28. Тетради - отклики

     "<Способность> соотносить <между собой члены> противоречия есть отрешенность. Привязанность к некой частной вещи может быть расторгнута разве что привязанностью, которая с ней несовместима. Вот почему: «...любите врагов ваших...» [рассматривая их именно как врагов] »; «Тот, кто ради Меня не возненавидит своих отца или мать... и свою собственную душу...»

Когда внимание, сосредоточенное на такой-то вещи, сделает в ней явным противоречие (ибо в глубине каждой мысли, каждого ощущения, каждого акта воли таится противоречие), происходит как бы отслоение. Упорно держась этого пути, достигают отрешенности.

Наша жизнь есть невозможность, абсурд. Всё, чего бы мы ни пожелали, находится в противоречии с условиями или последствиями, связанными с этим (желанием); каждое утверждение, сделанное нами, содержит в себе утверждение противоположное; все наши чувства смешаны с теми, которые им противоположны. Ибо мы сами — противоречие: мы — создания, мы — Бог, и мы бесконечно отличаемся от Бога".

     С. Вейль. Тетради.


     Я вижу так, что мы - боги по форме, но мы боги непройденного пути. Мы "из" Бога и мы "к" Богу, но мы не объемлем его, но объемлемы им. Мы -стрела, пущенная в цель, которая стремительно летит. И покуда летим - подобны Богу.
Противоречия толкают нас, и если не сбивают с ног и не превращают в свои игрушки, то движут куда-то. Но вскоре мы обнаруживаем, что могли бы двигаться и в противоположном направлении, а пришли бы туда же. Тогда нам хочется стать и стоять внутри того, что нас движет, нам хочется двинуться одновременно в два конца, мы желаем стать "как боги". Мы испытываем отрешённость от своих человеческих ограниченных движений. Мы жаждем охватить всю полноту возможной в противоположных направлениях энергии. Мы волим к власти, как говорил Ницше, но это воление над самими собой, потому что это воление - высвобождение нас из под спуда противоположностей.

     Короткий ум просто запрещает противоречие. Я не безмерен - говорит ум и запрещает противоречить самому себе. Он думает, что так справляется со своими проблемами. Он указывает всем несчастным бедолагам, что они проваливаются в противоречие. Он находит противоречия и отсекает их. Его работа бесконечна и никогда не будет завершена. Спасение людей от противоречия выглядит как спасение людей от того, что они люди.
    Но отрешённость, не-деяние спасают нас не от противоречий, а от самих себя, бессильных перед любым противоречием.
    Противоречие есть, осталось только, чтобы мы и про самих себя могли сказать тоже самое.
    "Безразлично с чего мне начать, всё равно возвращусь я туда же" (Парменид). Свобода нас ждёт. Истинная бесконечность это противоречие, а не числовой ряд. Числовой ряд это только зримая бесконечность, спроектированная на пространство и время.


     "Чтобы быть праведным, надо быть нагим и мертвым. Без воображения. Именно поэтому образцу праведности подобает быть нагим и мертвым. Один лишь Крест не поддается имитации воображением.
Чтобы мы чувствовали расстояние между нами и Богом, нужно, чтобы Бог стал распятым рабом. Ибо мы чувствуем расстояние только при понижении. Куда легче вообразить себя на месте Бога-Творца, чем на месте \Бога\ распятого Христа.
Не через вкушение плода, как думал Адам, становятся равными Богу, но претерпевая Крест.
Очевидно, что чистый образец праведности, которому возможно подражать, не должен обладать ничем из того, что нам предоставляют или у нас отнимают обстоятельства. Из таких качеств ему следовало бы обладать лишь тем, чего мы не можем желать. Тогда сходство, которое мы желаем иметь с ним, никоим образом не будет связано с обстоятельствами. Если бы этот образец был справедливым царем, каждый пожелал бы быть царем, а не быть справедливым.

В воображении нам дано всё, чего мы хотим. Мы не хотим — Креста".

      С. Вейль. Тетради.


     Каждый из нас сегодня уже может легко вообразить, что он - Бог. Но этот Бог царит в совершенстве и всемогуществе, он помещён и расположен в том представлении, которое нам желанно. Когда я говорю: "Я - Бог", я отсылаю себя к совершенно определённому образу и виду Бога - блаженному. Но кто увидит себя Богом, истекающим кровью на кресте, беспомощным и впавшим в отчаяние, как раз оставленным не только людьми, но и самим Богом??? Кто увидит себя как Бога готового умереть и умирающего?
    Нет, наши желания не простираются столь далеко, видимо наши желания лгут самим себе, они не правдивы.
    Мы пишем - Бог в каждом ребёнке, в каждой травинке, в каждой улыбке. А как насчёт, Бог в каждом дерьме, в каждом предательстве, каждом страхе? И кого мы обманываем? Мы уже стали Богами "нашего райского садика", миража нашей пустыни, но Бог это не вот эти чудесные замки, которые нам мережатся, а глоток воды, которого нам в этот момент не достаёт. Кого мы обманываем?
    Не думаю, что кто-то может с полным правом сказать "Я - Бог", прежде чем он не шептал в разных самых обычных случаях - "вот Бог".

    Политический лидер или генерал, который покажет публике американского солдата и скажет: "вот Бог" - "наш Бог" - будет прав, но солжёт.
А вьетнамский ребёнок, если однажды случайно этот американский солдат извлечёт его из под руин, который тоже скажет: "вот Бог" - будет не прав, но скажет истину.
    Больше нет правых и неправых, есть истина и ложь, наше время оголилось - истина или ложь и всё.

    Итак, кто желает, чтобы его распяли, как эту маленькую вьетнамскую девочку, чтобы можно было говорить истину?
    Кто не желает - молчи...


     "Соотношения между противоположностями — как лестница. Каждое из них возводит нас на более высокий уровень, где находится соотношение, объединяющее противоположности.
Пока мы не взойдем на место, где должны будем мыслить противоположности вместе, в их совокупности, но откуда не сможем взойти на тот уровень, где они связаны воедино. Это последняя ступень лестницы. Туда подняться мы не в силах; нам остается лишь смотреть, ожидать и любить. И тогда сойдет Бог.
Это верно для мысли и для действия, для истинного и для благого.
Симметричные тела и четвертое измерение — один из образов этого".

     С. Вейль. Тетради.


     Лестница Иакова на небеса.
Предполагает от нас - пройти конечное расстояние. Бесконечное мы проходим вместе с Богом.


     "Человек, вдохновленный Богом, — это человек, чьи поступки, мысли, чувства соединены связью, которую нельзя представить".

     С. Вейль. Тетради.


     Похищенный богиней Истиной Парменид - где-то летел, по какой-то дороге, по которой несли его кони... Безумие как сверх-разумие, как герой-дурак, который неизвестно что сделает, куда пойдёт.
     Божественная связность - человечески непредставима. Поэтому не действует запрет, не руководит правило, и даже само понимание отстаёт от того, что происходит.


Рецензии