (аккадский Эллил) – главный бог шумерского пантеона в гневе на человечество наслал страшные дожди, приведшие к Потопу. (Эпос Атрахасиса, Старовавилонская версия и Эпос о Гильгамеше, табличка XI). Другими богами он оценивается, как безрассудный, обрекший людей на страдания и гибель.
9/ Эа / Энки – шумерский бог, сотворивший род человеческий и предупредивший Утнапишти (библейского Ноя) о неминуемом Потопе.
Энки безуспешно пытался отговорить Энлила от подобной «карательной акции».
10/ «Он, восседавший на горах…» – по представлениям шумеров бог Энки обитал на вершине горы Саханд (потухшего вулкана), высочайшей в горной гряде, огораживающей «Эдемский сад» с юга.
11/ «…назвался именем Эйях» – на вопрос Моисея, как его имя, Бог отвечает: «Эйах ашер Эйах» (евр. Eyah asher eyah), т.е. «Я есть Эа (Эйа, Эйах)».
Эйах – имя Эа в западносемитской версии.
Буквальный перевод: «Я есть (эйах) тот, кого зовут (ашер) Эа (Эйах)».
Эйах – и есть Яхве / Иегова (искаженная форма имени Яхве).
В русском переводе это озвучено: «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам…Бог отцов ваших послал меня к вам» (Исход 3, 13- 15). Это буквальный перевод с евр. повторяющегося «Eyah» – Я есть – то, что Я есть (Сущий).
Интересна путаница с именами бога в Ветхом завете: Элохим и Яхве. Вероятно, Эл, бог Авраама, из-за своего недоброжелательного отношения к роду человеческому был позднее вытеснен менее суровым Яхве.
12/ «Времён Эдема и Аратты»- по одной из историко-археологических концепций (и на основании древне-шумерского эпоса– поэма «Энмеркар и владыка Аратты») прародиной шумерского этноса, одного из древнейших в Передней Азии, была окруженная горами долина Эдема «в горах Араттских» (долина между оз. Урмия и каспийским морем, вдоль реки Аджи-Чай или Мейдан). Дальнейшая миграция протокультуры направлялась к югу, к Персидскому заливу, вдоль гор Загрос, оставляя в их долинах очаги древнейших культур, датируемых более чем 7 тысячами лет до р.х.
*************************
Рецензии
Общее впечатление: ЛЕГКО, ТАЛАНТЛИВО, «В ОБРАЗЕ» (то-есть целостно и едино все - от стиля изложения до стиля оформления)! Стилистика повествования соответствует историческому периоду, в котором живут и действуют герои. В то же время явственно проступает ЛИЧНОСТЬ АВТОРА, ЭРУДИТА и ШУТНИКА, НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА, прекрасно знающего историю Государства Российского и быта народного, а также мировую культуру, которая была «до» и «после».
С Вашей помощью наслаждалась слогом Пушкина и Жуковского; ужастиками Гоголя; «клиповостью» мышления и иронией М. Булгакова и многими другими литературтурными ассоциациями.
Высокая культура и глубина проникновения в материал – особенность Автора. «Христианский контекст» в начале и в конце повествования заставляет думать, что есть еще какая-то «сверхзадача» в этой «Поэтической Забаве», которую каждый поймет по-своему…
ПОНРАВИЛОСЬ! С уважением, Алла
Алла Корзун 11.01.2020 12:46
Свидетельство о публикации №120101806005
Получила огромное удовольствие. Смешение исторических фактов и мистических эпизодов, ироничные и мудрые авторские отступления, всё сложилось в единое,
очень целостное, гармоничное произведение. Чувствуется прекрасное знание истории,
не только в упоминании значимых моментов, но и в описании бытовых мелочей. А как
чувственно созданы портреты женских персонажей. Каждый имеет свой неповторимый
характер, но от всех идёт бурный поток страсти. Религиозные размышления, совершенно еретические с точки зрения истинного христианина ( к которым я себя не отношу), помогают понять смысл всех этих забав. И смысл этот очень глубокий.
Больше всего мне понравилась глава "Охота", самая важная, по моему, в поэме. Для меня осталось вопросом, убита Вера или она перешла, переродилась в другое качество. В общем, впечатлений от прочтения очень много и они незабываемые. К сожалению, моих когнитивных возможностей не хватает чтобы их передать.)))
Огорчает только одно, что это произведение здесь прочитает не так уж много читателей, как оно заслуживает. Может это прозвучит слишком пафосно, но мне хочется низко поклониться Вам, Аристарх, за такой труд.
Остаюсь почитательницей Вашего удивительного таланта.
С уважением и надеждой на дальнейшее общение...
Татьяна Плешкова 06.05.2025 08:22 Заявить о нарушении
Благодарю от всего сердца!
И приношу глубокие извинения за запоздалые ответы. Пока не получается вернуться полноценно на Стихиру и посвятить себя "стихотворчеству". Обязательно исправлюсь.
Как же Вы сумели "одолеть" эту длиннющую эпопею!? Читать - куда сложнее, чем писать. Сам с трудом справляюсь с прочтением длинных текстов. Конечно, слегка шучу, но это действительно непросто.
Портреты женских персонажей, конечно же, писались с любовью. Да разве может быть иначе!
"Еретические религиозные размышления" обусловлены большим объемом прочитанного научно-исторического материала. Всегда интересовала история зарождения и становления мировых религий.
Сам - христианин, православный.
Совершенно искренне, очень благодарен Вам, дорогая Татьяна! Дорожу Вашим добрым, дружеским отношением.
Спасибо!!!
С Великим праздником! С Днём Победы!
Аристарх Басаргин 08.05.2025 12:03 Заявить о нарушении
переживать, не случилось ли у Вас что-то неприятное.
Я, если честно, стала лениться читать большие тексты, не то что раньше,
но Вашу поэму прочла с удовольствием.
История мировых религий мне очень интересна, но знакомилась я с ними скорее
поверхностно, не особо углубляясь. Библию в своё время внимательно прочитала,
от корки до корки. Всё ли поняла, не знаю, но некоторые выводы для себя сделала.
А по своим убеждениям я скорее агностик, верю в существование некого всевышнего
разума, но ни к одной из религий себя не отношу.
Я Вас тоже поздравляю с Днём Победы! Счастья, Вам, здоровья и вдохновения!
Татьяна Плешкова 08.05.2025 15:25 Заявить о нарушении