История семьи Пелецки Pielecki

История семьи Пелецки (Pielecki) герба САС (SAS), как отражение исторического развития взаимоотношений России и Польши.























Московская обл.
2018 г.
Содержание :
1.Пролог..……………………………………………………………………  стр.3
2. История семьи Пелецки (Pielecki) герба САС (SAS), как отражение исторического развития взаимоотношений России и Польши…………..стр.20
3.Эпилог…………………………………………………………………….. стр.32
4.Приложение. Иллюстрации. …………………………………………….. стр.34
5.Список литературы ……….. …………………………………………….. стр.81























                Kto nie szanuje i nie ceni swojej przeszlosci,
                ten nie jest godzien szacunku terazniejszosci,
      ani nie ma prawa do przyszlosci.
                - 20 luty 1920, Marsza;ek Josef Pilsudski

                Кто не уважает и не ценит своего прошлого,
                тот не достоин почтения настоящего,
      и не имеет прав к будущему.
                - 20 февраль 1920, Маршал Юзеф Пилсудский



История семьи Пелецки (Pielecki) герба САС (SAS), как отражение исторического развития взаимоотношений России и Польши.
Пролог.
         Государства и государственные союзы подобно живым организмам зарождаются, развиваются, умирают и вновь возрождаются. Данная особенность объясняется только одним – деятельностью людей на разных исторических отрезках времени, которые и давали развитию истории тот или иной поворот.
          В исторические процессы вовлекаются миллионы людей. Яркий след оставляют выдающиеся личности, о деятельности которых сохранилось много фактов, но именно широкие массы народа являются подлинным творцом истории. Если о жизни и деятельности в отношении отдельного человека сохраняются факты в основном у близких родственников, то исторические факты и события можно рассматривать как отражение судеб многих людей и семей, связанных между собой.
          История цивилизаций есть история войн и государственных переворотов. Только война, боевые действия позволяли народам и государствам завоевывать новые земли и покорять другие народы, государственные перевороты или революции давали возможность внутри отдельной страны прийти к власти новой группе единомышленников, олицетворяющей интересы определенного класса населения.
         История России и Польши вследствие геополитического соседства оказались тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Все эти исторические процессы неминуемо оказали большое влияние на жизнь отдельных людей и семей.
         Принятие христианства в качестве государственной религии и Крещение Руси князем Владимиром, принадлежащим к ветви русского рода Рюриковичей, состоялось в 988 г. по византийскому (православному) обряду. Крещение Польши (Chrzest Polski) по римско-католической вере состоялось в 966 году, начиная с крещения польского князя Мешко I из династии Пястов, который был первым правителем  Польши.
          Как Россия, так и Польша значительно пострадали от татаро-монгольского нашествия XIII  века. Россия оказалась под татаро-монгольским игом почти на 300 лет. В начале 1241 г. Бату-хан (Батый), согласно плану своего деда Чингиз-хана, двинулся дальше на запад по северному Шелковому пути на покорение Западной Европы. Первой жертвой монгольской армии стала Польша. Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от монгольских орд сыграла героическая борьба против них русских и поляков, принявших на себя первый удар. В ожесточённых боях на Руси и Польше погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили свою наступательную мощь по завоеванию Европы и повернули обратно.
          Огромное значение имела победа над Тевтонским орденом в ходе Грюнвальдской битвы (1410 г.), где в сражении вместе с поляками участвовали и русские полки. Разгром Тевтонского ордена ликвидировал его доминирующую роль в регионе. По преданию, исход битвы был предопределен чудодейственным копьем Судьбы. Именно копьем Судьбы был убит в ходе битвы магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген. Копьё Судьбы (Копьё Лонги;на, Копьё Христа;) — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. копьё считается одной из величайших реликвий христианства, хранилось в Вавельском замке (Краков, Польша).
          Особую роль в истории России и Польши сыграла польская шляхта. Можно привести в пример имена выходцев из польской шляхты таких известных военно-политических деятелей как Григорий Александрович Потемкин-Таврический, Юзеф Клеменс Пилсудский, Феликс Эдмундович Дзержинский, Михаил Николаевич Тухачевский, Константин Константинович Рокоссовский, которые, независимо от современной оценки их деятельности, во многом предопределили путь исторического развития. В области культурного развития Российской империи, наиболее известны такие поэты, писатели и композиторы как Адам Мицкевич, Федор Михайлович Достоевский, Михаил Иванович Глинка. Первые военные учебные заведения, образованные в Санкт-Петербурге, для подготовки будущих офицеров, преимущественно выходцев из дворянских семей, назывались сухопутный и морской шляхетский корпус. Императрица Анна Иоанновна указом от 29 июля 1731 года повелела учредить Сухопутный шляхетский кадетский корпус, а 5 декабря 1752 г. императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ, в соответствии с которым Морская академия была преобразована в «Морской шляхетский кадетский корпус».
      Шляхта – это класс, сословие людей, приближенных к польскому королю, со своими традициями, обычаями, мировоззрением, характерное именно для Польши, в России аналогом шляхты было дворянство. Российское слово «шляхта» было образовано от польского существительное «szlachta», которое в свою очередь, произошло  от немецкого слова «Schlacht» (битва, сражение). Польские короли для участия в военных конфликтах привлекали на свою сторону рыцарство, давая льготы, привилегии, расширяя права. Рыцари получали от короля земли с крестьянами, за которые были обязаны нести военную службу. За счет получаемого от имения дохода осуществлялось содержание рыцаря, в том числе приобреталось достаточно дорогое вооружение и амуниция. Если имение было достаточно большим, то рыцарь должен был выступать на войну вместе со своим вооруженным отрядом. Из-за близкого соседства ряды польских рыцарей часто пополнялись немцами, которые принесли свои феодальные обычаи, такие как, например, фамильные гербы (от польского herb, производного от немецкого Erbe —наследство).
      Польская шляхта являлась привилегированным военным сословием. Владеющие землей, шляхтичи были обязаны принимать участие в ополчении во время войн, поскольку с XII века в Польше отсутствовало регулярное княжеское войско. В военное время каждая польская область собирала своё ополчение под командование короля. Ношение оружия - привилегия шляхетского сословия, отличное вооружение и доспехи позволяло шляхте успешно участвовать и в Крестовых походах.
      Каждый шляхетский род должен был иметь свой герб. Кодекс шляхетской годности (чести) гласит о том, что наследник шляхты обязан любить Отчизну, интересоваться ее историей и уважать ее культуру.
       Шляхтичи - это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых шляхтичей были крестьяне, у других - не было. Но в любом случае это были вольные люди, которые выступали на оборону своей земли. В мире  нет большей силы, чем стойкость духа и патриотизм  добровольца, который защищает свою родину. В Польше основную мощь войска составляла именно шляхта.
       Многолетняя борьба сделала из шляхетских полков Речи Посполитой средневековую милитаризированную Спарту. Наиболее известна по своим боевым качествам крылатая конница шляхты.
       В идеале шляхтич – это человек с твердыми моральными принципами, ответственный и деятельный, живущий в соответствии с кодексом шляхетской чести. В давние времена шляхтич мог быть небогатым, но в гражданских правах он был равным самому королю.
       На основании различий в богатстве социально-экономическая структура шляхты была поделена на восемь групп, от magnateria (магнаты) - чрезвычайно богатые и влиятельные семьи, до szlachta bezrolna или golota (безземельная знать или толпа, уличное благородство).
