Литература, сайты и свободная публикация

            
         „В прошлом веке у нас был один общий телевизор для всех. А с появлением блогосферы люди стали телевизорами друг для друга. При этом общее количество туфты в информационном потоке растет прямо пропорционально количеству нарождающихся телевизоров, а количество правды меняется не особо, потому что правда, как поётся в песне, одна. Про телевидение люди всё уже поняли. А чтобы всё стало ясно про интернет, должно состариться  нынешнее поколение сетевых энтузиастов. Ждать, кстати, осталось недолго — при погружении в сеть человек стареет быстрее.“
                В. О.  Пелевин, Интервью, 2006 г.

              Дорогой друг и уважаемый коллега! Раз ты читаешь эту статью, значит ты уже в теме, и тебе небезынтересен тот мир, в котором ты вольно, или невольно оказался. Да не этот мир, дружище, который тебе сразу приходит в голову. Мир, куда бездумно, не спросивши и не посоветовавшись, просто, нагло и цинично тебя подбросили родители,  мы сегодня обсуждать не будем. Думаю, ты его изучал уже  не один десяток лет и более моего возмущён и недоволен его устройством. А раз возмущён и недоволен, то значит понимаешь, что никуда ты нахрен из него уже не вывернешься. Сегодня мы обсудим другой, более реальный, осязаемый и родной уже многим мир поэтических и литературных сайтов с территориями свободных публикаций. Вот где сейчас кипит настоящая жизнь! Публикуйся, твори, пиши, показывай себя со всех сторон. Печатайся, развивайся и даже размножайся. Да, да! Я не оговорился. Клонируй, разбивай свою неповторимую  личность общественного члена на многочлены, размножай её хоть на клеточном, хоть на молекулярном уровне. Веди междумолекулярные, или межклеточные споры и дискуссии на любые темы и любыми методами без всякого риска загреметь в психиатрическую лечебницу. Ты уже внутри неё по определению. «Бутырка в нас, иль мы в Бутырке?» - философствовал  Велимир Хлебников в одноимённом  месте. В далёкие времена серебренного века нашей поэзии таких мест было немного. Другое дело сейчас! Не буду замахиваться на весь, уже давно  не маленький виртуальный мир, остановлюсь на островках в нём поэтических и литературных. Сегодняшнее место обитания настоящих народных литераторов и поэтов – литературные сайты. Есть конечно, и заявляют о себе по старинке всякие там союзы писателей, существуют даже ещё министерство культуры и народного образования. Все эти замечательные учреждения, финансируемые на наши с Вами деньги, преследуют только одну реальную цель – под видимостью развития этой самой нашей культуры переложить эти самые наши денежки в места от культуры и нас очень далёкие.  Поэтому вернёмся к настоящей, живой, но к сожалению самоорганизующейся литературной жизни. Литературные сайты. Свободная публикация. Что же это такое? Попробуем разобраться.
              У некоторых людей, знающих буквы, иногда возникает желание написать стишок или рассказик. А у всех людей, пишущих стихи и рассказы, рано или поздно возникает естественное желание опубликовать свой творческий литературный труд. Но если раньше, при развитом социализме, такому умнику нужно было заручиться  разрешением парткома, вступить в ряды местной ячейки союза писателей, поставить пишущую машинку на учёт в КГБ и отправить рукопись на проверку цензору при любом издательстве, то сегодня всё значительно проще. Опубликоваться в любом месте свободных  публикаций в Интернете сейчас намного проще, чем написать знаменитое слово из трёх букв на соседском заборе. Но вот вопрос. На каких именно литературных сайтах русскоязычного интернета можно, возможно, зачем и как публиковаться? Проведём небольшой анализ. Сегодня в виртуальном пространстве  по характерным признакам выделяются четыре группы литературных сайтов: 

1. Библиотечные сайты – это, в первую очередь, книгохранилища, где ради оживления библиотечного покоя и тишины иногда создаются форумы для читателей или блоги любителей литературы как от организаций, так и от частных лиц, но где, ни при каких условиях, невозможно публиковать свои собственные произведения.

2. Сайты-издательства – это абсолютно коммерческие организации, где всем авторам за определенную плату предлагаются услуги в публикации книг как в полиграфическом, так и в электронном виде, а также продвижение творческого продукта на литературном рынке опять же за немалые деньги. Безвозмездные услуги здесь исключены полностью и однозначно.
Однако, нужно отметить, что процесс декоммерциализации изданий свободных публикаций уже запущен и отрабатывается сегодня на таких ресурсах – издательствах как ЛитРес - ЛитРесСамиздат https://selfpub.ru/  и Litname http://litname.ru/  Но это исключения, на частном обзоре которых я остановлюсь позже.

