Сандро Боттичелли 2

В мастерской Сандро Боттичелли* и Лауретта**.Говорят о картине Боттичелли «Рождение Венеры».


Б о т и ч е л л и. Тебе нравится моя Венера? Эта картина стоит всей моей жизни.
Л а у р е т т а. Разодрала бы ее в клочья и втоптала бы в грязь! Вот как она мне нравится.
Б о т т и ч е л л и. Лауретта! Как ты можешь так говорить! Почему тебя так бесит моя картина?
Л а у р е т т а.  Санта Мария! я сама борюсь со этим  озлоблением… но ничего не могу сделать с собой. Сандро, прости, и давай лучше работать. Где мне встать?
Б о т т и ч е л л и. Ты никогда мне не говорила так о моих картинах.
Л а у р е т т а. И сейчас жалею, что сказала. Давайте лучше работать.
Б о т т и ч е л л и.  Подойди ко мне ближе, к свету, и встань, как обычно, вот на это возвышение. Вот так, хорошо… лицо достаточно освещено. А теперь я прошу тебя раздеться.
Л а у р е т т а. Чтобы писать лицо, тебе нужно, чтобы я разделась?
Б т и ч е л л и. Взгляд… который вчера у тебя был… ты не сможешь его повторить сейчас… Я его должен увидеть в своем воображении… для этого мне самому нужна страсть, и тогда я увижу ее и в лице Венеры. Разденься Лауретта, сделай это для меня. Богом заклинаю, сделай!.. Эту страсть я должен вселить в обнаженную Богиню мою! Эта деталь сделает ее живой.
Л а у р е т т а. Деталь? Я для вас просто деталь! А ваша Богиня на холсте, она, конечно, не деталь, она главное. Она точная копия Симонетты,*** которую вы любили при ее жизни и любите до сих пор, хотя ее давно уже нет в живых.
Б о т т и ч е л л и. Лауретта, заклинаю Богом! Не тревожь имя той, по которой скорбит вся Флоренция.
Л а у р е т т а. Для чего я вам позирую! На картине меня нет и не будет.
Б о т т и ч е л л и. Я сам ненавижу себя за это…Но что я могу поделать. Лицо Симонетты с детскими чертами не отпускает меня. Бывают минуты, когда оно явственно рисуется мне, и тогда я лихорадочно хватаюсь за кисть. Но это случается все реже. Ее образ удаляется от меня с каждым днем.
Л а у р е т т а. А вы научитесь писать его издали! А меня оставьте в покое!
Б о т т и ч е л л и.  Что с тобою сегодня.
Л а у р е т т а.  Дева Мария! зачем я связалась с художником? Правильно мама мне говорила, что у всех у вас в голове ветер. Как можно жить с одной женщиной и рабски любить другую, которой давно уже нет на свете.
Б о т т и ч е л л и. Я обещал твоим родителям заботиться о тебе... 
Л а у р е т т а. Мои родители всю жизнь выращивают  оливы, и я была свободна как птица,  когда жила с ними. Пока вы не увезли меня в эту вашу Флоренцию...  В последнее время мы сидим здесь без денег. А ведь была у нас возможность разбогатеть. Сам Папа  вам сделал однажды заказ на несколько фресок для Сикстинской капеллы. Я, помню, вздохнула тогда с облегчением: теперь-то мы заживем, подумала я. И что? Вы промотали  все деньги, которые вам дали за эту работу.
Б о т т и ч е л л и. Тут ты права, Лауретта. Деньги протекают сквозь мои пальцы, как воды нашей реки Арно протекают через  Флоренцию... Но ты думаешь, я печалюсь об этом? Нисколько! Скупые люди предостерегали меня не раз: «Зачем без оглядки тратишь ты деньги?» На это я им  всегда отвечаю: «Короли духа тратят их не жалея, потому что хотят жить в роскоши. Счастлив тот, кто в своем расточительстве приятен себе и людям». А мой незабвенный учитель Филиппо Липпи выражался еще круче: «Щедрые люди подобны небожителям, а жадные жалким ослам». И сейчас я не коплю деньги… вот перед нами весит  корзина. В нее я и моя ученики кидаем деньги, которые зарабатываем, а потом каждый берет из нее на свои, сколько ему вздумается.
Л а у р е т т а. Да знаю я эту вашу корзину, она всё время пуста… Удивляюсь, как можно такому легкомысленному человеку быть знаменитым художником.
Б о т т и ч е л л и. То хочешь уничтожить мои картины, то я у тебя знаменитый.   
Л а у р е т т а. Вы никогда о себе ничего не рассказывал. Расскажите.
Б о т т и ч е л л и. Что я могу о себе сказать. Во мне живут два человека: один веселится и прожигает жизнь, другой работает день и ночь над картинами. Чем это всё кончится, я не знаю.

………………………………………………………..
*Великий итальянский художник эпохи Возрождения.
**Несовершеннолетняя девушка, которая в будущем надеется стать его женой.
***При жизни любовница правителя Флоренции .

                П р о д о л ж е н и е   з а в т р а


Рецензии