26. Тетради - отклики

     "Сущность прекрасного — противоречие, скандал, а никак не «благоприличие», — но такой скандал, который захватывает, переполняя радостью".

      С. Вейль. Тетради.


     Когда Рембрандт закончил писать свою картину "Выступление стрелковой роты..." (Ночной дозор) и представил её на суд заказчиков и прочих зрителей наступил шок - 34 персонажа вместо 18 оплаченных, практически никаких соблюдений норм групповых портретов, никакого возвеличивания, никакого пафоса, никакой "гладкой кисти", масса загадочных деталей, непонятно для чего существующих в картине, бесконечные свет и тень на каждом миллиметре, хаотически организованное движение группы, вписанной в какое-то более глубокое, более вечное событие.
У современников от этой картины мозги "поехали", а за Рембрандтом навсегда закрепилось прозвище "странный", усугубившее его изоляцию.
    "Очевидно, что эта картина приносит с собой настоящее смятение" - пишет Поль Декарг.
    Прекрасное - из ряда вон выходящее - скандал для благонамеренной публики. Но говорят, что Саския, впервые увидев эту картину в мастерской своего мужа, воскликнула: "о боже!", сумев таки выразить своё потрясение на положительный манер.

    Очевидно, что негодование бюргеров было столь велико, что ментальная сила этого негодования, не сумевшая добраться до картины непосредственно при жизни - своей и художника - достигла её всё же через ряд лет - когда картину не "подправили", а всё-таки обрезали, оскудив её на левое и правое пространство, чтобы влезла в дверной проём. Мечта бюргеров сбылась и отмщение совершилось. "Невозможное" хоть в какой-то мере было уничтожено, стёрто с лица земли.
И всё же бюргеры не догадывались, что то, против чего они восставали такой чёрной, такой зловещей и такой многочисленной массой, было сильнее их всех.


    "Иметь веру в реальность чего-то — если речь идет о том, что нельзя ни констатировать, ни продемонстрировать, — значит просто прилагать к этой вещи внимание определенного качества. Вера в воплощение есть полнота внимания, приложенная к полноте гармонии".

    С. Вейль. Тетради.


    Реально то, чему я внимаю - со всей тщательностью и усердием, то, что я создаю сам - как художник, как мыслитель, как просто заботящийся человек.
    Вера - всего лишь слово, за которым скрывается нечто весомое в мире невидимого - вера не потому что есть иллюзия и нет доказательств, а потому что божественное всё же есть, хотя и неуловимо.

    Максимум меня к тому, что становится максимумом со мной - вот вера.


     "Или ум удерживает реальным в себе одновременное представление о членах противоречия, или механизм естественных компенсаций раскачивает его от одного члена противоречия к другому. Надо сделать то, что «Гита» подразумевает под словами «преодолеть заблуждение противоположностей»."

     С. Вейль. Тетради.


     Надо сделать так, чтобы противоположности больше не блуждали в нас как заблудившиеся дети.
    Большая часть нас представляет из себя - их компенсацию.
    Кому-то нравится быть только компенсацией?


     "Всякое глубоко пережитое смятение составляет ошибку.
Всякая ошибка есть некое несовершенство, которое уходит, при условии что мы осознаем, что это так".

     С. Вейль. Тетради.


     Думаю, что смятение также связано с неправильно уложенными противоположностями, когда обнажается их неправильное уложение, мы смятены, не можем быть, не можем действовать.
     Надо попытаться разобраться в том, что вызывает в нас смятение, понять почему мы не даём ответа, где стопоримся, где сбиваемся - предстоит вернуться и многое пересмотреть.
     Но ни в коем случае нельзя загородить чем-то наш момент бессилия, нужно как минимум признать, что он наш - то есть мой.

     В смятении мои действия не мои и я это явственно ощущаю. Они больше не принадлежат мне, и я сам больше никак не могу действовать. Не нашёлся что сказать - это тоже смятение - и не нашёл, что сделать - оно же. Не расположился так, чтобы занять место и остался без него. Или же так расположился, что легко оказался в следующий момент выкинут без труда. Наше смятение напичкано ошибками, до которых однако добраться нелегко - любой "нормальный" взрослый человек, попав в нестандартную ситуацию уже испытывает смятение, а это и печально и неправильно.
Стоит нам услышать в ответ не то, что мы ожидали и мы уже смятены - таковы мы, изнеженные дети цивилизации, полной ошибок.


      "Одновременное существование несовместимых добродете­лей в поведении, в душе есть условие устойчивости в несчастьях жизни, без впадения в нечувствие".

      С. Вейль. Тетради.


      Чтобы другие меня не выключили, как выключают свет, выходя из комнаты. Чтобы меня не качало как поплавок на волнах всякий раз житейское море. Чтобы зло, сеящее подозрения, не стало пускать в моей душе ростки, неведомые мне. Чтобы не лететь мне с моста вниз с внутренним содроганием "ах, я опять себя потерял". Чтобы спустя годы не обнаружить мне себя в том месте, о котором я и раньше спрашивал "что я здесь делаю?". Чтобы после канавы и ямы, также как после официального приёма тянуло помыть руки, а не к зеркалу подойти. Чтобы улыбка не выдохлась, а слеза не иссохла - просто ищи концы, найди концы и соедини концы.


Рецензии