Мысли вслух 908

Бороздя гиперпространство
Физика и технологии “Звездных войн”
В джентльменский набор любой космической саги входят громадные звездолеты, бороздящие галактику на сверхсветовых скоростях, “автомобили” на воздушной подушке, устрашающего вида боевые машины и повсеместно использующиеся биотехнологии. Мир “Звездных войн” Джорджа Лукаса — не исключение. В прошлом номере вы могли прочитать о световых мечах — непременном атрибуте этой фантастической вселенной. Сегодня нас ждет рассказ о целом ряде разнообразных технологий, счастье обладать которыми выпало обитателям далекой-далекой галактики.
Пересечь галактику за несколько дней
Позволим себе немного чисел. Одной из самых распространенных единиц измерения межзвездных расстояний (как в нашем мире, так и во вселенной Лукаса) является парсек — расстояние, которое свет пробегает за 3,26 земных года. Диаметр нашей галактики — около 30 тысяч парсеков, свет (быстрее которого, если верить Эйнштейну, ничего не движется) пересекает ее почти за 100 тысяч лет. Считается, что галактика Лукаса несколько больше нашей, и ее размер равен 35000 парсеков. Что не мешало капитану Соло на своем старом добром “Тысячелетнем соколе” добираться от одного ее конца до другого за считанные дни. И дело тут вовсе не в том, что в мире “Звездных войн” никто про Эйнштейна не слышал. Просто здесь нашли способ убежать от светового луча.
Технология межзвездных перелетов пришла в далекую-далекую галактику из-за ее пределов. Считается, что ее подарили человеческим обитателям планеты Кореллия некие кочевники из другой галактики.
Принцип межзвездных путешествий в мире “Звездных войн” — так называемые гиперпространственные прыжки. Сначала звездолет разгоняется обычными досветовыми двигателями, а затем включает гипердвигатель, звезды растягиваются в линии, а через несколько часов можно выныривать за тысячи световых лет от места старта. Основную часть пути корабль проходит в гиперпространстве — другом измерении, где законы физики позволяют перемещаться со скоростью, в тысячи раз превышающей световую. Перед прыжком пилот должен рассчитать маршрут движения корабля, и задача эта вовсе не сводится к простому введению координат пункта назначения. Дело в том, что массивные астрономические объекты — звезды, кометы, планеты — отбрасывают в гиперпространство гравитационные тени. Столкновение с такой тенью во время перелета грозит кораблю гибелью. Космические аномалии, такие как черные дыры и звезды-карлики, делают навигацию в своей близости практически невозможной.
Эта особенность гиперпространства была использована военными во время заката власти Императора. На вооружение Империи были поставлены особые “звездные разрушители”, оснащенные генераторами гравитационных колодцев. Эти корабли были способны выхватывать из гиперпространства пролетающие мимо суда, создавая на их пути гравитационные тени. Гранд-адмирал Траун использовал такие звездолеты для внезапного вывода групп ударных кораблей из гиперпространства. Группа кораблей намеренно “врезалась” в гравитационную тень, создаваемую “ловушками”, и, оказавшись в реальном пространстве, вступала в битву, не затрачивая времени на подлет и выполнение боевых маневров.
Вопреки притяжению

