Дерево Шопена. 1810-1849

 

    Фредерик Шопен родился в Польше, в Имении Желязова Воля, принадлежавшем польскому графу Скарбеку. Отец композитора, Николай Шопен, родом из Франции, учил французскому языку графских детей; мать, кузина жены графа, Юстина Кшешинская, работала в роли мажордома, управляя  штатом прислуги. К сожалению, не известно генеалогическое дерево Шопена, кроме того , что его дед по линии отца был лотарингским крестьянином.
    Первую половину своей жизни Шопен провёл  в Варшаве, где обнаружилась его ранняя  гениальность. Он получил  музыкальное образование в Варшавской Консерватории.  Первый Сборник этюдов, Опус 10, был написан композитором в 20 лет. Позднее, в Париже, вышел второй сборник, Оп. 25. За 19 лет творческой жизни в столице Франции Шопен создал все остальное!: Сонаты, Баллады, Полонезы, Вальсы, прелюды Мазурки, Фантазии, Экспромты...Перед смертью Фредерик Шопен просил предать огню все, что не успел опубликовать при жизни. К счастью, его желание не было исполнено.
    Шопен похоронен на кладбище Пер-ла-Шез в Октябре 1849 г. Его Сердце хранится в  Костеле Краковского предместья Варшавы, а на площади польской столицы, превращённой в концертный зал, под  Деревом Шопена звучит его  никем пока не превзойдённая Музыка. Норвежским Шопеном называют Грига, а Исаака Альбениса  - Испанским,  любил Шопена Чайковский, а ранний  Скрябин всецело находился под его влиянием. Красочная гармоническая палитра Шопена привлекала многих знатоков музыки. Не случайно "Вариации на тему Шопена" написаны Рахманиновым, а Франц Лист стал  блестящим шопенистом.  Концертные этюды многих композиторов зазвучали на эстрадах лишь  после Этюдов Шопена, оставшихся высшим эталоном пианизма.
    Интеллект Шопена обнимал видимый земной мир и ещё мало известный в те времена мир Космоса. Он интересовался астрономией, о чем сообщал в своих письмах, считая открытие планеты Леверье, названной впоследствии Нептуном, триумфом науки. Гениальному музыканту была близка Идея  натурфилософа 18-века  Жоржа Бюффона о единстве и непрерывности развития Природы.
    Музыка, написанная Шопеом, одновременно  неожиданна и долгожданна, как первый луч зари и шум сосны на горном перевале, как пенье птиц и звон ручьев , как сама Жизнь, наполненная красотой и смыслом.

Пожар берез, пожар рябин не остудило снегом,
И удивительная синь заполонила небо.
Париж стекался в храм Мадлен на горестном рассвете,

Долиной плача шёл  Шопен в холодное бессмертье.
Как рев толпы на стадионе, не умолкал страданья гул,
Стволы деревьев ветром гнул в окаменелом стоне,
И смертоносный вихрь - Финал непрожитой Сонаты

Ещё ворочал глыбы скал на грозовых раскатах.
Томясь в заоблачной неволе, лик опечаленной Луны
Послал с высот на дно костела небесный луч голубизны.
Он вился облаком лазурным, роняя белые цветы

На несравненные  листы неизданных Ноктюрнов.
Там сторожила Ночь-сова таинственную дверцу,
Прикрыв на белых кружевах измученное Сердце.
На Млечный Путь его печали метет цветочный снегопад,

Пылают огненные дали в мирах Фантазий и Баллад,
Взрывоопасные Мазурки в полуязыческих венках
Отплясывают ритмы гулко под вишнями в густых садах.
И, толщу времени прорезав, трубя во славу Короля,
Грядут когорты Полонезов и дышит Польская земля.

ББ©;2020


Рецензии