Чудо в Орде

блоги гима

Чудо в Орде: исцеление женщины, без которой Орда распалась.

В собрании Государственного исторического музея хранится гравюра, сделанная с оригинального рисунка А. Земцова «Святой Алексей митрополит в Орде, у больной Тайдулы». Александр Ефимович Земцов (1856-1896), живописец, график, создавал иллюстрации по темам русской истории. Гравюра, которой посвящена эта статья, создана художником специально для журнала «Нива», гравер Шюблер, методом политипии.
https://catalog.shm.ru/api/spf/x2Ax-5bXnQZW3bTe247Nwn..
В 1357 году митрополита всея Руси Алексея призвал в Золотую Орду хан Джанибек, чтобы вылечить от внезапной слепоты свою мать – царицу Тайдулу, вдову хана Узбека. Специально присланные послы просят об этом великого князя московского Ивана II.
Само это событие необычное. Зачем же татары призывают митрополита на помощь, зачем было русскому митрополиту отправляться, чтобы лечить царицу враждебной Орды? Возможно, были особые отношения высшего московского руководства и некоторых кланов Орды, раз москвича зовут по такому деликатному делу. Джанибек и его мать Тайдула доверяли и покровительствовали митрополиту Алексею, крестному сыну Ивана Калиты, человеку из московского боярского рода.
Огромная и сложная тема – взаимоотношения Руси (Московской, ранее Владимирской Руси, позднее России) и Золотой Орды (и более ранних государственных образований – Хазарии, половецких князей), эти отношения на уровне руководителей, лидеров стран и народов к XIV веку имеют многовековую историю. Н.Г. Устрялов приводил факты участия еще половцев в междоусобицах как наемного войска, именует их «лютыми злодеями». Менее эмоциональный С.М. Соловьев считал, что «Россия …должна была вести борьбу с жителями степей, с кочевыми азиатскими народами…». Эту идею развивал вслед за Соловьевым В.О. Ключевский. Они придавали этой войне характер «борьбы леса со степью», чем тезису «извечного антагонизма» условных Руси и Степи придавался как бы географический смысл, но соль была в ином: создатели этой концепции считали своим долгом оправдать «отсталость» России от стран Западной Европы и доказать неблагодарным европейцам, что «Русь своей степной борьбой прикрывала левый фланг европейского наступления». Европейцы, при этом, постоянно атаковали прикрывающую их от степняков Русь в спину. Часто так и было. Достаточно упомянуть период 1240-1242 гг, когда ордынцы атакуют Русь с юго-востока, полностью уничтожают Киев и многие другие южнорусские города, а Швеция и германские рыцари одновременно атакуют с запада Новгород и Псков.
Построения поздних историков очень интересны с точки зрения их теорий, описывающих отношения Руси со «степняками» в разных оттенках черных и темных тонов. Особняком стоит концепция Л. Н. Гумилева о некоем «симбиозе» русских княжеств и Орды в XIV-XV веках, теория о некоем «синтезе», закончившемся победой над Ордой в XV в и слиянием, а скорее - поглощением Орды Москвой к XVI веку. Конечно, и эта картина также не совсем соответствует исторической реальности.
Очень сильным в Орде было тенгрианство – язычество. Л. Н. Гумилев именует такой вариант религиозных воззрений «демонология, игравшая роль религии». В условиях борьбы ислама и тенгрианства на территории Золотой Орды, на территории Руси православие, христианство окончательно побеждает древнее славянское язычество, примерно в то время, когда кафедра митрополита всея Руси переезжает из опустевшего Киева в Москву (1328 год). Сопротивлявшиеся исламизации татары-язычники больше соблюдали записанную в Ясе (своде законов времен Чингиз хана) традицию – уважение к другим религиям.
Был ли у митрополита Алексея выбор, ехать или не ехать в Орду, по доброй ли воле он отправлялся помогать Тайдуле, мы не знаем. Известно, что это событие действительно произошло. Авторитетные летописные источники сообщают об этом.