3. Сайты-альманахи, сайты-журналы, сайты самопровозглашенных авторитетов литературы – это чисто литературные салоны или салоны по искусству, где собирается узкий круг «избранных» людей, которые сами себя причислили к таковым, и где возможна свободная и бесплатная публикация только для тех, кто входит в круг этих «избранных». Попасть в эти салоны почти невозможно, ибо, как говорится, чужие там не ходят.

4. Сайты со свободной и бесплатной публикацией литературных произведений для любителей поэзии и прозы, пишущих стихи и рассказы и желающих показать своё творчество широкой публике в виртуальном пространстве.

                Замечу, существует еще одна, назовём её «дополнительная», но очень многочисленная группа сайтов, где есть возможность свободной и бесплатной публикации литературных произведений, но её условность отношения к литературе очевидна без всяких дополнительных доказательств. Это сайты-гибриды – все без исключения социальные сети, помойки и свалки,  разноплановые и многофункциональные порталы, где литературное направление – лишь одно из многих наряду с другими направлениями, чьё соседство зачастую выглядит заурядной барахолкой (здесь можно встретить и науку, и политику, и медицину, и мир животных, и ремонт сантехники, и комиссионку «купи-продай», и разнообразные знакомства вплоть до предложения интимных услуг). Сюда же надо отнести сайты по разнообразным видам искусства, где, естественно, присутствует и литература, но выглядит она здесь, как прилавок старьёвщика в гипермаркете. В интернете можно найти и немногочисленные сайты, где происходит соединение литературы с другими видами искусства в форме поэтических театров и мюзиклов, а также эстетствующих кружков узконаправленной тематики. Публикация на таких порталах, хотя и свободная, выглядит откровенной тратой времени и весьма сомнительным продвижением авторского творчества.
          Но нас с тобой, коллега, интересует конечно же,  именно и только четвертая группа литературных сайтов! В этой четвертой группе есть своя градация: полностью свободная публикация, ограниченная разнообразными условиями публикация и редактируемая публикация. Однако сайты со свободной публикацией имеют подавляющее большинство в этой группе. Более важны и интересны иные характерные признаки, которые выводят сайты со свободной публикацией на вершину списка лучших литературных сайтов, а именно: посещаемость, функционал, политика портала, тематическое разнообразие, устойчивость сообщества, параметры общения. Попробовав дать характеристику некоторым основным популярным литературным сайтам  со свободной публикацией, через месяц упорного труда аналитическо описательной  работы с трудом заставил себя остановиться и безжалостно вычеркнул из своей статьи это досье. Неблагодарно, глупо, грубо и однообразно.
              Цель и задачи моей статьи совершенно не претендуют на исчерпывающее описание всех существующих площадок свободных публикаций. Интернет не ограничен  и неисследован, как и Галактика.  Тем более, что для объективного сравнительного описания необходимы критерии, перечни характеристик, делающих литературный портал собственно литературным порталом. Какое их соотношение делает площадку востребованной и что ждет типичного  автора от подобного рода сайтов? А это уже работа, достойная нескольких НИИ. Вновь осваиваемые территории требуют не только исследования,  описания, но и законов. Однако, внезапно открытый человечеством мир сегодня осваивается по правилам и законам, взятым скорее из Американских вестернов. Давайте же и мы посмотрим на него широко открытыми изумлёнными глазами заброшенного в ад новой жизни юного помощника шерифа из Аклахомы.
            Есть очевидные вещи, вроде посещаемости и цитируемости  сервисов  оценки PR и ТИЦ, собственные глаза и данные счетчиков. Однако, знающий человек, знакомый с организацией подобной цифровой базы здесь печально улыбнётся. Банальное распределение сайтов в списке на основе циферок об их жизнеспособности и актуальности скажет ничтожно мало. Востребованность ресурса со свободной публикацией в первую очередь зависит от наличия двух вещей: необходимого функционала и устойчивого тематического комьюнити. Что это и по какому принципу их оценивать? Пока это выстраданный индустрией стандарт, в тех или иных чертах общий для успешных проектов. В любом из них два основных канала информации, две артерии: лента новых произведений и лента комментариев, наличие у автора собственной страницы, где помимо персональной информации выводится список опубликованных им произведений и написанных комментариев. Сегодня можно утверждать: аудитории важна не только статичная информация об авторе (пол, возраст, география, фотография), но