Легенда об Урызмаге и трёх испытующих

Нартский эпос

Часть II. Урызмаг и Шатана.

Молва в горах летит, как искра,
И заполняет слух без клятв.
Она резва и очень быстра…

Нарт Урызмаг лишь бросит взгляд
На человека чуть капризно,
И разом всё определит:
Какого нрава тот по жизни,
И, чем известен, знаменит.

«Вдруг нарт приехал к нам впервые?
что может он  о нём сказать?», -
Один тут молвил, «Деловые,
Как можно просто то узнать?!»

«Как можно знать, что там на сердце?
Коль с ним не ел, коль с ним не пил?», -
Твердят другие без инерций,
«Он – не волшебник, не факир!»

Слова, слова, нет в них согласий,
Проверить – сто на то причин.
Собрались как-то на нихасе*
Компанией из трёх мужчин.

Один – богач, в душе «калека»,
чревоугодник, толст и блёкл.
И нет на свете человека,
Чтоб пользы в нём он не извлёк.

Другой был плут, да без предела,
Душой готов всегда рискнуть.
Клянётся всем, без пользы дела,
Чтоб только подло обмануть.

И говорлив всегда не в меру,
Готов продать тебя «внаём».
Сам худощав, высок, в манерах
Проныра, плут, мой друг, во всём.

А третий – тих, немногословен,
Но, если надо примирить,
Он будет тем обеспокоен,
И точно знает, как там быть!

Лишь слово скажет – меркнет ссора,
Согласье меж людей как гимн.
Он был любимцем средь народа,
Умён и добр, пример другим.

Решенье их – есть признак знака,
Нельзя судить в мгновеньях утр.

«Пойдём в селенье Урызмага,
И там поймём, нарт, так ли мудр!»

Сказав всё то, они собрались,
Не близок путь, не время ждать.
Сомненья, чтоб стереть, морали.
О нарте истину узнать.

А вот селенье нартов: «Житель!
Здесь с далека сошлись пути.
Где Урызмага дом скажите,
И как быстрей к нему пройти?»

«Там, где высокая ограда,
Где островерхий самый дом.
Там Урызмаг живёт, вам надо
К нему пойти, он всем знаком!»
 
А вот и дом тот островерхий,
Забор, калитка, сам седой
Старик, услышав, вышел крепкий
С огромной длинной бородой.

И сразу начал у порога:
«Вам рад в житейском бытии.
Гость – он посланец точно Бога,
Входите солнышки мои!

«Пусть будет долгой и счастливой
Вся жизнь твоя достойный нарт!», -

Ответно путники учтиво,
«Будь славен нарт наш Урызмаг!»

Ввёл нарт их в дом, а сам - хоть скройся:
То выйдет, то опять войдёт**.

«Случилось что, не беспокойся»,
Твердят, а он: «Бог всё учтёт!
Гостеприимство мной радело,
Я угощу вас всех потом.
Но прежде, в чем, же ваше дело,
Что привело теперь вас в дом?»

«Молва в горах летит, как искра,
И заполняет слух без клятв.
Она резва и очень быстра…
Нарт Урызмаг лишь бросит взгляд
На человека чуть капризно,
И разом всё определит:
Какого нрава тот по жизни,
И, чем известен, знаменит.
Хотим узреть всё то глазами,
Увидев – передать другим.
Услышать то, чтоб вечерами,
Всем подтвердить молву, как гимн!»

«Как хорошо, что мир огромен,
И полон дум людских, страстей.
Вы посидите дружно в доме,
А я проведаю гостей!»

И Урызмаг бегом из дома,
То выйдет, то опять войдёт.
И вслух твердит: «Ведом-ведома,
Со мною Бог, он всё учтёт!»

А гости в доме в изумленье:
«Как беспокоен Урызмаг,
Что там за гости, что томленье,
Тревожен, стал ты славный нарт?»

И нарт в ответ: «Как ни печально,
Не разорваться мне сейчас.
Страны наверно очень дальней,
Пришли те гости раньше вас!
Вот я о них и беспокоюсь,
Прошу меня вам извинить».

«Да кто ж они?», - живот рукою
Погладив первый, стал бубнить.
«Уверен я, они – богаты,
Раз ты туда-сюда снуёшь!»

«Гостям и гости будут рады,
Но может, лгут они, здесь ложь?!
Плут зачастую суть скрывает,
Чтоб обмануть других порой.
Чего на свете не бывает!», -
Скривившись, молвил тут второй.

«Ты, верно, чтишь мужей достойных,
И вот устроил кутерьму», -
Тут третий молвил, чуть спокойно,
«Кто близок сердцу твоему!»

«Не знаю», - Урызмаг был краток,
«Не побыл, нечего сказать!»

«Тогда давай-ка без загадок,
Скажи, какой у нас есть нрав!»

«Других гостей давно не видел.
Лишь были вы», - ответ дерзал,
«Надеюсь, гости, не в обиде?
Ведь каждый за себя сказал!»

Все, удивившись, молча, встали,
И, попрощавшись чрез порог,
Ушли, а Урызмаг им в дали:
«Всё знает в свете только Бог!»

*)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов
**)Гостеприимство - один из традиционных обычаев осетин. С появлением в доме гостя хозяин прекращает свои занятия и старается как можно лучше принять его. Гостя вводили в гостевую, имевшуюся почти в каждом осетинском доме и отличавшуюся особым убранством и чистотой. В честь гостя, если было возможно, резали барана, подавали к столу лучшие национальные блюда и напитки. За столом гостю прислуживала молодежь. Если дом не был готов к приему гостя и задерживалось приготовление угощения, то старший говорил: «Гость всегда готов, хозяин - не готов». Считалось неприличным оставаться в гостях без особой нужды более трех дней. Отказ в гостеприимстве осуждался обществом и почти не имел места в быту у осетин.


Рецензии
Очень интересная легенда,
Читала с удовольствием.

Марина Мальцева 6   20.10.2020 08:34     Заявить о нарушении
Всегда тебе душевно рад, Марина! С теплом,

Игорь Апрельский   20.10.2020 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.