        Герб – эмблема с определёнными символическими фигурами, выражающая исторические традиции владельца и передающаяся из поколения в поколение. Уважение к гербу проявлялось при возведении благородного человека в почетный сан рыцаря: его одевали в белое платье - символ чистоты, красное - символ крови, которую он должен был проливать в защиту церкви и государства. На воина, посвящаемого в рыцари, надевали доспехи и латы, опоясывали мечом, давали щит с фамильным гербом, брали клятву верности на Библии и благословляли на подвиги. Во времена Речи Посполитой (Польско-Литовского Содружества) польский герб САС (род DRAG – SAS) использовался несколькими сотнями благородных семей, в том числе семьей Пелецки (Pielecki). Существует два вида данного герба, один из них в виде красного щита (потомки королевской крови), другой – в виде синего (общая аристократия). Полумесяц в гербе символизирует  успех и верность. Шестиконечные звезды в гербе символизируют стремление к цели, являются атрибутом свободы, вдохновения, честолюбия, считаются символом, наследованным у саксов. В немецком гербе Лелива (польск. Leliwa), рассматриваемом как прообраз герба САС (SAS) шестиконечная звезда трактуется девизом «Tendite et astra vire» («Вперед к звездам»). Если Пелецки(Pielecki) входили в герб Драг-Сас, то Пилецки (Pilecki) запечатывались гербом Лелива. Стрела в гербе САС (SAS) означает готовность принять участие в бою и скорость в принятии решений. "Хвала тебе в твоем проявлении воинской доблести, так идут к звездам"– это слова Аполлона, который обратился к сыну Энея Асканию, сразившему стрелой вражеского воина. Геральдическая звезда всегда шестиконечная. Существует также версия о сарматском происхождении геральдических изображений. Например, шестиконечная звезда трактуется  как  древний солярный знак, символ солнца, взошедшего из мрака и несущего теплый свет на смену холодной луне. На сарматских гербах шестиконечная звезда обычно всегда соседствует с полумесяцем. Одним из интересных проявлений сарматской культуры стало появление в Боспорском царстве в I веке н. э. так называемых магических знаков тамги. Некоторые считают, что они служат именно магическим целям, как клейма, охраняющие и защищающие семейную, клановую собственность и благополучие. Тамги появляются на монетах XI века и сохраняются в польской геральдике, где они появляются в стилизованной форме шестиконечных звезд, полумесяцев, стрел.
      Присутствие сарматов, переселявшихся на территорию Европы, в частности Польшу, под натиском гуннов, подтверждается наличием богатых захоронений начала V века нашей эры. Данный процесс получил название Великого переселения народов. Сарматскую историю трудно отделить от истории многих других народов и стран, поскольку в течение нескольких веков вся Восточная Европа была их вотчиной и носила название Сарматия.
      В гербе САС (SAS) присутствует изображение маркграфской короны, что соответствует герцогскому титулу, первым маркграфом рода DRAG – SAS был Драгош Воде, воевода из Марамуреша (северная область нынешней Румынии), вассал венгерского короля. Шлем на гербе серебряный с опущенной решеткой. Над шлемом павлиньи перья — павлиний хвост, пробитый серебряной стрелой с левой стороны. Изображение на гербе над шлемом павлиньих перьев свидетельствовало о том, что обладатель герба, всегда выигрывал сражения, нанося противнику непоправимый ущерб. Счастливо оконченный поединок на войне давал право победителю на такое изображение. Эта эмблема перьев расположенных над боевым шлемом встречается очень часто в польских гербах, что свидетельствует о мужестве и боевом искусстве тех, кому она была присвоена.
       История появления на гербе намета и бурелета связана с Крестовыми походами на Ближний Восток. Если плащ предохранял рыцаря от дождя, снега и непогоды в средней полосе, то в пустынной местности самым страшным врагом для экипированного в металлический шлем и латы воина было испепеляющее солнце. Ткань, которой покрывались доспехи и шлем участника Крестового похода, создавала тень и предохраняла металл от перегревания. Намет или плащ, как правило, крепился на шлеме с помощью скрученной повязки - бурелета. На гербе САС (SAS) намет синего цвета, как и цвет щита. Намет в ходе боя рассекался мечами противника и развевался лоскутами, что отражено на гербе как проявление воинской доблести. С внутренней стороны намета запекшаяся кровь буровато-коричневатого цвета, как память о крови, пролитой за христианство.
      Рыцари на территории Польши по образу немецких традиций стали называться вторым именем по названию своего имения. На первом этапе польские фамилии были сложносоставными и состояли из названия местности, которой владел шляхтич, как правило, село или хутор, и названия герба своего объединения, клана. Впоследствии полное имя потомков обрусевшей польской шляхты, проживавшей на территории Российской империи, выглядело только как личное имя и отчество (по отцовской линии), личная фамилия. В период существования Королевства Польского, получить благородный титул и землю подданные короля могли в основном за боевые заслуги. Первые рыцари, удостоенные шляхетского звания и положения в обществе, появились в Польше в XI в.
      Первоначально шляхта – это было рыцарство, низшая группа светских феодалов. Но, вскоре шляхта стала играть очень заметную роль в польском государстве. Дело в том, что с XI - XII  века появилось новое (сначала – негласное, а потом – и узаконенное) правило назначения рыцарей. Они должны были входить в определенный клан или герб. В лексиконе шляхты (польского дворянства) появилось понятие «гербовое родство», т.е. семьи, не состоявшие в генетическом родстве, объединялись под одним геральдическим гербом.
      В Речи Посполитой с появлением гербов была образована Герольдия со своими правилами. Функцию регистрации гербов (в самом прямом смысле этого слова, то есть регистрации факта существования герба, а не права на герб) взяли на себя частные лица — авторы «Гербовников» (польск. Herbarzy), написанных и изданных в XVI—XVIII веках. В справочных изданиях по шляхетской генеалогии и геральдике - гербовниках Окольского, Папроцкого, Несецкого и др., к гербу САС (SAS) приписано около 700 фамилий.
       Слово «топонимика» произошло от двух греческих слов: topos - место и onyma- имя. Эта научная дисциплина является отраслью ономастики – раздела лингвистики, изучающего имена собственные. Топонимика является интегральной наукой, функционирующей на стыке языкознания, географии и истории. Гелонимы - виды топонимов для названий болот. Ойконимы - виды топонимов для названий поселений. Фамильные гербы шляхты объединяли по несколько сотен семей. Новые территории, природные образования, поселения в соответствии с немецкими феодальными обычаями получали наименования от гербов и фамилий рыцарей. Например, на территории Польши название города Лелива произошло от немецкого герба Лелива (польск. Leliwa). В Жарковском районе Тверской области (граничащим со Смоленской областью, входившей когда-то в состав Речи Посполитой) сохранилось много топонимов – названий деревень и поселков, природных образований, с польскими корнями, что указывает на факт проживания здесь поляков, которые когда-то расселились и охраняли границы Речи Посполитой. Крупнейшее болотное образование в Европе получило название Пелецкий мох, а поселение, находившееся  на берегу реки Межа, которая опоясывает данное болото, было названо Пелецкое (Устье). Точной версии происхождения топонима «Пелецкий» нет, но ученые придерживаются его польско-литовского происхождения. Река Межа впадает в Западную Двину и ведет западным путем «из варяг в греки» к когда-то богатым прибалтийским городам бывшего Ганзейского союза. В настоящее время данная территория находится в запустении, речное судоходство не используется, торгово-экономическая деятельность активно не ведется, села и поселения вымирают.
      В Российской империи польские шляхтичи впервые появились на смоленской земле. Дело в том, что Смоленское княжество в 1404-1514 годах находилось в составе Великого княжества Литовского, граничащего с Московским государством.
      Название  реки «Межа» изначально произошло от слова «межа», которое имеет значение граница, раздел, черта. В средние века по берегам Межи постоянно велись войны, нападения, конфликты и стычки за передел территории. Для охраны границ выделялись рыцари из шляхты. Двина и Межа тогда были вполне судоходными реками, здесь проходил водный торговый путь, имеющий стратегическое значение. Один из военных конфликтов, указанных в летописи, произошел, например, когда витебский (польско-литовский) воевода Пац поставил укрепление с небольшим гарнизоном на реке Межа, где-то в районе нынешней деревни Устье, скорее всего это было поселение Пелецкое. Местное дворянское население восполнялось за счет прибывшей шляхты из ливонских (прибалтийских), коронных (польских) и литовских земель. С запада на Смоленщину потянулись обозы переселенцев. Везли пожитки, инвентарь, вели домашний скот. Получали земельные наделы, обустраивались и начинали приспосабливаться к местным условиям. Пелецки не являлись основателями больших городов, но именно такие как они превращали обычные поселения в форпосты, защищавшие королевство Польское и Великое княжество Литовское от набегов. Так появилось сословие, которое вплоть до девятнадцатого века называлось «смоленская шляхта». Польша придавала смоленской территории большое значение, об этом свидетельствует высокое место Смоленского воеводства в сейме Речи Посполитой. Представители Смоленского воеводства занимали в иерархии административных единиц 16-ое место из 36, опережая Мазовецкое и Минское воеводство.
      В ходе войны 1500-1503 гг. Москва вернула многие земли. Велижская волость при этом делилась надвое: восточная часть по реке Межа отходила к Москве, а западная, где находилось поселение Пелецкое – оставалась в литовском Витебском воеводстве.
       1 июля 1569 года был образован Союз Королевства Польши и Великого Княжества  Литвы - Речь Посполитая. Обе нации были объединены в Республику Обеих Наций (Rzeczpospolita Obojga Narodоw) - обычно известную как польско-литовское Содружество или, позже, как Республика Благородства, которая должна была иметь общего короля, общий Сейм, валюту и общую политику. Данный Союз просуществовал до 1795 года. Речь Посполитая (от польск. rzecz — дело и польск. pospolita — общая) — дословный перевод с латинского на польский выражения Res Publica (республика), что на русский язык переводится как «общее дело».