и возможность отслеживать его активность. Три кита стандарта: контент, мнение, социальное взаимодействие. Иметь возможность отслеживать контент, его обсуждение и составлять портрет участников дискуссии - вещи, критически важные для пользователя. В рамках обеспечения данных возможностей на первый план выходят моменты, которые изначально кажутся второстепенными, вследствие чего многие создатели литературных сайтов благополучно ими пренебрегают. Например простота навигации, то есть шаговая доступность главных информационных каналов: как в плане числа кликов мышкой, так и в плане времени на поиск необходимых пунктов. Ленты должны быть не только информативны, но и особым образом структурированы. В первом случае это вывод автора, названия, краткого описания, количества комментариев, даты публикации и т. д. Во втором - превращение имени автора, названия текста и раздела в ссылки, обеспечивающие быстрый переход к профилю автора, тексту произведения, комментария. Логика шаговой доступности подводит нас к выводу всех основных лент на главную. Перечень их отнюдь не ограничен списком новых произведений и комментариев. Помимо собственно контента, мнений и информации об авторе пользователю хочется знать, кто сейчас онлайн, кто недавно зарегистрировался, быть в курсе мероприятий и т.д. Нужно понимать еще одну вещь: то, насколько важно для автора, публикующего произведение, сразу наблюдать его на самом видном месте площадки. В полный рост встаёт проблема организации такого "центрового" места на главной и предоставления автору возможности самостоятельного графического оформления: выбор картинки к тексту позволяет подать себя. Презентабельное и функциональное оформление главной страницы - задача, не решенная зачастую даже на очень больших порталах. Вы, коллега, скажете что всё это - азбучные истины. Практика твердит обратное: вместо следования логичному и простому стандарту мы имеем зоопарк площадок, большая часть которых даже приблизительно не отвечает необходимым требованиям - и ни одна не соответствует им полностью. Причины объективны: многие флагманы отрасли созданы в доисторические времена и с тех пор ни разу не обновлялись. Отбить затраты на серьезный технический персонал для литсайта - область ненаучной фантастики. В той или иной мере все они сделаны на коленке энтузиастами либо заказывались при ограниченном бюджете у мелких студий. И если в случае энтузиаста банально не хватает знаний и умений, то студиям любое отступление от типовых решений - головная боль. Свободная публикация стихов и прозы - формат далекий от визиток, блогов и интернет-магазинов. А если вспомнить про бюджет - это приговор. Поэтому мы видим литературный портал на "Джумле", литпортал на чем-то вордпрессообразном, где вместо главной лента постов; литпортал без ленты комментов, литпортал на форумной CMS. С лайками, блэкджеком и девушками, но без части жизненно важных функций. С анимированными гифками в комментариях, они похожи на накрашенных и увешанных побрякушками больных: и аттракциону ужасов нет конца. Отдельным ресурсам удалось избежать большей части указанных выше детских болезней. Приятные на вид, удобные в использовании, они столкнулись с той же проблемой, что и наше Российское правительство - комьюнити. Низкое качество и абсолютная неструктурированность аудитории - бич даже самых массовых и успешных проектов. В недрах их могут быть скрыты десятки чудесных авторов: вы просто их не найдете. Сотни близких по духу - и не имеющих понятия друг о друге. Самобытный автор публикует интересный выстраданный годами текст, после чего беспомощно наблюдает, как без единого отзыва его творение засасывает клоака. Злого умысла здесь нет: закон больших чисел в неструктурированном пространстве. Но какой же стимул ему публиковаться в подобном месте, тем более пускать корни? Не стоит удивляться, что литературы в лентах почти что нет. Многостаночный мигрант тут же туда разместит новый «стишок» задружится со всеми, нахвалит мусор - в конце концов получит свое внимание и "престиж". Отсутствие литературы, непонимание, сотни строк в никуда - для него не трагедия: он пишет, чтоб получить - не отдать. Взаимные признания в любви, поздравлялки с днем рождения, анимированные розочки в комментариях. Кто все эти люди? - спросите вы, - Где дискуссии о текстах, куда я попал? На форум котиков и домохозяек? Вы недалеки от истины: аудитория литературных сайтов, за редким исключением, мало отличается от аудитории форума домохозяек. Но любого исследователя интересует не факт засилия сердечек и котиков, сюсюканий и обнимашек, а почему случилось это засилие. Причину столь печального положения вещей следует искать в деятельности команды сопровождения. Правильнее