Христианизация Перми Вычегодской. Цикл

СОТНИК ПАМ

Разыгрался сильный ветер,
Клонит высохший бурьян
И, срывая, крутит-вертит
Лист последний. Словно пьян,
Дует с разных направлений,
Не-пойми-куда снуёт,
Остужая день осенний.
Кличут лебеди, в полёт
Отправляясь, вышло время
И пора, пора на юг,
По извечной звёздной схеме,
Совершив прощальный круг.

Сотник Пам взошёл на берег
Тихой северной реки,
Поминая Зарань с Перой**.
По воде пошли круги
От упавшего комочка,
Как недобрая молва,
Беспокойных дум источник,
От которых голова,
Как от тяжести клонилась.
Князь московский, что ни год,
Проявляя будто б милость,
Дань пушниною берёт.
Суетятся новгородцы -
Рухлядь мягкая и им
Златом веским обернётся.
Заволочье, Пермь - чужим
Отдаёт свои богатства.
Присосались.Слух дошёл -
От монашеского братства,
Из Затвора, где их стол,
Инок СтЕпан*** Пермь замыслил
Духом Божьим освятить.
Сотник шмыгнул носом вислым,
- Шустрый вон какой, смотри.
Ен, зырянский бог, извечно
Обитает в небесах.
Омоль****(чтоб его распухла печень),
Вызывая злобу, страх,
Портит людям Пармы ору*****
Третью в мире ипостась
У всего живого. Впору
Опрокинуть княжью власть.

*Сотник Пам - жрец и вождь у коми;
**Зарань, Пера - персонажи коми мифологии;
***СтЕпан - Стефан Пермский;
****Омоль - противоположность Бога;
*****ора(коми) - аура.
17.10.2020

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

Рождённый в Угличе, мальчонка,
Русин и клирика сынок,
Дух Божий чувствовавший тонко,
От дел мирских всегда далёк,
Он с юных лет, как христианин,
К пути апостольскому шёл.
В трудах духовных постоянно
Судьбы катилось колесо.

Москва, в то время, крепла духом,
Сыра-река (от слова моск(?)),
В низу холмов шумела глухо,
Свечной, в молельнях, таял воск.
Уже Димитрий-князь Митяя*
На митрополию хотел,
В Константинополь отправляя
На поставление. Удел
Нуждался в божьей благодати,
Сбирая земли вкруг себя.
Пред этим время зря не тратил
Наш инок Стефан - озарял,
Средь братства знания в Затворе**.
Поскольку пермский знал язык,
Составил азбуку, а вскоре,
И перевод служебных книг.
Он знал от матушки , дитятей,
О ней юродивый изрёк,
- Грядёт сия Мария мати
  (Не слабый устюжский пророк)
  Перми епископа СтефАна.
Учитель - путь определён.
Вобрал в Затворе силу знаний,
В Коломне - святость и канон.

*Митяй - по замыслу князя Дмитрия -
         будущий митрополит Московский;
**Затвор - Ростовский монатырь св. Григория Богослова,
           обитель "старцев многомудрых", центр
           книжности того времени.
19.10.2020

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ. МИССИЯ

Завершив на Москве подготовку,
Полномочиями наделён,
Уж из Устюга Вычегдой ловко
Поднимал просветителя чёлн.
От Владыки - напутствие с миро,
От Великого князя - Указ,
Как охранная грамота сирым,
Меж язычников, всем на показ.
Стефан был образован прекрасно,
И общался на их языке.
Где,порой, разгорались и страсти,
Там решителен был он и смел.
Проповедуя, ставил церквушки,
Деревянные вичко зырян,
И кумирни настойчиво рушил,
Как и идолищ, праведно рьян.

Сын крещёной зырянки Марии,
По наследственности обладал
Согласованностью со стихией.
Неприятия буйных накал
Усмиряя молитвой и словом,
Энергетикой духа силён,
На служение взятой в основу,
Чудодействием брал он "в полон".
Удививший решимостью Пама,
В испытаньи огнём и водой,
Посрамил колдуна и упрямых -
Удалился за Камень изгой.
За труды неустанные в вере,
Возведён был в епископа сан
Стефан Пермский,заслугами  мерян,
Совершив то, зачем был и слан.
20.10.2020

ПРОКУДЛИВАЯ БЕРЁЗА

По мотивам коми сказки.
1 часть.

Жили-были Кузь* да Асныр**,
Жили вместе десять лет.
Он - мужчина, сокол ясный,
И она - прекрасней нет.
Но тревожило супругов -
Нет и не было детей.
Уж и местная округа
Порчу стала видеть в ней.
Кузь жену любил безмерно,
Ведь она когда-то в круг,
В хоровод вошла с ним первой -
Ясно, будущий супруг.
Долговязый, худощавый,
Нынче он заматерел,
Бородою закурчавил,
И добытчик - ловок, смел.
Утка первая - супруге,
Земляники пять горстей,
Тут же делит с милым другом,
И, уж зимний соболь - ей.