      По условиям Ям-Запольского мира 1582 г. Россия уступила Речи Посполитой велижские земли «со старыми межами», это подтверждает,  что левобережье по течению Межи продолжало принадлежать к польской территории. В результате русско-польских войн, эти земли были переданы России только в 1667 году по Андрусовскому перемирию. После окончания русско-польских войн и подписания мирного договора часть шляхты перешла в русское подданство и расселилась по территории России. К этому времени Польша была значительно ослаблена войной со Швецией за Балтику. Данное противостояние обернулось для Польши Шведским Потопом в 1655 г., который привел к захвату земель и разорению Польши.
      По условиям Андрусовского перемирия 1667 г. польским пленным и переселенцам был разрешен выезд на родину в Польшу. Причины массового невозвращения в том, что многие поляки за полуторавековой период длительных войн уже успели обустроиться в России. В частности в образованной в Москве Мещанской слободе большинство поляков добровольно остались в России, даже те, кто считался пленным. Надо сказать, что после возвращения Смоленска в состав Российского государства русские цари сохранили шляхте все привилегии и льготы, неоднократно подтверждая их своими грамотами и указами. Переход шляхты на службу русскому царю после капитуляции Смоленска в 1654 г. в значительной степени диктовалось стремлением смоленских шляхтичей сохранить свои привилегии и владения.
     В 1683 году великий польский король Ян III Собеский герб САС (SAS) разбил турецкую армию, которая осаждала Вену. Он спас христианскую Европу от османского ига, это был триумф польского оружия. Но эта победа оказалась последней, на пике своей славы Польша погрузилась в анархию и вскоре стала жертвой могучих соседей.
      В надежде приобрести могущественного союзника в противостоянии с османами король Польши Ян III Собеский пошёл в 1686 году на заключение «Вечного мира» с Россией. В итоге польский король и его дипломаты признали за Россией все Смоленские земли, левобережную Украину с городом Киевом и отказались от земель Запорожского казачества. Подписанный договор тогда назвали «Вечным миром» — название оказалось символичным, ведь договор, действительно, завершил многовековое соперничество русских царей и польских королей.
     Шляхта в Польше к середине XVI века насчитывала около полумиллиона человек, составляющих 8%, а в Мазовии даже около 20% всего населения. XVI век стал золотым веком польской истории. В это время Польша была одной из крупнейших стран Европы, она преобладала в Восточной Европе, а ее культура достигла расцвета.  Во второй половине XVIII века общее количество шляхты составляло около 10% населения страны, что являлось самым высоким процентом в Европе. Для сравнения в Российской империи дворяне составляли около 1% населения.
         Своими заслугами и относительной многочисленностью  шляхта добилась большого количества привилегий, одной из которых была «шляхетская демократия» или «Z;ota Wolno;;» (Золотая вольность). Суть этой политической системы, которая сформировалась в Королевстве Польском, а потом распространилась и на Речь Посполитую, заключалась в том, что практически каждый шляхтич принимал участие в управлении государством и считал себя равным королю. Отсюда пошло обращение «паны-браты», а в русском языке в период абсолютной монархии появилось слово «панибратство» с ироничным оттенком. Хотя официально во главе страны стоял король, он единственный в Европе был выборным, в соответствии с принципом «вольной элекции». Выбирал короля Сейм, состоящий из наиболее состоятельных шляхтичей, причем на место короля могли претендовать практически все шляхтичи, независимо от древности рода. Польский король выбирался на всю жизнь, но шляхта имела законное право поднять против него восстание (рокош) и сместить неугодного с занимаемой должности. Стремясь обезопасить себя от возможных притеснений со стороны монарха, шляхта сохранила за собой право на неповиновение королю.  При слабости королевской власти страна была фактически шляхетской республикой. Каждый член Сейма имел право свободного запрета (liberum veto - либерум вето), поэтому большинство законов в Речи Посполитой принимал не король, а шляхта. Именно за счет обладания привилегиями сформировался свободолюбивый, независимый и демократичный характер шляхты.
         В результате неудачных войн Польша в XVII-XVIII веке потеряла значительные территории. В стране начался процесс дезинтеграции. Магнаты, создавая союзы с соседними государствами, преследовали собственные цели. Третий раздел Польши, в котором участвовала Пруссия, Россия и Австрия, был произведен 24 октября 1795, после этого Польша, как самостоятельное государство, исчезла с карты Европы.
          После третьего раздела Речи Посполитой началась перерегистрация шляхты в российское дворянство. В результате этой перерегистрации более половины шляхтичей были вычеркнуты из благородного сословия и переписаны в мещане и разночинцы, произошел так называемый разбор шляхты. В основном это касалось бедной шляхты, однодворцев. В России дворян было меньше 1% населения, поэтому российское правительство беспокоила большое количество шляхты, которая привыкла к своим правам и требовала к себе уважения.
           Московское правительство старалось обратить католическое шляхетство в православие. Так, формально, через полвека после присоединения Смоленска к Москве к 1728 году все смоленские шляхтичи считались православными. К тому времени на Смоленщине не осталось костелов. Польские рыцари-шляхтичи герба «SAS» исповедовали католическую веру, как в коронных землях Польши. После раздела Польши часть шляхты на территории Российской империи приняла православие (конверсии), чтобы сохранить свои привилегии. Хотя многие  языческие верования и обряды остались живы до наших дней.
           Кроме запрещения поездок из Польши духовных лиц смоленским шляхтичам запретили посылать своих детей для обучения в Литву, Польшу и вообще за границу. Домашними наставниками предлагалось приглашать непременно русских подданных православного вероисповедания. Для дальнейшего воспитания или образования своих детей шляхтичи должны были отправлять их в Москву.
            В Польше была крупнейшая в Европе еврейская община, исповедавшая иудаизм. Веротерпимость, толерантность поляков привлекала евреев для переселения в польское королевство. Как и по всей Европе в Польше евреи занимались ростовщичеством, торговлей. Иудаизм, в отличие от христианства, не запрещал заниматься ростовщичеством. Но в Польше специфической хозяйственной деятельностью евреев стало управление имуществом шляхты, аренда шляхетских имений, винокурение, содержание шинков. Производство алкоголя и содержание шинков было одно из привилегий шляхты, но шляхтичи отдали это направление деятельности на откуп евреям. Изначально фамилии с  окончаниями фамилий -ский/-цкий носила исключительно польская шляхта, как обозначение прав владения той или иной территорией, полученной от короля за воинскую доблесть. Шляхта держалась за фамилии, как за знамя, и даже требовала от правительства официального запрета именоваться фамилиями этого типа не шляхтичам. В силу своей престижности фамилии шляхты стали довольно популярны не только среди поляков, но и среди представителей всех этнических групп, проживавших в Польше. Евреи до XVIII века в своей постоянной жизни, в принципе, не пользовались фамилиями. И при рождении, и при заключении брачного договора, и в надписи на могильном камне принято было указывать имя самого человека и имя его отца. Еще с библейских времен для полной идентификации человека, кроме его собственного имени, использовались следующие данные: место рождения или проживания, имя отца, имя матери, кличка, которая могла быть связана как с профессиональной деятельностью, так и с какими-то личностными особенностями. Естественно, что все это стало использоваться впоследствии при  образовании еврейских фамилий. Язык местности, на которой проживал тот или иной человек вносил свою особенность в формирование фамилии. Присвоение евреям Российской Империи фамилий началось на рубеже XVIII — XIX веков с целью поголовного учета населения и, в особенности, недавно присоединенных Восточных областей после раздела  Речи Посполитой.
             Почти все евреи, которые сейчас живут в России, попали сюда с территории Польши после её разделов. 23 декабря 1791 года Екатериной Великой в Российской Империи была введена черта оседлости. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта; оседлости (полное название: Черта; постоянной еврейской оседлости) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам. Черта; оседлости проходила по внешней границе Псковской, Смоленской, Орловской, Курской, Харьковской и Ростовской области. Царское правительство с помощью черты оседлости пыталось ограничить контакты еврейского населения с христианами, не допустить евреев во внутренние губернии России. Во многом это было связано с юдофобией представителей монархии Романовых. Как показал Октябрьский государственный переворот в России в 1917,  и расстрел царской семьи вместе с детьми в 1918 году, боязнь не была безосновательной. После раздела Польши, когда большая часть её жителей вошла в состав Российской империи, евреям запретили заниматься винокурением, содержать шинки, жить в деревнях, поэтому евреи лишились существенной части своего былого экономического благополучия. Еврейское население увеличивалось очень быстро, а границы черты оседлости, созданной в России, не позволяли им распространяться дальше, все это определило относительное ухудшение финансового положения  евреев и их борьбу с царским правительством за свои права.
           Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции 1917 года. До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда, в незначительном количестве. Черта оседлости была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель с большим количеством еврейского населения около 5 миллионов человек. Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, а кагалы быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания и ереси. В те времена, основным фактором для общности населения Российской империи была христианская религия. И представители, отличающиеся от доминирующих в регионе религиозных групп, повсеместно сталкивались с подозрительностью, предрассудками и недоверием. 9 декабря 1804 года было утверждено «Положение о евреях», в котором было прописано обязательное присвоение евреям фамилий. Дабы ассимилироваться с местным населением и поднять свою значимость, зажиточные представители еврейского народа часто подкупали администрацию и брали себе «благородные» шляхетские фамилии из-за отсутствия правил и каких-либо жестких ограничений. Этим и объясняется то, что многие еврейские фамилии так похожи на польские, а некоторые являются буквальной калькой.
          Паспорт происходит от итальянского (passaporto) и состоит из 2-х слов — «пасса» (проходить) и «порто» (порт, гавань). Этим понятием в Европе обозначали любые документы, которые разрешали проезд или проход через границу. Паспорта как документы, удостоверяющие личность в России были введены лишь в XVIII веке. В паспортах Российской империи не было графы национальность, но обязательно указывалось вероисповедание, например православное, католическое или иудейское. Евреи, принявшие польские фамилии, такие как, например, Пелецкий, но исповедовавшие иудаизм, что было отражено в их паспортах, автоматически попадали под ограничения закона о черте оседлости. Евреи проживали общинами, поэтому изменить религию для них было практически невозможно. В 1918 году Владимир Ленин подписал декрет «О праве граждан изменять свои фамилии». Согласно ему, гражданин РСФСР получал право выбрать себе абсолютно любую фамилию, графа вероисповедание в советском паспорте была аннулирована, как отражение атеизма всего советского общества и отделение церкви от государства.
          До Второй мировой войны в Польше была крупнейшая в Европе еврейская община. Она превышала 3,5 миллиона человек. В результате Холокоста были уничтожены 2,8 миллиона евреев. В 1967-1968 гг. после нападения Израиля на Египет, в Польше, вслед за Советским Союзом, которым руководил Брежнев Л.И., была развернута широкомасштабная антисемитская кампания. Ее возглавил первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии — ПОРП Владислав Гомулка. Эта кампания привела к эмиграции из страны евреев, чудом уцелевших после Холокоста. В 1967-1968 гг. из оставшихся в Польше евреев подавляющее большинство покинули страну. Это было результатом антисемитской кампании, которая велась под флагом «борьбы с сионизмом».
          В период XIХ и начала ХХ века на территории Российской империи поляки представляли одну из самых многочисленных национальностей. В условиях повсеместной борьбы с царизмом в отрядах революционеров были широко представлены  выходцы из польской шляхты, такие, как, например, Тадеуш Костюшко. «За нашу и вашу свободу» ( Za nasz; i wasz; wolno;;) — один из неофициальных девизов освободительного движения Польши. Полякам импонировал тезис лидера Октябрьской революции в России от партии большевиков В.И. Ленина о праве наций на самоопределение, который предопределил развал Российской империи и появление на карте Европы новых государств. В феврале 1917 г. поляки поддержали свержение монархии в результате революционных событий в Петербурге. После Октябрьской революции на территории Советской России был принят «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г., который  упразднил сословия и сословные правовые инструменты — дворянские звания, титулы, гражданские чины и Департамент герольдии Российской империи. 29 августа 1918 года правительство большевиков приняло декрет об отказе от договоров царского правительства, касающихся, в том числе,  и разделов Польши.
         На следующий день после свержения Временного правительства в результате Октябрьской революции, а именно 8 ноября (по новому стилю) 1917 года был принят «Декрет о мире», в котором предлагалось всем воюющим правительствам и народам от лица советского правительства незамедлительно приступить к переговорам о демократическом и справедливом мире. Россия погрузилась в пучину гражданской войны. Большевики объявили национализацию и экспроприацию имущества, собственности, банковских вкладов, беспощадное уничтожение врагов рабочего класса, борьбу с религией. Началась массовая эмиграция зажиточных слоев населения в другие страны, сжигались семейные архивы, чтобы избежать обвинений в буржуазном происхождении и последующих репрессий, связанных с заключением в концлагерь или расстрелом. Недавно образованная Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика  на мировой арене практически перестала играть какую-либо роль.
          Брестский мир —  мирный договор, подписанный  3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России с одной стороны и Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Османской империи) — с другой. Ознаменовал поражение и выход Советской России из Первой мировой войны. Аннулирован ВЦИК РСФСР 13 ноября 1918 года.
          11 ноября 1918 года в Компьене по окончании Первой мировой войны Германия подписала капитуляцию со странами Антанты - Фран¬ци¬ей, Ве¬ли¬ко-бри¬та¬ни¬ей, США. Подписание договора означало немедленную эвакуацию немецкой армии «Обер-Ост», занимавшую территорию от Балтийского до Азовского моря. Вывод немецких войск предполагался из ряда стран, в том числе и из Польши.
          «Итак, для Европы существует только одна альтернатива: либо возглавляемое московитами азиатское варварство обрушится, как лавина, на ее голову, либо она должна восстановить Польшу, оградив себя, таким образом, от Азии двадцатью миллионами героев…»,- написано К. Марксом 22 января 1867 г. в Лондоне. Высказывание  Маркса, родившегося 200 лет назад - 5 мая 1818 года, о России является ярким показателем отношения к России европейских политических представителей того времени и оценке геополитического положения Польши.
          В 1916 году было образовано Польское Королевство на территории Польши, оккупированной Германией и Австро-Венгрией. Польское Королевство просуществовало до объявления независимости Польши в ноябре 1918 года. Окончательный распад Австрийской империи в октябре 1918 года и вывод немецкой армии из Варшавы создало хорошие предпосылки для того, чтобы Маршал Юзеф Пилсудский, освобожденный немцами из-под ареста в Магдебурге, принял управление Варшавой 11 ноября 1918 года в качестве главы государства, объявив польский суверенитет. Польша обрела свою независимость, во многом благодаря геополитическим процессам. Результаты Первой мировой войны, капитуляция Германии, перестановка сил на карте Европы и решения правительств Фран¬ци¬и, Ве¬ли¬ко¬бри¬та¬ни¬и, США, которые стали вершителями мирового порядка, привели к тому, что Речь Посполитая была образована вновь. Чтобы превратить Польшу в кордон против Советской России и противовес Германии, Польше отдали обширные территории германских и российских земель. Правительства Фран¬ци¬и, Ве¬ли¬ко¬бри¬та¬ни¬и и США заведомо понимали, что рано или поздно, восстановившись после поражения, Германия и Россия востребуют свои исконные земли обратно. Таким образом, Антанта еще в 1919-1920 гг. создала конфигурацию начала следующей Второй мировой войны, назначив Польшу ее первой мишенью. Фактически страны западной коалиции предопределили заключение в 1939 году между Советским Союзом и Германией пакта Молотова-Риббентропа, в соответствии с которым по секретному дополнительному протоколу, было заключено соглашение о разграничении советской и германской сфер влияния в Восточной Европе при «территориальном переустройстве», в частности при вводе войск на территорию Польши. Очередной передел сфер влияния в Европе произошел в 1945 году на Ялтинской конференция в Крыму представителей стран антигитлеровской коалиции.
         С падением габсбургской монархии прекратило своё существование и австрийское дворянство. Закон об отмене дворянства (Adelsaufhebungsgesetz) 1919 г. отменил все дворянские привилегии и титулы и, даже, приставки к фамилиям. В этом же году в Польше правительство также упразднило придворные сословия и звания. 
         11 июля 1920 года лорд Керзон, британский министр иностранных дел, направил наркому иностранных дел Советской России Георгию Чичерину ноту с предложением начать польско-российские мирные переговоры и установить границу по этнографической линии проживания польского и непольских народов (так называемая «Линия Керзона»), которая, в сущности, ничем не отличается от нынешней границы Польши с Украиной и Белоруссией. Однако 16 июля пленум ЦК РКП(б) отверг предложение Керзона. Пленум принял решение о продолжении «Красного марша» и установлении советской власти сначала в Польше, а затем — в Германии, что предполагалось совершить силами Западного фронта Красной армии под руководством Тухачевского.