будет сказать - бездеятельности. Совсем по-честному - в отсутствии команды как таковой. А кто, если не она, поможет самобытному автору не раствориться в гвалте лихих многостаночников; близким по духу практикам - увидеть огонек похожего тока мысли; показать начинающему разницу между макулатурой и настоящим, научит презирать друзьяшничество и ценить нехоженый путь. Предоставленная сама себе толпа ничему, кроме гифок с котиком, не научит. Формат свободной публикации - как первоклассник, идущий рядом с маститым опытным  учителем школы "толстой" периодики, за спиной которой больше ста лет. Пытающийся ухватиться за все и сразу, не понимая, что каждой задаче нужен ресурс сил. Полтора века существования института журнальной периодики научили нас двум вещам: узкому профилированию тематики (идеологии) и необходимости иметь профессиональный штат. Первое обусловлено невозможностью успеть и охватить многое ; второе - невозможностью преуспеть даже на небольшом фронте работ без методичной командной работы. Успех любого журнала - прежде всего результат работы команды; не читательской аудитории и не присылающих тексты авторов. Почему же кто-то вдруг решил, что сетевое издание будет жить - и преуспевать - по другим законам? Не имея постоянного штата, не занимаясь рутинной методичной работой по структурированию получаемого материала, не разъясняя, не исследуя: не делая ничего. В действительности мы имеем все тот же "толстый" журнал, редакция которого просто начала публиковать все присылаемые ей тексты без разбора; публикация стала происходить мгновенно, а читатели получили возможность оставлять свой "ах". Суть положения вещей именно такова.         Профилирование, наличие идеологии, изначально подразумевают потребность что-то сказать, что-либо отразить: новые тенденции в обществе, определенный взгляд на мир. Средством выступают чужие тексты, методом - их отбор. В качестве скрепляющего материала - обзоры ранее опубликованного, подборки и освещение важных, в рамках своего формата, аспектов. Именно свой угол восприятия, потребность его донести, делают издание культурным явлением, а не просто стопкой бумаг. Сегодняшний формат типичного литературного сайта свободной публикации – издаём всё ради посещаемого оборота, являющегося основой капитализации собственника сайта. Формат типичного литературного портала - "издание обо всем". Что самое парадоксальное - при полном отсутствии прогрессивного дееспособного штата. Толстую периодику можно было бы сравнить с промышленным комбинатом, извлекающим ценный минерал из руды. Отсутствие дееспособного штата в данном случае - все равно, что отсутствие производственных мощностей. Поток контента нескончаем, но его течение - в никуда. Некому обогащать руду,  извлекать изумруды из масс шлака, некому описывать красоту и изъяны граней. Так и мне сейчас, взявшемуся за этот непосильный труд, приходится за весь интернет и его простодушных обитателей делать выводы и давать предложения. Так что же делать и кто виноват? Попробую резюмировать. 
                Бум соцсетей с безумным финансированием этих проектов, поглотивший огромную долю пишущей аудитории, как и любой кризис, стал не только причиной обезлюдения литературных сайтов со свободной публикацией, но и, возможно, поможет переосмысливанию их концепции. Бездумная направленность на аккумуляцию как можно большей массы (бездумных же) пользователей в рамках площадки вряд ли лучший путь развития для литературных сайтов. На примере флагманов индустрии, таких как Стихи.ру и Изба-читальня, которым это удалось, можно наблюдать всю глубину пропасти: количество многотысячной аудитории даже не думает переходить в качество, от литературы они бесконечно далеки. И если в отношении их ситуацию можно характеризовать как безнадежную, с продолжающими множиться маленькими современными площадками не все столь грустно и однозначно. В условиях, когда пылесосы соцсетей отсосали львиную долю тех, кого интересовала не столько практика писательского дела, сколько внимание и общение, спрос на собственно литературу никуда не делся. Небольшие площадки обезлюдели, но лояльная литературе, а не вниманию и котикам, часть аудитории обычно покидала корабль последней: и шла вовсе не в соцсети, а в никуда. Соцсети удовлетворяют спрос на внимание и общение; литературы там нет ни грамма. Но вакуум имеет свойство заполняться: достаточно потянуть нужный кран. То, что накопилось в резервуарах, прямо сейчас проходит стадию глубокой очистки от посторонней накипи: её словно губкой вбирают социальные сети. От любви к крупным полноводным ресурсам, за 15 лет привыкшим покупать свою аудиторию задешево - за одну только возможность "свободной публикации" - и продавать её