Решётка

   Для людей поэтических, читателей, слушателей и самих поэтов никакой
не секрет, что поэзия графична. А широкой публике скажу: откройте детскую
книжку стихов. Иллюстрированную. Ну, Мойдодыр и другие книги той эпохи
не показательны. Там - тоже (условно) карандаш, только цветной. А те книжки,
где акварель или современная растровая заливка? Стихи смотрятся чужими,
не естественными.
   Вот, вам захотелось в свой сборник свою фотографию поставить. Раньше
это было модным. А художник-оформитель одну фотографию отложит,
а возьмёт, может, не ту, которая вам нравится. Почему? Всмотритесь. Выбранная
более контрастна, почти линейчатая. Хотя и растровая.
   В прозаической книге на вклейке или шмуцтитуле растровая графика выглядит
достаточно уместно. Причём, не только карандаш/мелок, но и акварель, масло,
даже гуашь.
   Не удивительно. Да, и поэт, и писатель в своём писании всматриваются
в жизнь и себя. Только смотрят по-разному. Спроецирую на читателя. Читая
роман, мы как как бы берём в руки лупу, хотите - бинокль, телескоп. Последнее
будет относиться к фантастике. И перед тобой - развёрнутое полотно жизни.
   Суть поэзии же в другом. В самом слове. В памяти естественной речи, где
увиденные (сейчас или некогда) явления и события сложились в некоторый
концентрат. И этот сироп есть само слово. А также их, слов связность.
   На бумаге, технологически слово есть вереница букв. Штрихов и линий
поверх белого (пустого) пространства. Некая решётка. Тогда получается, что
стихи не есть картинка действительности, но решётка сада. Она выделяет
предметы и события, концентрирует взор читателя (и даже!) слушателя
на реалиях. Колоннах здания, купах деревьев и кустов, фонтанах. В общем,
всём том, что есть жизнь.
   Да. Читатель и слушатель у поэта всматриваются в жизнь. А автор лишь
даёт контур. Но ремесло кузнеца требовательно и таинственно.


Рецензии