         Важную роль в советизации Польши должен был сыграть образованный 30 июля в Белостоке Временный революционный комитет (ВРК) Польши под руководством К.Х. Мархлевского. Однако политика ВРК вызвала неприязнь у польского населения. Спешная замена воеводств на области, национализация земель, антикатолические действия сформировали антинациональный образ нового правительства.
         По личному приказу маршала Пилсудского, который понимал неизбежность войны, было сформировано подразделение шифровальщиков, которое возглавил поручик Ян Ковалевский, и организована целая сеть станций перехвата радиосообщений. Ковалевский привлек к работе выдающихся математиков, профессоров Варшавского и Львовского университетов Станислава Лесневского и Стефана Мазуркевича, а также Вацлава Серпинского с группой молодых аспирантов. В августе—сентябре 1919 года подразделение польских шифровальщиков отдела P-2 (разведка и контрразведка) Генерального штаба взломало шифры, как Добровольческой, так и Красной армии, а в январе 1920 также и германские военные шифры. Это дало польскому руководству ясную картину всего происходящего, как на территории России, так и Германии, точные данные о принимаемых противником решениях и замыслах, численности, вооружении и передислокации войск.
          Результатом работы группы польских шифровальщиков была информация, на основании которой командование Войска Польского смогло принять правильные боевые решения в ходе Варшавского сражения. Сформированная из закалённых в боях частей ударная группировка Войска Польского в 120 тысяч бойцов 13-25 августа 1920 года внезапным ударом прорвала фронт и зашла в тылы армии Тухачевского. Красная армия, потерпев тяжелое поражение, вынуждена была начать отступление. В Польше данное победоносное сражение именуется как «Чудо на Висле» («Cud nad Wisla») и приводится как символ «мужества и самоотверженности польских солдат». Во время Варшавского сражения в августе 1920 года информация, полученная от Ковалевского, имела важнейшее значение для стратегических решений Пилсудского, сыгравших огромную роль в разгроме армии Тухачевского. В результате поражения под Варшавой советские войска Западного фронта понесли тяжёлые, катастрофические потери, которые составили до 50 % личного состава. По некоторым оценкам, в ходе Варшавского сражения погибли и пропали без вести около 30 тысяч красноармейцев, 60 тысяч попали в польский плен, 45 тысяч были интернированы немцами. Западный фронт потерял также большое количество вооружения, артиллерии и техники. Польские потери оцениваются в 15 тысяч убитых и пропавших без вести и 22 тысячи раненых. В 1937 году маршал Тухачевский был репрессирован и расстрелян за измену Родине, Сталин ему припомнил, в том числе, и поражение под Варшавой, впоследствии после смерти Сталина и развенчания его культа личности Тухачевский был реабилитирован.
         В 1920 году Сталин оказался в оппозиции к Ленину и по вопросу войны с Польшей. О войне с Польшей Сталин публично высказался  25 мая в газете «Правда»: «В отличие от тыла Колчака и Деникина, тыл польских войск является однородным и национально спаянным. Отсюда его единство и стойкость. Его преобладающее настроение - "чувство отчизны" - передается по многочисленным нитям польскому фронту, создавая в частях национальную спайку и твердость. Отсюда стойкость польских войск.». В этой цитате поражает не столько правильная оценка Сталиным хода войны с Польшей, сколько неординарность его подхода к проблеме соотношения классового и национального. Похоже, уже тогда он пришел к выводу о силе и важности именно национального фактора.
         Варшавская битва (1920) — ключевое сражение советско-польской войны 1919—1921 годов, в котором Польша смогла остановить наступление Красной армии и достигнуть перелома в ходе войны. Исход Варшавской битвы привёл к сохранению Польшей независимости и позволил ей подписать с Советской Россией мирный договор.
          Весной 1919 года в Таганроге между представителями Добровольческой армии, которой командовал генерал Деникин, и представителями правительства Польши, возглавляемого Пилсудским, прошли длительные переговоры. Польша уклонилась от сотрудничества с Деникиным. Переговоры закончились безрезультатно из-за неуступчивости представителей Добровольческой армии в вопросах польского суверенитета и установления польско-российских границ.
          В 1920-ом Польша подписала с Симоном Петлюрой, представлявшим Украинскую Народную Республику соглашение о совместной борьбе против армии большевиков. Но через год политическая обстановка резко изменилась. Польша в обмен на территориальные уступки советской стороны, признала Советскую Украину и обязалась запретить пребывание на своей территории всех антибольшевистских организаций, в том числе и правительство УНР в изгнании. Симон Петлюра сначала бежал в Польшу, потом в Венгрию, Австрию, Швейцарию и окончательно поселился во Франции. В 1926-ом Симон Петлюра за погромы евреев на территории Украины был убит еврейским анархистом Самуилом Шварцбардом в Париже.
          Отсутствие согласованности в действиях своих противников привело большевиков к победе в Гражданской войне, позволив расправиться с каждым из своих противников поодиночке.
           Покушением 25 сентября 1921 года на лидера Польши Юзефа Пилсудского началась боевая деятельность Украинской Военной Организации (УВО), стрелявшим оказался украинский националист Степан Федак. УВО была создана в Праге в 1920 году бывшими офицерами Украинских Сечевых Стрелков и Украинской Галицкой Армии под командованием Евгения Коновальца, которые решили продолжить борьбу, в том числе и против Польши, путем создания подпольной боевой организации.
           Ликвидация лидера украинских националистов была инициирована и тщательно спланирована сотрудниками НКВД СССР. Убийство Коновальца произошло в 1938 году в Роттердаме. Его исполнителем стал молодой сотрудник НКВД Павел Судоплатов.
           Понимая неизбежность войны с Германией, в 1928–1929 годах в Познани были организованы курсы по изучению криптографии для студентов-математиков со знанием немецкого языка. Упор сделали на углубление математических знаний. Таким образом, поляки начали активную подготовку специалистов-криптографов. В Познаньском университете прочитал курс лекций по криптологии начальник «немецкого» отдела шифрбюро министерства обороны Польши лейтенант Максимилиан Ченжский. В числе примерно 20 студентов курса были Мариан Режевский, Генрих Зыгальский и Ежи Ружицкий. Эти специалисты впоследствии поступили на службу в шифрбюро и первыми получили результаты по дешифрованию немецкого шифратора «Энигма». Именно в Польше разработали первый математический аппарат для дешифрования «Энигмы» и дешифровали некоторые перехваченные криптограммы. Следует отметить, что в конце 1920-х начале 1930-х годов польские криптографы считались весьма авторитетными специалистами.
         В 2007 году в польском городе Познань появился трехгранный странно выглядящий монумент. Памятник трем криптографам польского Бюро шифров- Мариану Режевскому, Ежи Ружицкому и Генриху Зыгальскому, расшифровавших алгоритм немецкой шифровальной машины "Энигма". Летом 1939 года, когда неизбежность германского вторжения стала очевидна, Польша передала результаты своей работы английской и французской разведкам и следующий этап дешифрования шифратора "Энигма" развернулся уже в Англии. Чтение переписки Германии позволило союзникам антигитлеровской коалиции быть в курсе всех военных секретов и замыслов противника на суше, на море и в воздухе. Вся информация, полученная из шифрованной переписки, имела кодовое название «Ultra» и самый высокий гриф секретности. И кто знает - если бы не настойчивость польских криптографов - то с высокой степенью вероятности ход Второй мировой войны мог бы стать совершенно другим.
          Великие эпохи, великие цели, стоящие перед обществом, выдвигают великих личностей. Польшу Пилсудского или вторую Речь Посполитую (официальное наименование Польши в 1918-39 гг.) нельзя назвать совершенным обществом. Однако убежденность в абсолютной ценности собственного независимого государства вошла в кровь подавляющего большинства поляков, мечтавших о силе и могуществе древней Речи Посполитой, польской империи XVI–XVII веков, простиравшейся od morza do morza — от моря и до моря, то есть от Балтики до Черноморского побережья. Главная цель Юзефа Пилсудского в двадцатилетний период между мировыми войнами – создание современной польской нации со своей территорией и своими правительственными институтами, была достигнута. Польша возродилась из исторического небытия.
          Проживание в разных странах оказывает большое влияние на мировоззрение и менталитет людей. Границы государств, в прямом смысле этих слов, разделяют людей, несмотря на некую общность истории семей, которая их объединяет. Неоднозначность ситуации в отношении людей с польскими корнями заключается в том, что в России их считают поляками, а в Польше – русскими.