Если посмотреть на гравюру, то видим в центре композиции митрополита со свечой в руке. Известно, что перед отъездом из Москвы Алексей отслужил молебен с водосвятием в Успенском соборе Кремля, перед гробом митрополита Петра, во время богослужения в храме сама собой загорелась свеча (18 августа 1357 г), Алексей разделил свечу на несколько частей, раздал их людям с призывом молиться за него, а одну часть взял с собой в Орду вместе со святой водой. В столице Орды Сарае Алексей явился к Тайдуле, прочитал молитву, зажег свет от московской частицы свечи и чудом к царице вернулось зрение. Наиболее древние летописи так повествуют эту историю, сообщая также, что Алексей претерпел от «поганых» (язычников) притеснения, однако татары вскоре отпустили его, потому что к этому моменту начались очередные кровавые междоусобицы, «замятня приспела в Орде» (Троицкая летопись). Если мы вспомним, что менее чем через три года царица Тайдула погибнет, вполне можно предположить, что во время визита митрополита в Сарай происходила очередная «замятня», однако в тот момент «партия» Тадулы ещё была сильна и победила. Логично предполагать, что притесняли Алексея именно противники Тайдулы.
Русские летописи, современные Алексею, очень сухо, буднично повествуют об этом событии, без всякой симпатии к ордынцам. Позднее появились приукрашенные рассказы, целые повести об этом событии. Появилось неверное толкование названия города Тула, якобы связанное с именем «ханши». Также фантазиями летописцев XV-XVI века являются более поздние сообщения о «богатых дарах» от татар русскому митрополиту.
Вернемся к изображению. Рядом с сидящей с закрытыми глазами матерью художник изобразил вероятно её сына Джанибека, однако мы не знаем подлинно, был ли хан Джанибек в этот момент рядом с Тайдулой. Более того, мы не знаем, был ли он в Сарае. Точно известно, что он совершил тяжелый поход на территорию нынешнего Азербайджана, тяжело болел и умер (1357). Напомню, что в августе Алексей был еще в Москве, дорога в Сарай заняла не меньше месяца, следовательно исцеление Тайдулы датируется примерно сентябрем 1357 г. Есть сообщения о том, что Джанибек был в это время в Сарае, болел, но с ним Алексей не встречался, однако это поздние вставки.
Современники и потомки уделяли этому «чуду в Орде», эпизоду исцеления Тайдулы, большое значение. В память об этом событии в восточной части московского Кремля в 1365 году основали Чудов монастырь, Великую Лавру. Этот монастырь до своего уничтожения во время гонений на церковь в 30-х гг. XX в. был крупным религиозным центром в самом сердце России.
Эпизод чуда в Орде был сюжетом иконописи. В конце XIX в после получившего популярность рисунка и распространения литографии А. Земцова эпизод, изображенный на нём, стал повторяться во многих вариантах и разновидностях, его брали в основу сюжета многие светские художники. Широкие массы читателей исторических и научно-популярных книг и сборников очень интересовались этим сюжетом. Гонения на церковь в ранее советское время и разрушение кремлевских монастырей и храмов в 20-30-е гг и снос Чудова монастыря в 1929-1932 гг нанесли огромный удар по архитектурным памятникам и традициям как церковного, так и государственного и исторического значения.
А для современников в XIV веке чудом стало другое явление. Внезапно возникшее, быстро увеличивавшееся московское княжество год за годом набирало влияние и силу на Руси, а параллельно с этим вступившая в «великую замятню» Орда ослаблялась и распалась на несколько государств и территорий. Такой быстрый упадок во всех сферах – военной и экономической, религиозной и общественной, также был для современников настоящим чудом.
Царица Тайдула в 1360 г погибает от рук очередного узурпатора. Не будет преувеличением сказать что вместе со смертью жены, матери и бабушки нескольких ханов умирает и сама Орда. Погибшую царицу стали называть «женщиной, без которой Орда распалась». Осталась память о ней, о её терпимости и возможных симпатиях к русской церкви и о «чуде в Орде». Вся противоречивость, неоднозначность взаимоотношений Москвы и Орды в XIV веке символически представлена в этом эпизоде.


Рецензии