рекламодателям, не занимаясь больше ничем, авторы излечились гораздо раньше: помогло обесценивание "свободности". Дефицит качественных площадок, занятых практической стороной литературы, а не игрой в рейтинги, котиков и санта-барбару про кукушек и петухов, на данный момент абсолютен. Но как он выглядит, "нужный кран"? Думается, признаком его является наличие идейной составляющей и изначальный акцент на редакторской работе, а вовсе не прикармливании кого-то "свободными публикациями": последняя и без того де-факто сегодня стандарт. Вполне возможно, все мы еще увидим время, когда вместо ископаемых монстров появятся небольшие, тематически спрофилированные площадки, делающие акцент на трансляции собственной точки зрения, на качестве контента (и персонала), на аккумуляции вокруг себя не огромной безликой массы, но группы людей с общим мировоззрением. Возможно, это станет ренессансом того формата, который был известен под названием "толстых журналов": но уже в реалиях сети. Время от времени мы даже сейчас видим, как та или иная площадка набирает штат "народных" редакторов прямо из числа активных пользователей. Делаются попытки писать рецензии, обзоры, создавать подборки опубликованного ранее.  На некоторых сайтах нешуточно, профессионально и грамотно развиваются основные, определяющие направления деятельности. Так, на «Поэмбуке» создана и на зависть всем работает конкурсная платформа с шикарным интерфейсом.  В судейство  приглашаются независимые мировые авторитеты, любая оценка и личность каждого голосовавшего публично просматривается, темы конкурсов многогранны и интересны, выставляются до нескольких в день. Конкурсы определены основным направлением сайта и равных даже близко сегодня у этого ресурса нет. Профессионализм организационной и редакторской работы коллектива организаторов виден невооружённым взглядом.  Молодой, если можно назвать так сайт “Литнейм» с пятилетним стажем создан на базе профессионального издательства и замахнулся на задачу индивидуальную, необычную, но значимую для каждого литератора. Все перечисленные мной в этой статье  сайты, кроме этого,  объединяет одна особенность. Это сайты авторов без имен. То есть их имена ничего не говорят людям, которые тусуются на других сайтах. То есть имена, конечно, есть. Но они одинаково неразличимые. Все это авторы известные только в пределах своего сайта. На сайте «Литературное имя» собираются значимые имена. И даже авторы, пока неизвестные, попав на сайт уже обретают свое имя. Может быть имя и неизвестное, но конкретное имя со своим весом. И вес этот не зависит от того, сколько автор привел с собой друзей или поставил лайков другим. Имя у автора возникает потому, что один из тех, кто уже бесспорно является частью большой литературы, отдал за него свой голос. И дальше это имя набирает свой вес, прибавляя новому автору авторитета. И вес этот — объективный, с задачей в альтернативу ещё действующему на бумаге союзу писателей создать свой, саморегулирующийся реестр писателей России без членских взносов, бюрократии и коррупции. Но опять заставлю себя остановиться. Напомню,  что целью и задачей этой  статьи я ставил совсем небольшой обзор общих проблем виртуальной жизни в части касающейся литературных сайтов свободной публикации, а взялся уже нешуточно рассматривать научную платформу их организации с разработкой планов перспективного развития. Остапа понесло. А как бы хотелось ещё обнародовать свои мысли о собственниках сайтов, их руководящей и направляющей роли, раскрыть, что такое капитализация сайтов, внутренняя и наружная, как работает реклама, что такое покупка продвижения, и многое другое. А это несколько другая тема выходящая за рамки этого обзора.
            Закончу,  дорогой друг и уважаемый коллега. Надеюсь, что хоть чуть-чуть, но облегчил твой нелёгкий путь по неизведанным диким интернетовским прериям, и не убил до конца твою волю к творчеству с использованием новых технологий и неизведанных территорий. К изданию и продвижению твоих если не гениальных, то как минимум талантливых вещей на поэтических и литературных сайтах свободных публикаций. Попрощаюсь с тобой в надежде повстречаться вновь и обсудить ещё неоднократно  на месте твоей новой прописки интенсивного заселения человечества – что же всё таки это такое: «Свободная публикация на литературных сайтах?»

Андрей Муз 2020 г.

Огромная благодарность автору Imperialistka источник litgep.ru
за установочный структуризм темы




 

 
 


Рецензии
Спасибо за информацию к размышлению)

Владимир Кондрашов   12.01.2021 19:38     Заявить о нарушении
Очень рад, что прочитали. Что у нас осталось сегодня - действительно размышления.
До встреч!

Андрей Муз   12.01.2021 21:49   Заявить о нарушении