История семьи Пелецки (Pielecki) герба САС (SAS), как отражение исторического развития взаимоотношений России и Польши
         Происхождение шляхты в польской историографии объясняется естественной эволюцией социально-политических отношений в жизни польских племён. Военные конфликты усиливали княжескую власть и способствовали выделению из общей массы свободных людей  постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие. Щедрость королей, привлекали в Польшу множество иностранных рыцарей, жаждавших приобрести славу и богатства.
         Постоянная напряженная борьба, которую приходилось вести полякам со своими врагами, налагала на всю государственную организацию Польши сильный отпечаток военного быта. Близость границ с Германией и другими странами Запада приводили к тому, что многие феодальные обычаи и традиции были позаимствованы у соседей. Так, уже в XI в. известен был Польше обычай посвящения в рыцари, награждение рыцарским званием и земельным наделом за какие-нибудь выдающиеся военные заслуги, присвоение второго имени по названию своего имения.
         Существование герба Сас (род DRAG – SAS) прошло два этапа. На первом этапе существования герба Сас к нему принадлежали особы не ниже баронского достоинства. Со временем герб стал принадлежать и простой шляхте, несколько сотен фамилий запечатывались гербом Сас. По одной из версий ученых, герб этот первоначально употреблялся в Саксонии, потом в Венгрии, а с XIII века — в королевстве Польском и Великом княжестве Литовском.
          История рода "DRAG-SAS" (крупнейшего геральдического рода Украины-Руси и одного из влиятельнейших родов средневековой Венгрии) начинается с X - XI в.в., с тех пор, как земли западно-славянской Саксонии (в наше время это центральные и наиболее развитые земли Германии) попали под власть немецких феодалов. Часть населения не захотела мириться с феодальной зависимостью и подалась искать лучшей жизни на восток. Король Венгрии Гейза II из династии Арпадов  (1141 - 1161) призвал покинувших родные земли саксонцев в Трансильванию, с условием, что они будут помогать противостоять постоянным вторжениям остготов и печенегов. В 1211 году король Андраш (Андрей) II, в благодарность за оказанную военную помощь, отдал саксонскому рыцарскому ордену земли Трансильвании в полную собственность. С тех пор в этих землях были заложены семь крупных городов, и земля стала называться Семиградием, венгерское ее название "Эрдели" - от Эрдо (лес), что соответствует латинскому "Transilvania", указывающему на обширные леса. В Семиградском Великом Княжестве (или герцогстве) был принят свой собственный кодекс законов предоставивший им полное самоуправление.
          Трансильва;ния (лат. Transsilvania «Залесье», нем. Siebenb;rgen «Семиградье», венг. Erd;ly - "Эрдели") — историческая румынская область на северо-западе Румынии. В средние века Трансильвания обладала автономией в составе Венгерского королевства. Ею управлял воевода, происходивший, как правило, из числа саксов — этнических групп, из которых преимущественно формировалось войско, которое защищало рубежи королевства. Мараму;реш (лат. Marmatia, рум. Maramure;; венг. M;ramaros ) — историческая область в Карпатах, на севере Трансильвании. Название имеет румынское происхождение и означает «Великий Муреш». Именно отсюда в XIII веке воеводы-саксы начали линию рода Драг – Сас (DRAG-SAS). Защита границ королевства означало постоянные пограничные конфликты, отсюда в гербе Драг – Сас (DRAG-SAS) серебряная стрела, что означало постоянную готовность, немедленный ответ и молниеносное принятие решения на боевые действия. В гербе Трансильвании, как и в гербе Драг–Сас (DRAG-SAS) присутствует стилизованное изображение солнца и полумесяца.
         Трансильванские саксы — этнические немцы, проживавшие в Трансильвании. За всеми немецкими колонистами в Румынии закрепилось название «саксы», хотя большинство выехало не только из Саксонии. Немецкие поселения должны были послужить буфером в случае нападения на Венгерское королевство кочевых орд с востока. Для оказания отпора половцам саксы перекрыли карпатские перевалы крепостями и замками. В 1438 году вместе с мадьярами и секеями саксы составили Союз трех наций, державший в своих руках управление Трансильванией до конца XVIII века.
          Дра;гош Во;дэ (рум. Drago; Vod;, ум. 1353) — воевода из Марамуреша, из династии Драгошитов, назначен по указу короля Венгрии наместником земель, ставших Молдавским княжеством (1351-1353). В 1351 году по приказу венгерского короля Лайоша I Великого (Nagy Lajos) Дра;гош Во;дэ установил оборонительный рубеж против Золотой Орды. В результате его кампании монголы были отброшены на восток от реки Днестр. Дра;гош Во;дэ считается основателем Молдавии, первым маркграфом рода Драг-Сас. После Драгоша Воде Молдавским княжеством правил его сын Сас (1354—1358).
           Герб венгерского аристократического рода Драгфи, основанного воеводой Марамуреша Драг, который являлся племянником правителя Молдавии Сас (рум. Sas al Moldovei), имеет много общего с гербом Сас. В гербе рода Драгфи (DRAGHFFY), основанного воеводой Драг, изображение двух золотых драконов с переплетенными головами и хвостами обрамляет гербовый щит САС. Как правило, в родовых гербах дворян, состоявших в Ордене Дракона, изображение дракона обычно обрамляло гербовый щит.
            Орден Дракона был известен в Европе с XIV века. Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображениями золотого дракона с червленым крестом на спине, свернувшегося в кольцо. В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша, Влад II Дракул, получивший свое прозвище как раз из-за членства в ордене - dracul в переводе с румынского означает «дракон». В 1431 году король Венгрии Сигизмунд I Люксембург захотел увеличить количество степеней в Ордене для более эффективной защиты венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов. Для этого он пригласил в Орден большое количество политически влиятельных и в военном отношении полезных вассалов и знати. Участвовал в этой церемонии и Влад II Дракула, который служил командующим пограничными войсками и охранял проходы через Трансильванию.
          Стефан Баторий (венг. B;thory Istv;n, польск. Stefan Batory, 27 сентября 1533, Шимлеу-Силванией — 12 декабря 1586, Гродно) — король польский и великий князь литовский (с 1576), сын Иштвана IV, воеводы Трансильвании. Как видно из фамильного герба, где присутствует дракон с червлёным крестом на спине, он также принадлежал к ордену Дракона, основанного рыцарями Трансильвании. В 1579—1582 годах Стефан Батория принимал участие в Ливонской войне (1558—1583) и искусным маневрированием добился ряда побед над войсками Московского государства, сведя на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии. Конные отряды из войска Батория заняли Смоленщину и Черниговщину. Но после безуспешной осады Пскова король заключил перемирие с Московским государством (Ям-Запольский мир).
            В XV – XVI столетии венгерская линия рода Драг – Сас понесла огромные потери в венгро – турецких войнах и окончательно угасла после поражения венгров под Мохачем. Битва при Мохаче (венг.Moh;csi csata) — сражение, произошедшее 29 августа 1526года у Мохача, в Венгрии, в ходе которого Османская империя в лице султана Сулеймана Великолепного нанесла сокрушительное поражение объединённому венгерскому войску. Османы казнили всех рыцарей, захваченных в плен. Поражение в битве при Мохаче повлекло за собой изоляцию Трансильвании от венгерских владений и превратило её в самостоятельное княжество. В 1566 году княжество признало верховенство турецкого султана. 
          Для войны с европейскими странами османы широко использовали янычар. Янычары, львы ислама, живущие войной, (тур. yeni;eri (еничери) — новый воин) регулярная пехота Османской империи. Быстрое расширение Османской империи потребовало нового подхода к формированию многочисленной профессиональной армии. Насильственный набор физически развитых детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения Османской империи, в том числе и завоеванных областей Польши и Венгрии. За ненадежность иудеи и цыгане были освобождены от девширме. Духовное и физическое воспитание превращало детей из христианских семей в фанатичных мусульман, готовых убивать своих бывших родственников и единоверцев, ставших для них "неверными". Иначе сложилась судьба Драг – Сасов на восточных склонах Карпат. Польские короли постоянно просят на охрану границ и торговых путей шляхту герба Драг – Сас (DRAG-SAS), причем не только из Трансильвании, но и из других земель.
          В композиции герба над воротами Олеского замка под Львовом, выполненной в XVII веке присутствует изображение герба "САС". Герб замка объединяет в одном щите изображения польских гербов "Сас", "Гербурт", "Корчак" и "Топор". Герб "САС" представляет владельцев Олеского замка магнатов Даниловичей и их родственников: Фредров, Журавинских и Тарло. In hoc signo vinces (рус. Под этим знаком ты победишь) — девиз рода Собеских герба Сас, аналогичен девизу рыцарей тамплиеров.