....
Впрочем, не одним гипердвигателем жив звездолет. Согласитесь, что заглядывать в гости к бабушке на соседнюю планету или орбитальную станцию “проездом через гиперпространство” не слишком удобно. Для перемещения в обычном пространстве корабли во вселенной Лукаса пользуются ионной тягой. Ионные двигатели обладают высокой экономией и позволяют кораблям двигаться со скоростью до трети световой. Этого достаточно, чтобы пересечь планетарную систему за несколько часов.
Не секрет, что основная проблема, связанная с разгоном до таких скоростей — чудовищные перегрузки, в обычных условиях несущие смерть всему живому и иногда даже разрушающие корпуса кораблей. В мире “Звездных войн” защитником от перегрузки служит фантастическое устройство — компенсатор гравитации. Да, во вселенной Лукаса разумные существа научились контролировать гравитационное поле. И этот технологический прорыв решил все проблемы с внутрисистемными межпланетными перелетами. Небольшое и компактное устройство, находящееся на борту любого космического корабля, следит за изменением скорости корабля и создает компенсирующее гравитационное поле. Если такой прибор по какой-либо причине выходит из строя, корабль начинает испытывать чудовищные перегрузки, и его корпус мгновенно разрушается. Существование такого простого и надежного прибора значительно удешевляет производство космических кораблей. Ведь теперь основным требованием к корпусу корабля, защищенного от любых перегрузок, является герметичность. Во многом благодаря этому космические корабли в “Звездных войнах” — не роскошь, а средство передвижения. Если привести грубый пример, то их стоимость сопоставима с ценой аналогичных современных автомобилей.
Парящие мастодонты
Контроль над гравитацией используется во вселенной Лукаса не только для компенсации перегрузок. Также антигравитация используется в наземных транспортных средствах. Основной задачей “сухопутных” антигравов является преодоление гравитационного поля планеты. Устройство нейтрализует физическую массу транспорта и сокращает до минимума затраты энергии, необходимые для приведения транспортного средства в движение. К слову говоря, космические корабли при посадке и взлете с планет также пользуются подобным устройством. После того как масса корабля “исчезает”, в дело идут обычные реактивные двигатели все с той же ионной тягой.
Большинство транспортных средств во вселенной Лукаса не могут похвастаться аэродинамичными корпусами. Это роскошное пренебрежение энергозатратами на преодоление сопротивления атмосферы еще раз подчеркивает огромнейший КПД антиграва. По Лукасу, некоторые транспортные средства умели “зависать” на заданной высоте при выключенном антиграве — например, песчаные ялики из флотилии звездного гангстера Джаббы Хатта. Благодаря той же самой технологии дрейфовали огромные парящие города в атмосфере газового гиганта Беспина. Знаменитые гоночные кары, во всей красе представленные в Первом эпизоде киноэпопеи, использовали те же технологии, что и остальные парящие машины из “Звездных войн”, но были оснащены значительно более мощными реактивными двигателями. Предел скорости определялся не столько мощностью двигателя, сколько реакцией пилота.
Тише едешь — дальше будешь?
Несмотря на все достоинства антигравов, воплощением сухопутной военной мощи Империи стали машины совершенно другой конструкции — “шагоходы”. Наиболее известны гигантские штурмовые платформы AT-AT (All Terrain Assault Transport). Эти четырехногие танки, оснащенные внушительной батареей тяжелых орудий и прочной броней, представляли серьезную опасность для наземных укреплений врагов Империи. Именно они разгромили повстанческую базу на планете Хот (Пятый эпизод). AT-AT спускались из космоса на специальных грузовых баржах и за считанные минуты превращались в мобильную крепость, несущую на своем борту отряд штурмовиков и два шагохода разведывательного класса (двуногие AT-ST).
Причина, по которой Империя использовала менее быстроходные по сравнению с антигравитационными машинами шагоходы, проста. В определенный момент военного противостояния появился новый тип мин. Он реагировал на работающие антигравы и представлял особую опасность для оснащенных ими транспортных средств. Конечно, такое объяснение явно надумано, и мы понимаем, что Лукас попросту использовал оригинальный антуражный вид для того, чтобы произвести впечатление на зрителя. Ведь старые добрые контактные мины никто не отменял.
Армия без призывников
Фантастика, становящаяся реальностью на наших глазах, — клонирование живых организмов. Пусть создание идентичных копий человека пока официальной наукой не признано, но фантасты уже вовсю спекулируют о моральных, этических, правовых, психологических и прочих аспектах человеческого клонирования. В мире же “Звездных войн” клонированием разумных существ никого не удивишь; в его историю вошли даже перевернувшие галактику Клонические войны.
Генетика и молекулярная биология — родная стихия загадочных обитателей океанической планеты Камино. Именно здесь была создана громадная республиканская армия клонов — самых идеальных солдат, какие только могут получиться из человека. Прототипом для создания многотысячной армии бесстрашных бойцов был знаменитый охотник за головами Дженго Фетт. В качестве компенсации за предоставление генетического материала он потребовал вырастить свою идентичную копию — Бобу Фетта, которого охотник принял на воспитание, как сына. Остальные клоны создавались по упрощенной схеме: их боевые качества были многократно развиты за счет других умений, рост ускорен вдвое, на генетическом уровне было записано безоговорочное подчинение командирам. Уже на этапе выращивания клоны разделялись на рядовых, офицеров, спецназовцев, пилотов и другие специализации. После окончания Клонических войн эти клоны составили основу имперской армии штурмовиков.
Атомный двигатель внутреннего сгорания
Все вышеперечисленные фантастические технологии должны характеризоваться фактором энергопотребления — проще говоря, им надо на чем-то работать. Если бы для приведения в действие компенсатора гравитации требовалось бы больше энергии, чем вырабатывает подстанция корабля, его значимость сошла бы на нет. Так какой же вид энергии получил распространение во вселенной Лукаса? Однозначный ответ на этот вопрос мы дать не можем. Косвенные свидетельства, присутствующие в ряде литературных произведений по “Звездным войнам”, говорят в пользу использования ядерного распада, но явных доказательств нет. Тактического ядерного оружия в киносаге не существует. Взрывы кораблей мало напоминают ядерные. Исполинские энергостанции поражают размерами, но не несут в своих очертаниях ни малейшего намека на принцип действия. Так что же за тип энергии использует исполинская звездная цивилизация в своей повседневной жизни, насыщенной техническими чудесами? Ответ пока остается за кадром...
Миров много, и не на всех мы были...
Чуть ли не главная прелесть далекой-далекой галактики — в том, что каждый ее кусочек не похож ни на один другой. Значительно варьируется и уровень технического развития появляющихся на экране и в книгах миров. Стерильная чистота биофабрик Камино и индустриальная вакханалия заводов Джеонозиса. Отсталый Татуин и сверхсовременный Корусант. Экологически благополучный Алдераан и отравленный Хоногр. Каждый мир по-своему технологически уникален. Устройство, обыденное для Центральных миров, может казаться сказочным артефактом во Внешнем кольце галактики. На каждом шагу попадаются устройства непонятного назначения, кажется, включенные в кадр исключительно для красоты. Принцип работы того или иного прибора объясняется крайне редко. Внешний вид многих объектов намеренно стилизуется под “земные” прототипы, чтобы вызвать у зрителя определенные ассоциации. Боукастеры — “фирменное” оружие вуки — явно имеют в предках средневековые арбалеты, а незабываемый профиль “звездных разрушителей” напоминает корпус современных авианосцев.
Все это дает понять, что главное в “Звездных войнах” — далеко не трансгалактические перелеты, не шагающие танки и не биотехнологии. Все это средства, а не цель. Главное — это неповторимая атмосфера космической сказки, пронизывающая каждый эпизод киносаги. Атмосфера мира, в котором даже самый совершенный механизм не может сравниться с живым существом, познавшим Силу. 


Рецензии