Катастрофа

Катастрофа.

Как советские полярники спасли экспедицию
Умберто Нобиле.

Первая часть.

Май 1928 года

Северный Ледовитый океан…
Во льдах его произошла,
Тогда крупная катастрофа,
Там экспедиции одной.

Аварию во льдах потерпит,
Их дирижабль, сел на лёд.
«Италия» тот называли,
Нобиле тем руководил.

(Генерал Умберто Нобиле)

Была попытка итальянцев,
Покорить Арктику тогда.
17 жизней будет стоить,
Плюс самолёт ещё ж один.

Пропавший без вести там также,
Самолёт Амундсена там.
Шесть государств там европейских,
Спасением тех занялись.

(В район Шпицбергена и Земли Франца – Иосифа
Были отправлены 18 кораблей и 21 самолёт. Всего
В этих операциях по спасению участвовало более 1500 человек).

Самым счастливым для Умберто,
Второй тогда был дирижабль.
«Норге» («Норвегия») тот звали,
Амундсен его приобрёл.

(На деньги друга и спутника по предыдущей
Воздушной экспедиции, американского миллионера
Линкольна Элсуорта)

В этот аппарат вложив деньги,
Участие он приобрёл,
В полёте. А ещё ж возможность,
На полюс спустить флаг США.

(На Северный полюс)

Май 1926 год.

С «Норвегии» был сперва спущен,
Флаг родины Амундсена.
Руководителем являлся,
Той экспедиции тогда.

Нобиле был тогда там третьим,
Лицом на дирижабле том,
Был командиром дирижабля,
Флаг итальянский он спустил.

(В этом полёте Нобиле был ещё ж полковником.
Они летели на Аляску через Северный полюс)

А после уже возвращенья,
Нобиле был произведён,
Там в генералы. В колледже же,
Профессором тогда он стал.

(Неаполитанского технического колледжа.
В Италии его назвали «гражданином номер один»)

Спустя два года с тех событий.
Имя Нобиле стало там,
Символом уже катастрофы,
Того дирижабля во льдах.

(Северного Ледовитого океана)

Сам генерал тогда был также,
Разжалован и осуждён.
Формально там. На родине же,
Персоной нон грата он стал.

(Его обвинили и в том, сто он покинул досрочно лагерь,
 причём даже со своей собакой, Титиной)

С 1932 - го по 1936 год

В течение нескольких лет он,
Нобиле жил уж в СССР.
Конструктором тогда ж работал,
Строил он дирижабли там.

Затем в Италию вернулся,
(Как кончился там договор)
Оттуда в США уехал,
Должность профессора занял.

(На факультете инженерной аэронавтике в Университете Льюиса)

1928 год

К событиям ранним вернёмся ж.
К полёту роковому там,
Готовился генерал очень,
Особенно тщательно сам.

Правительство фашистов было,
В Италии уже тогда ж.
У власти стоял Муссолини,
Которого мучал тот факт:

Что флаг Италии был третьим,
На полюс спущенным тогда,
С «Норге», того там дирижабля,
Нобиле, командиром был.

Вторая часть.

И Нобиле вновь поручили,
Организовать, провести,
Национальную, «родную»,
Там экспедицию уже.

(Экспедиция должна была принести славу, такой
 не «арктической» стране, какой была Италия).

10 марта 1928 года

Был испытательный полёт там,
Нового дирижабля. Тот,
С аэродрома близ Милана,
Уже в апреле старт возьмёт.

15 апреля

«Италия» курс взял на север.
С аэродрома Баджио.
Торжественно тот провожали,
Папа  Пий (11) крест им там вручил.

(Во главе процессии прощальной шли посланники
Ватикана с крестом от папы, который должны были
Участники водрузить на полюсе)

«Италии» там поначалу,
Сопутствовала в том пути,
Удача. И их два полёта,
Над льдами – хорошо прошли.

(Над льдами Северного ледовитого океана)

В торжественной же телеграмме,
Что Нобиле с борта там дал,
Была уверенность в успехе,
И начался третий полёт.

«Пролетел над полюсом от 0 часов 20 минут до 2 часов
20 минут тчк. В первый раз с чувством глубокой
 Благодарности опустил на вершину мира флаг
 Италии и крест Христа тчк. Но сильные южные
ветры зпт интенсивность которых меняется от 35
до 60 километров в час зпт заставляют уклониться к востоку тчк»

В те самые часы, когда там,
Послали телеграмму ту,
Которую примет корабль,
«Италия» к беде там шла.

(Специальный корабль «Читта де Милано», который был
Плавучей базой экспедиции и поддерживал связь
Постоянную с ними, и переслал телеграмму Муссолини)

«Италия» шёл там навстречу,
Уж неминуемой своей,
Той катастрофе… и уж в мае,
Крушение потерпит тот.

(25 мая 1928  года)

Там из 16 всех – сразу ж,
Семеро погибают там.
Оставшимся девятерым там,
Осталось верить в чудо лишь.

И произошло это чудо,
3 – го же июня, вдруг,
Советский радиолюбитель,
Николай Шмидт – сигнал поймал.

(Житель деревни Вознесенье – Вохма Северо – Двинской
Губернии)

На самодельный же приёмник,
Там, одноламповый к тому ж,
Сигнал поймал. Координаты ж,
Он срочно передал в Москву.

(Координаты экспедиции)

Третья часть.

Но ещё ж раньше, как пропала,
С «Италией» радиосвязь,
С момента их уже пропажи,
Прошли немногие часы.