         Ян Данилович (польск. Jan Dani;owicz, 1570-1628, герб "Сас")- государственный и военный деятель Речи Посполитой, основатель Олеского замка под Львовом, дед короля Речи Посполитой Яна III Собеского. София Теофила Данилович, в браке Собеская (1607— 1661) — наследница владений польско-литовского рода Данилевичей, мать короля Яна III Собеского.
           Польская красавица, считавшаяся колдуньей, Марина Мнишек, проклявшая род Романовых за убийство ее 4-х летнего сына, была дочерью Ядвиги Тарло и Юрия Мнишека. Род Тарло герба «Топор» были родственниками Яна Даниловича герба "САС".
        Польская красавица Марина Мнишек, якобы обладавшая колдовскими (экстрасенсорными) способностями, приобрела во всем мире необычайную известность благодаря тому, что попала в водоворот событий Смутного Времени, связанных с приходом к власти в России рода Романовых.   
         Основная причина смуты в пресечении династии Рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, не оставив наследников, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.
         Марина Мнишек вышла замуж сначала за Лжедмитрия I, затем признала своего супруга в Лжедмитрии II, пользовалась покровительством атамана донских казаков Ивана Заруцкого, ранее служившего у Лжедмитрия II. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) познакомился с Мариной Мнишек, когда приехал к воеводе Ежи Мнишек – родственнику магната Адама Вишневецкого, в польский городок Самбор в феврале 1604 года. В то время дочери польского воеводы Ежи Мнишека- Марине Мнишек, едва исполнилось 16 лет. В 1606 г. Марина Мнишек была помазана на царство и венчана шапкой Мономаха патриархом Игнатием, как русская царица под именем Мария Юрьевна. До той поры такой обряд проводили только с мужчинами, восходившими на трон. Марина Мнишек стала первой женщиной, помазанной на русское царство. После завершения обряда венчания царь Дмитрий (Лжедмитрий I) и коронованная шапкой Мономаха царица Марина Мнишек взошли на золотой и серебряный троны, в одеждах расшитых серебром, золотом и драгоценными камнями. Пиры и торжества продолжались каждый день. Правда, царствование Марины Мнишек продолжалось всего одну неделю – до переворота и убийства Лжедмитрия I, прихода к власти Василия Шуйского.
         Польские магнаты вторгались в Россию первоначально под предлогом оказания помощи Лжедмитрию I и Лжедмитрию II  (в 1605 и 1607—1609 годах), а потом с прямо высказанной целью завоевания России. Русско-польская война -конфликт между Россией и Речью Посполитой, в ходе которого польско-литовские войска на два года (с 1610 по 1612) оккупировали Московский Кремль. В 1612 году Второе народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву, однако война полыхала до 1618 года. Война завершилась подписанием Деулинского перемирия, по которому к Речи Посполитой отошли Смоленская, Стародубская и Черниговская земли.
         Земский собор 1613 года избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова. Марина Мнишек с сыном и атаман Заруцкий в мае 1614 года на реке Яик были захвачены стрельцами и доставлены в Москву. Новая царская власть стремилась поскорее покончить с остатками Смуты. Атамана Ивана Заруцкого после пыток подвергли позорной казни - прилюдно посадили на кол. Сажание на кол исключительно восточная казнь, пришедшая в Европу с Османской Империей. Самым известным приверженцем этой казни, в Европе, был Влад Цепеш - Дракула (Дракон). Отобранного у Марины Мнишек сына, которому не исполнилось и четырех лет, в декабре 1614 года повесили на Болотной площади по дороге от Кремля к Серпуховским воротам Москвы.
          «Дети — невинные жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция архитектора  М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом, заблуждениями и пороками людей.
          Знаменитый Никколо Макиавелли (итал. Niccol; di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469 года, Флоренция — 22 июня 1527 года)  в своем наставлении для правителей «Государь»  считал, что после прихода к власти для упрочения государственного устройства необходимо полностью уничтожить всех представителей предыдущей династии. Сначала это положение было выполнено Романовыми, а через триста лет исполнено большевиками.
          После убийства по указу нового царя - Михаила Фёдоровича Романова малолетнего сына Марины Мнишек, после пыток и истязаний она была тайно направлена из Москвы в Коломну, где содержалась и скончалась в 1615 г. в заточении в Круглой башне Коломенского кремля. Царскую охрану из стрельцов предупредили, что нельзя смотреть 26 летней польской красавице в глаза и заговаривать с ней, а не то влюбишься и пропадешь. Утверждают, что перед смертью Марина Мнишек прокляла весь род Романовых, предсказав, что их убийства будут продолжаться до тех пор, пока не будет уничтожен весь царский род, что и сбылось через 300 лет.
          После Мохачской битвы XVI века европейские нации начали предпринимать попытки объединения с целью противостояния угрозе исламизации Европы и предотвращения дальнейших кровавых турецких завоеваний.
          Ян III Собеский, родился в Олеском поместье под Львовом и являлся потомком магната Яна Даниловича. Крестили его в Подгорецком замке под Львовом. Осенью 1683 польский король Ян III Собеский (род герба «САС») нанес поражение армии Османской империи возглавляемой Кара-Мустафой. Польский король выступил перед своими воинами с призывом к сражению, и после его слов «Вперед во имя Господа!» огромная лавина из двадцатитысячной тяжёлой кавалерии, ядро которой составляли крылатые гусары, понеслась на врага, нанеся ему смертельный удар. Разбив многотысячную орду Кара-Мустафы, христианские союзники получили долгожданную возможность остановить турецкий натиск на Центральную Европу. Великая Турецкая война закончилась в октябре 1698 года полным поражением Османской империи.
          После разделов Речи Посполитой началась перерегистрация шляхты в российское дворянство. В результате этой перерегистрации более половины шляхтичей были вычеркнуты из благородного сословия и переписаны в мещане и разночинцы.
         Характерно, что первоначально в Российской империи требования для регистрации дворянства были более либеральными, чем в Пруссии или Австрии. Однако уже при Александре I они были значительно ужесточены. Так, по ревизии 1816 года шляхта землевладельческая и безземельная учитывались раздельно (хотя и та, и другая относилась к привилегированному сословию). Кроме того, утверждением в дворянстве теперь стал заниматься Департамент Герольдии в Петербурге, а не местные суды. Сильным ударом по малоземельной шляхте стал указ от 24 мая 1818 г., по которому для регистрации в дворянстве было необходимо найти соответствующие доказательства в метрических книгах или других документах, а также подтвердить владение рода не только землёй, но и крестьянами. Многие польские шляхтичи не имели на руках никаких документов или денег для оплаты соответствующих изысканий в архивах. Огромное число  шляхтичей, хоть и происходящих из древних родов, так и не смогло подтвердить своего дворянства и оказалось лишённым родовых прав, что получило название разбор. Законом 1824 г. шляхтичи, не имевшие крестьян, но занимавшиеся торговлей, должны были записываться в купцы и брать свидетельства торгующих мещан.  В частности в образованной в Москве Мещанской слободе большинство поляков добровольно остались в России, и записались в торгующие мещане. Из телефонного справочника 1907 г. видно, что в Москве Пелецкие проживали в районе Мещанской слободы.
          Во второй половине XIX -начале XX в. в Российской империи произошли серьёзные социально-экономические и политические изменения, отразившиеся и на положении польской шляхты. Подобно всему российскому дворянству, шляхта фактически перестаёт быть единым сословием, превращается в конгломерат различных социальных групп, которые весьма существенно отличались друг от друга по своему положению и интересам. Постепенно распадалась шляхетская солидарность, бледнело значение гербов, сокращалось количество доходов и имущества. Намного важнее для карьеры было полученное образование, уровень знаний. Так, при приёме на службу на предприятия нового типа (торговые, технические, химические, металлургические и т.д.) считались явно не с дворянским происхождением, а с квалификацией и образованием.
         Магазин «Конфекцион на Рождественке» московского купца Пелецкого, торговавшего дамскими верхними нарядами, соседствовал с магазинами дамских нарядов французских купцов на Кузнецком мосту. Пелецкий вел большую оптовую торговлю также и с провинциальными городами. Родственниками купца Пелецкого была семья Клуддо из Италии, которая занималась торговлей обувью. Русский актер Павел Николаевич Орлов (театральный псевдоним, впоследствии заменивший фамилию - Орленев) родился 6 марта (22 февраля ст. ст.) 1869 года в Москве на Рождественке в доходном доме Торлецкого. Его отец Николай Тихонович Орлов происходил из крестьян Дмитровского уезда Московской губернии. Он рано стал работать мальчиком в магазине купца Пелецкого. На двадцатом году он женился на племяннице хозяина, урожденной Клуддо. Вскоре Н.Т. Орлов стал старшим приказчиком и компаньоном своего хозяина, а после его смерти - владельцем магазина «Конфекцион на Рождественке».