*Кузь(коми) - длинный, долговязый;
**Асныр(коми) - своенравная, с характером.

Лето выдалось пригожим,
В сочной зелени луга.
Кузь и Асныр, на ворожу,
В лодке, дичь по берегам.
В два весла гребут рекою,
В дар жрецам везут меха,
Сердце Асныр тихо ноет,
К пересудам всем глуха,
Помнит - Паму отказала,
Наивысшему жрецу.
Запустил он жабу с жалом
В плоть её. И по лицу
Тень скользнула. Молодая,
Много лет ведёт борьбу -
Жаба семя поедает,
Исковеркала судьбу.
Коль уйдёт от Кузя к Паму,
Позаботится колдун,
Отведёт её от сраму -
Жабы с жалом, хитрый тун.
Да не жить супругам розно,
Порешили на сто крат,
И к прокудливой Берёзе
Лето каждое спешат,
Чтоб испить глоточек сока,
Что берётся раз в году.
Лодка мчит рекой глубокой,
Стрекозою на ходу.

2 часть.

Вот и мыс, скопленье лодок,
В коридор костры горят,
Очищающих народы,
И жрецов, за ними, ряд,
Благодушно поначалу,
Принимающих дары,
К ним идущих от причала.
Над огнём висят котлы.
Главных не было, закрылись
Глухо-наглухо в избе -
Долетела весть на крыльях
От охранников извне.
- Из Руси идут монахи,
  Ни мечей, ни палиц нет.
  С амулетом и без страха,
  Излучая дивный свет.
  Амулет крестом зовётся,
  Стрелы наши отвратил,
  И не вышло нам бороться,
  Хоть старались в меру сил.
  С ними СтЕпан*, бойтесь старцы,
  Он колдун из колдунов.
  Ваше дело с ним тягаться
  Тем, что встарь обретено.

*СтЕпан - в языке коми нет буквы "ф".


3 часть

У костров, меж тем, девчата
Хороводы завели,
И о том, что было свято,
Пели песни. Край земли
Восхваляя и Берёзу,
Что всему живому мать,
Порождающая грёзы,
Утверждая коми стать.

Вечерело и к игрищам
Стефан вышел напрямик.
Глядь - Берёза вся трепещет.
Стефан к посоху приник
И, с горящими глазами,
Стал к Берёзе подходить.
Тут жрецы очнулись с Памом,
Словно дёрнули за нить.
Вот один перевернулся,
Грянул оземь, волком стал.
Пасть оскалил (где и снулость)
Изрыгает вонь и кал.
Приподнял монах лишь посох
Свой, увенчанный крестом -
Пал бездыханным на росы
Зверь оскаленный. Потом,
Зарычал другой медведем
И уполз, едва живой.
То же стало дальше с третьим,
А народ смотрел на бой.
Преграждали путь к Берёзе
Волхвы топью и огнём.
Сушью, Стефан и морозом
Шёл, ступая напролом.
Наступил черёд и Пама,
Но не стал вступать он в бой,
И отплыл куда-то в парму
Беспристрастною рекой.
И сказала Асныр мужу,
- Ты Берёзу защити,
  И убей монаха.Ну же,
  Бей скорее.
              На груди
Крест сиял восьмиконечный
У Стефана. Вскинув лук,
Кузь прицелился конечно,
Но молитвою, из рук
Унеслась куда-то сила.
Лук защитник опустил,
Хоть и был бойцом не хилым,
А стрелу, всё ж, не пустил.

4 часть.

Все в молчании стояли,
Тишину нарушил стук
Топора, летевший в дали,
Разносило эхом звук.
Час прошёл - и ни зарубки.
Спрыснул он святой водой
Свой топор,раздался хрупкий
Треск и хлынула рекой
Кровь из дерева, из раны.
- Плоть живую рвёшь, монах,
Закричал народец рьяно,
Прикрывая криком страх.
Стефан рубит всё и рубит,
Асныр падает, бледна,
Будто что-то силы грубо
Забирает все до дна.
День второй проходит, третий,
И к исходу, наконец,
Улеглась, ломая ветви,
Потерявшая венец.
Из дупла полезла нечисть:
Жабы, ящерицы, змей.
У людей опали плечи -
Третий день и без огней.
Вздрогнул Кузь под сильный грохот,
Смотрит - жаба тут как тут.
Он рукой за головёху -
Пусть напасти все падут.
- С нами Бог, - раздался голос,
Асныр тут же ожила.
Через год, вернувшись в волость,
Кузю сына родила.
21.10.2020


Рецензии