Забил тревогу наш полярный,
Исследователь с СССР,
Рудольф Самойлович. Предложит,
Послать на север ледокол.

(Бывший революционер – подпольщик, автор
Первого проекта разработки Шпицбергенского угля –
Рудольф Лазаревич Самойлович)

27- го мая 1928 года

В тот день в Норвежском министерстве,
То – обороны, началось,
Там совещанье, на котором,
Участвовал Амундсен, сам.

Самойлович тогда в то время,
Направить срочно предложил,
Мощный ледокол с самолётом,
Там на спасение людей.

(Предложил отделу Научных исследований Совета
Народных комиссаров СССР)

В течение нескольких дней там,
В Москве был создан Комитет,
Помощи Нобиле, тем людям,
Что там застряли в этих льдах.

(Его возглавил тогда заместитель председателя
Реввоенсовета СССР Иосиф Уншлихт)

18 июня 1928 года

С аэродрома небольшого,
Норвежского городка там,
Тромсё, там гидроплан старт примет,
«Латам - 47» - наконец.

(Самолёт был французским)

На север, курс взяла машина,
Руководителем тогда,
Организатором полёта,
Назначен - Рауль Амундсен.

Он, не укажет самолёту,
Точный маршрут, куда лететь.
Известна была цель полёта,
На помощь он тогда спешил.

И прервалась связь с самолётом,
Уже там через два часа…
И только уже к концу лета,
Пробковый нашли поплавок.

Тот поплавок был от «Латама»,
На северо – западе там,
Норвежского же побережья,
Недалеко самолёт был.

В те дни, когда там шла тревога,
За судьбу экспедиции,
С вестью в пропаже самолёта -
Советские вышли суда.

В район спешили катастрофы.
4 дня, и 7 часов,
И 47 минут к тому же,
Понадобилось чтоб взять старт.

(16 июня ледокол вышел из Ленинграда в Арктику.
Названье ледокола «Красин». До этого он стоял
В момент катастрофы в Ленинградском торговом порту
И ожидал консервации. Ледокол давно бездействовал
В котлах был спущен пар)

Начальником того похода,
Назначен Самойлович был.
Командовал судном Карл Эгги,
Пономарев – помощником.

(Пономарев – старший помощник капитана,
Которому через 30 лет доверят вести в первый рейс
Атомоход «Ленин»)

И на борту там находился,
Там необычный «пассажир» -
«Красным медведем» называли,
Так назывался самолёт.

На самолёте том Чухновский,
Там с экипажем, разыскал,
Людей, во льдах что затерялись,
Экспедиции Нобиля.

Около Шпицбергена «Красин»,
В тяжёлый лёд тогда ж вошёл.
В трудных условиях погодных,
Полёты делал самолёт.

(Разведывательные полёты в поиске экспедиции Нобиля)

Во время ж одного полёта,
Нашли людей тогда на льду…
Это были те итальянцы,
Двое их было там на льду.

(Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано)

Из – за видимости плохой там,
Самолёт вынужден был, тот,
Посадку совершить на поле,
Торосистом и ледяном.

Винты и шасси оказались,
К тому же там повреждены…
Наши лётчики оказались,
В труднейшем положении.

Помощник Нобиле признался,
Уже потом - он говорил:
«Не верили мы все вначале,
Что ледокол пройдёт сквозь льды.

(Альфредо Вильери)

Эксперимент такой в то время,
В Арктике – новостью всё ж был.
А тут ещё ж и сообщенье,
Что сел Чухновский там на лёд.

Теперь, - мы думали, - что «Красин»,
Отправится тогда спасать,
Чухновского. Но через день вдруг,
Увидели «Красина» мы.

(Заметили его на горизонте)

Мы обнимались, целовались…»
А до подхода «Красина»,
К красной палатке, за день, также,
Цаппи  с Мариано спасут.

((Палатку итальянцы для большой видимости облили
Оставшейся красной краской, Мариано был обморожен,
И ему ампутируют потом ногу)

Летчик же тот, Борис Чухновский,
Радировал не сразу ж там,
После посадки неудачной,
Там Самойловичу тогда:

«Считаю необходимым «Красину» срочно идти
Спасать Мальмгрена»

Не знал тогда ещё ж Чухновский,
Что тот учёный шведский, сам,
Похоронил себя. Остался,
Откажется дальше идти.

Оставят его итальянцы,
Во льдах. Вечный покой ему.
17 человек погибнет,
Желавших полюса достичь.

Нобиле там просил продолжить,
Поиски остальных людей,
Не позволяла обстановка,
И «Красину» пришлось уплыть.

И судну «Читта» там велели,
Поиски те все прекратить.
Кого спасли на него сядут,
Отправившись уже домой.

(25 июля приплыли в Норвегию, а оттуда направятся уже в свою Италию).

(Домой не вернулось 8 человек дирижабля, 6 человек с гидроплана «Латана - 47»,
И 3 итальянских лётчиков. Им Нобиле воздвигнет монумент,
На севере Норвегии, в 1969 году)

Писала шведская газета:
«Русская экспедиция,
Подвиги свои совершила,
Без шума, тихо и без жертв.

То – представители народа,
Который же, считали мы,
Варварами цивилизаций,
Теперь сменилось мнение.

В те дни смотрели на Россию,
Мы широко открытыми,
От удивления, глазами» -
Отреагировал, так, мир.



 

 


Рецензии