         На Голливудской аллее славы есть звезда с именем Аллы Назимовой (Аделаида Левентон). Она была первой русской актрисой, покорившей Голливуд. Назимова скрывала свое прошлое, в котором навсегда остался любимый человек, сделавший ее звездой. Его звали Павел Орленев. Актерский талант Орленева, проявившийся в огромном трагедийном даровании, сравнивали с Чеховым в литературе и Шаляпиным на оперной сцене. Во главе собственных трупп Орленев Павел Николаевич гастролировал в Германии, Великобритании, США, Швеции, Норвегии. Оба – Назимова и Орленев – стали частью истории, которую все забыли. Но без них наша история была бы другой. В 1910 году Павел Орленев посетил Толстого Л.Н. в Ясной Поляне. Он беседовал с Толстым об организации передвижного театра для сельского населения. Орленев считал, что «как только искусство перестает быть искусством всего народа и становится искусством небольшого класса богатых людей, - оно перестает быть делом нужным и важным, а становится пустой забавой".  Льву Николаевичу он прочитал стихи. Толстой не очень любил стихи, но в этот раз он был просто потрясен декламацией, прослезился и сказал: «Никак я не могу понять, кто ты, Орленев, Христос или антихрист!». Звание «Народный артист Республики» Орленеву присвоили в 1926 году. Скончался П.Н. Орленев 31 августа 1932 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (Старая территория, колумбарий, секция 104а).
         Пелецкий Федор Федорович (1853-1916) — известный московский гитарист, увлекался живописью, дружил с известным русским художником В.И. Суриковым.  Василий Иванович Суриков учился музыкальному мастерству исполнения у Пелецкого Ф.Ф., и часто они самозабвенно играли пьесы для двух гитар. Братья Пелецкие более века тому назад были в Москве достаточно известны. Кроме Сурикова они дружили с художником Владимиром Маковским. Федор Федорович Пелецкий увлекался живописью, рисовал пейзажи. Пелецкий Федор Федорович вместе со своим братом Дмитрием Федоровичем часто выступали с концертами, и имели большой успех у любителей гитары. Пелецкий Ф.Ф. жил в Москве на Мещанской слободе, по адресу: ул. Садово-Сухаревская д.13. В 1899 и в 1900 гг. Суриков исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: "Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В. Суриков 1899 г." Рисунок хранится в Третьяковской галерее.
          Пелецкий Сергей Иванович, закончил в 1881 году Московскую Практическую Академию, знал в совершенстве несколько европейских языков, работал в чайной компании "Высоцкий и К" управляющим по оптовой торговле. Вместе с семьей Пелецкий С.И. проживал в Серебряническом переулке д.9, рядом с Бульварным кольцом.
          Правление чайной компании Высоцких находилось в Москве в Лубянско-Ильинских торговых помещениях, соседствуя с конторами таких именитых фирм, как «Товарищество Эйнемъ» и «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей». С данными компаниями велась активная торговля, по закупке кондитерской продукции для своих магазинов, таким образом, заполнялись полки, расширялась ассортиментная матрица наряду с чаем, также шоколадом, конфетами, и другими сопутствующими чаю кондитерскими изделиями.
           В 1913 году компания «Высоцкий и Ко», имея основные склады в Москве, Одессе, Челябинске и Нижнем Новгороде расширила сеть своих торговых заведений на всю территорию России. Для пополнения оборотных средств товарищество имело кредитные линии в банках Лондона, Парижа, Базеля, Брюсселя, Берлина и Гамбурга, наряду с этим пользуясь неограниченным вексельным кредитом в крупнейших российских банках. В следующем, 1914 году, окончательно освоившись на международных рынках, товарищество становится одним из крупнейших поставщиком чайной продукции в мире.
          В архивах сохранились списки выпускников Московской практической Академии коммерческих наук за 1851-1910 гг., согласно которым, Пелецкий Иван Сергеевич закончил Академию в 1907 г. и получил звание  кандидата коммерции и звание личного почетного гражданина,  Пелецкий Сергей Иванович - в 1881 г. (аттестат об окончании курса). В Академии коммерческих наук проходили обучение преимущественно дети почетных граждан, купцов, мещан и иностранцев, где они получали общее и специальное образование, нацеленное на дальнейшую коммерческую деятельность.
          Октябрьская революция 1917 года прервала историю чайной компании Высоцких в России. Пелецкий Сергей Иванович погиб при невыясненных обстоятельствах в ходе революционных событий в Москве, его сын Пелецкий Иван Сергеевич принял участие в гражданской войне на стороне большевиков в качестве военного врача. Другой его сын - Пелецкий Леонид Сергеевич получил высшее химическое образование и впоследствии занимался строительством цементных заводов и разработкой химического состава цемента с заданными свойствами. Высоцкие эмигрировали, основав спустя некоторое время чайную компанию на территории Израиля. Какое-то время чай на фабриках в России выпускался под традиционной торговой маркой, что нашло отражение в поговорке «Чай - Высоцкого, сахар - Бродского, Россия – Троцкого», упоминавшей, кроме председателя Реввоенсовета, фамилию известного в то время сахарозаводчика. Но вскоре предприятие Высоцких было национализировано, перейдя в ведение государственного комитета «Центрочай», занимавшегося закупкой и распределением чая в первые годы советской власти.
          В психологии существует понятие - рефлекторный поворот. Дети, сначала неосознанно, а впоследствии уже сознательно, идут по жизни путем, диаметрально противоположным тому, по которому шли их родители, требуя резких, кардинальных изменений. Из многих дворянских и шляхетских семей вышли социалисты-революционеры, принявшие активное участие в разрушительном процессе гибели русского государства и раскола общества в 1917 году.  Данный процесс положил конец не только Российской империи, определил создание новых государств,   распад монархии и ликвидацию дворянства, но и возникновение, на смену старым, новых политических и экономических семейных элит, кланов, определяющих современную жизнь общества.
         Гражданская война обернулась для России большими потерями, как численности населения, так и упадком экономики. Если в Первой Мировой войне потери оценивались в один миллион человек, то в Гражданской войне и последовавших репрессиях потери составили более десяти миллионов человек населения, и двух с половиной миллионов человек, эмигрировавших в другие страны. Эмиграция была вызвана национализацией и экспроприацией имущества, банковских вкладов, «красным» террором в отношении врагов рабочего класса. Были существенно нарушены семейные связи и отношения в этот период, уничтожены многие фотографии и семейные архивы. Уничтожение семейных архивов делалось для того, чтобы значительно ограничить круг родственников, особенно проживавших в капиталистических странах, избежать обвинения в буржуазном происхождении и возможных в последующем репрессий, связанных с заключением в концлагерь или расстрелом. В дальнейшем, после социальных преобразований в обществе, это привело к тому, что для многих людей с польскими корнями восстановить полностью историю своей семьи, вновь найти всех своих родственников, оказалось практически невозможным.



Эпилог.
          После передела сфер влияния в Европе, который произошел в 1945 году на Ялтинской конференция в Крыму представителей стран антигитлеровской коалиции, Польша вошла в область интересов СССР.
           В ноябре 1946 г. коммунисты (Польская рабочая партия) и социалисты (Польская социалистическая партия) заключили соглашение о совместных действиях. В январе 1947 г. они победили на выборах в сейм (парламент) и пришли к власти. Польша вошла в состав Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). СЭВ — межправительственная экономическая организация, действовавшая в период с 1949 по 1991 год. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня жизни населения.
            По решению Потсдамской конференции к Польше отошли западные германские территории, с которых были изгнаны несколько миллионов этнических немцев. Несмотря на то, что беженцы со временем интегрировались в экономическую и политическую жизнь ФРГ, память о малой родине являлась одной из составляющих их самоидентификации.  В связи с этим у Польши существовали вполне обоснованные, опасения относительно угрозы германской экспансии. В процессе объединения Германии в 1990 г. и заключения в том же году германо-польского договора о проблемах изгнанных не упоминалось. После выхода из СЭВ начался процесс интеграции Польши в Евросоюз, который успешно завершился в 2004 году.
          В 1955 году Польша подписала Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств.
         После смещения в 1989—1990 годах коммунистических режимов в странах Европы существование Организации Варшавского договора как военно-политического альянса бывших стран социализма потеряло смысл. В 1991 году были упразднены военные структуры Варшавского договора и подписан Протокол о полном прекращении его действия. В 1999 году Польша вступила в НАТО.
          Данная работа представляет собой небольшое исследование исторического процесса в рамках одной семьи, как отражение взаимосвязи Польши и России.


Рецензии