Поэзия - Авантюра Самосозерцающего Духа

        Часто критики (да, да, - именно критики!) горюют о том, что нет сегодня настоящей поэзии. Так ли это? Попытаемся кое-что прояснить...
Прав Поэт Евгений Головин - иссякла кровь мифа. Сегодняшнее время вышвыривает всех мощной струёй в быт, поэты мелеют как реки, перерождаясь в стихотворцев. Почему это происходит? Смотрите - природная интуиция сужается, превращаясь в ручеёк. Политика, как чёрная дыра, втягивает в себя жизнь.  Человек запечатывается в точку. Разумеется, поэзия становится иной. Но исчезнуть совсем она не может.
 
         По замыслу божьему каждый человек либо тварь, либо творец. Поэт - особый случай. Поэт служит ЖИВОМУ БОГУ, а не застывшим знаниям, не иконам. Поэтические образы - ЖИВЫЕ, и яркое говорящее доказательство тому - Н Е Б О, по которому, меняя формы и направления плывут облака, солнечные лучи, носятся ветры... Дожди, молнии, гром, метели и снега - и есть речь БОГА-ТВОРЦА. Родился Поэтом? Если ты не попугай - твори СВОЁ. Твори как можешь, без страха и сомнений. Твори, ибо совершенству предела нет.

        Однако, так называемая земная реальность не в состоянии объяснить поэтическую бездну образов и импульсную природу животворящего ДУХА. Желательно  мысленно выходить в небесные просторы. Давайте немного подышим спасительным воздухом книги профессора романской филологии Гуго Фридриха "Структура современной лирики от Бодлера до середины XX столетия". Перевёл книгу филолог, культуролог и литературовед Евгений Всеволодович Головин.

        "Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний."

        "Лирика постепенно отступает от логического и даже грамматического порядка, содержание рождается от вербального импульса, а не из предварительных размышлений. Начинают проявляться магические энергии чистых тонов."

        "Итак, цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего духа.
Лирика - искусство анахоретов."

        "Дух абсолютной свободы в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Поэзия вспыхивает в звёздных туманах и океанах, но также в падающем носовом платке и в чиркающей спичке. Абсурдное и героическое имеют равные права. Поэты, словно "алхимики", углубляются в редкие исследования и известных формул. Поэзия должна стать "лирической алхимией".

        "Поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество. Главное в поэзии - сюрприз, направленный против читателя в агрессивном драматизме текста. Поэт, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан."

        "Современные поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить свой творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар. Правило здесь одно - разрыв с традицией. ("Пусть я беден, но я царствую над собственными обезьянами и попугаями")

        "Намеренному разрыву с традицией конечно же противостоит открытость для восприятия всех литератур и религий, стремление к познанию глубинного психического мира, где соединяются Азия и Европа, магические и мифические прообразы. Это чувствуется ещё у Рембо, задолго до исследований К.Г. Юнга в области коллективного бессознательного и архетипов. В разрознице и разноголосице умирает история. Современная лирика делает историческое пространство столь же безродным, как пространство вещественное."

        "Важная тема - дегуманизация. Она прослеживается в устранении естественных эмоциональных позиций, ценимого раньше ступенчатого перехода от вещи к человеку. Отныне человек перемещён на самую нижнюю ступень. Более того, он изображается под таким углом зрения, чтобы в нём оставалось как можно меньше человеческого.

Дегуманизация содержания и эмоциональных реакций - следствие неограниченной власти, которую поэтический дух предоставил себе самому. И в поэзии человек стремится к диктатуре. Он уничтожает свою естественность, отстраняется от мира, игнорируя его ради собственной свободы. Это специфический парадокс дегуманизации."

        "К счастью, метафора не хочет сводить неизвестное к известному. Современная лирика, используя свойство метафоры соединять нечто близкое и нечто дальнее, игнорирует логическую последовательность и развивает ошеломляющие комбинации. По поводу метафорического уравнивания надо отметить интересный факт. В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире. Внутреннее стремление выхода из действительного и нормального доказывает качество стихотворения."

        Властительное воздействие поэзии чувствуется всегда, независимо от темноты и сложности материала. Зрелому Поэту интересно окунуться в мысли иноязычных собратьев, и это говорит о единой корневой системе. Создаётся одна почва под ногами и одно небо над головой. Всем поэтам светит одно Солнце по имени - Поэзия. Всех роднит один простор по имени Любовь. И на каком бы языке поэты не говорили - они друг друга слышат.

        Хочется закончить наш разговор о Поэзии словами
Фёдора Михайловича Достоевского: "В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея,
и непременно указующий перст... Безразличие же и реальное воспроизведение действительности  ровно ничего не стоит, а главное - ничего и не значит."


Рецензии
Пусть наш разговор о поэзии продолжается! Пиши, Танюша! А мы будем черпать и смаковать)

Наташа Акимова   22.04.2024 15:31     Заявить о нарушении
Спасибо, родная душа. Рада тебе.
БУДЬ СЧАСТЛИВА, НАТАШЕНЬКА! Обнимаемся.

Татьяна Костандогло   23.04.2024 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.