Ил мистеро ди борго Фемминаморта

Предисловие

Уж не знаю как вам, а мне бы точно не хотелось жить в борго под названием Фемминаморта (Мертвая женщина). Сразу какая то тайна, детектив киношной пленкой в голове.И ведь я, как всегда права оказалась со своей этимологией, люблю докопаться до смысла того или иного названия то деревни, то фамилии...
Не буду забегать вперед, начну свое повествование. Герои его снова мы с марьитино. Не обойдется и без моих придумок наивных. Буду писать кратко, ненадоедливо себе и вам, дорогие мои читатели.

Глава первая

Одним вечером, после сытного ужина, удобно расположились на нашем стареньком диване возле телевизора.Ожидали показа очередного детектива.
На дворе октябрь, не совсем радостное начало осени не только для нас.По земле бродит незримый враг, но не хочется о нем думать уже и от усталости всего происходящего вокруг.
Звонок телефона прервал наш разговор и марьитино подняв трубку больше слушал, чем говорил.
Хочу напомнить вам, что он у меня золотых рук мастер, Фока на все руки дока.А еще и реставратор старинной античной мебели.

-Завтра нужно посмотреть один старинный комод из кьезы , в горном борго.Заодно и погуляем в осеннем лесу.

-Я как всегда За и мой фотоаппарат "подышит" с нами горным воздухом.

На следующее утро поднялись рано, позавтракали в баре на окраине нашего городка привычным итальянским завтраком из чашки капучино с теплой бриошь.И наш путь лежал в провинцию Марльяны.Поднимаясь на машине по извилистой дороге, не встретили никого на своем пути.Лишь сыпались охристые листья каштанов, которые вдоль обочин пышными кронами. Со стуком падали на землю колючие ежики их плодов, раскрываясь надвое, показывая гладкие коричневые крупные зерна.
В горном лесу осень уже более цветная, клены румяные, желтые липы и ясени и рыжим резным ковром заросли папоротника по обеим сторонам дороги.
Мы едем довольно долго, больше молчим. Мои слова вулканом хотят вырваться наружу, но я знаю, что с утра марьитино долго приходит в себя после ночи. Поэтому молчу с ним и я, поглядывая на него и улыбаясь.Проехали верстовой столб с названием борго Фемминаморта.

-Аморчик, надеюсь кьеза не в этой деревне.

-Как раз в этой, а в чем дело?

-Название какое то неприглядное и пугающее.

-А фамилия Томба(могила), как тебе?-смеется марьитино.

-Да уж, чего только не придумали наши предки, а мы вроде и привыкли и названия стали обыденно нарицательными.

Борго небольшое, уютные домики каменной кладки, почти все в стиле рустико.Они словно по линейке, все ступеньками вверх по обеим сторонам узкой, булыжной улочки.
Борго спрятано в горном лесу, здесь всего наверное три таких улочки прямыми лучами ввысь к небу.Машину мы оставили на небольшой парковке при въезде и пешком поднимались по булыжникам, поросшими кустистой травой.
Я глазела по сторонам.Светило солнце, его радужное тепло пряталось в оставшихся на кустах  ягодах и ярких цветах астр на уличных подоконниках...палисадники с ухоженными газонами коротко стриженной травы, пышными гортензиями поменявшими цвет на бордовый осенний, яркими геранями возле дверей, тишиной, оставленными ключами в открытых дверях...здесь все еще не боятся чужаков и доверяют соседям...а на обед пуммарола....и горсти кислой, оставшейся красной смородины, собранной с куста вместе с солнечными лучами...и голоса за закрытыми дверьми, и шуршание перелистывание газеты, и послеобеденный кофе со стопочкой ликера винсанто...
Все как когда то давно, все как и раньше.И ни души на улице.

Кьеза на ровной площадке возвышается невысокой колокольней.Возле дверей нас уже ожидает Марио со своей тетушкой.
Когда мы гуляем в каком либо борго, мне всегда интересно заглянуть в церковь. Многие кьезы сейчас закрыты. Раньше спокойно можно было зайти в любую. И не из за эпидемии закрыты, а еще из за имигрантов.
В каждом маленьком борго обязательно построена церковь, почти все они довольно старые, многовековые. А под сводами кьезы просто музеи с огромными картинами библейских святых по высоченным стенам, с мраморными или каменными колоннами, с фресками ликов святых, с резными подсвечниками.
Скрипучии скамьи, генуфлетории приклонить колени, табернаколо, в котором хранятся остии консакраты, а в сакрифичио вход закрыт. Там облачается сочердоте.
Сочердоте проходит по жизни в одиночестве, а по хозяйству ему помогает домработница. Образ домработницы священника нашел свое отражение и в литературе. В Италии таких женщин называют нарицательным perpetua, по имени Перпетуа, служанки священника дона Аббондио в романе «Обрученные» («I promessi sposi») самого знаменитого итальянского прозаика XIX века Алессандро Мандзони.
Перпетуа не должна быть моложе 40 лет.

 Друг марьитино Марио попросил посмотреть старинный комод из сакрифичио, сможет ли он его отреставрировать. Тарли уже источили старое дерево. Для нас открыли кьезу Девы Марии и Сан Франциско. Двери ее не открывали больше шести месяцев. Перпетуа (тетушка Марио) повернула большой ключ в замке, мы вошли в полутемную высокую церковь, пахло сыростью и воском зажженной свечи возле фрески Мадонны.
Сколько же поколений взывали ко Всевышнему, взмывали руки в мольбе молитв... сколько слез горя и радости видели святые лики..? Сколько преклоненных коленей, склоненных голов, шепчущих губ..?
Все это история людей, истории их жизней, колокольный звон теперь редко плывет над крышами борго, да и мало осталось старожилов...пустеют борги, закрыты церкви и стены их редко слышат слова молитв...
И лишь перпетуа заглядывает в кьезу, протереть пыль со скамей, зажечь свечу возле лика Мадонны, поставить ей цветы и вспомнить другие времена...

Марьитино с Марио и перпетуей прошли за алтарь, в комнату где облачается священник. Там стоит и антикварный комод, поеденный тарли.
Я не стала им мешать и обойдя всю церковь, поприветствовала Мать матерей поклоном и тихонько вышла на свет, немного спустившись по тропе вниз от кьезы, увидела скамью возле ручья. Кроны лип над головой, их листья облетают в бегущую воду, поет нудно пичуга в желтой листве.Сижу на скамье, подставив лицо солнцу, оно еще теплое и мягко ласкает щеки.Закрыла глаза и с удовольствием слушаю тишину.

Чувствую прикосновение чьей то руки, дыхание трепетное.Открыла глаза.Никого рядом.Стало не себе, поежилась, наверное я задремала.Попыталась снова закрыть глаза.Тихо журчит горный ручей возле ног.Нет, точно почудилось.
Слышу рядом мягкий голос, необычный тосканский акцент:" Анки ио волево старе феличе".
Открыв глаза и снова никого не увидев, я соскочила со скамьи и галопом помчалась к церкви, постоянно оглядываясь и слыша шаги за своей спиной.Неужели привидение, нет...этого не может быть, они не существуют.Но ведь это не сон.Щипаю себя за руку и вбегаю в открытую дверь церкви.
Марьитино с перпетуа договорились о реставрации комода и Марио помог загрузить его в багажник нашей машины.Перед дорогой домой нам предложили выпить по чашечке кофе в доме перпетуа.И я набралась смелости и задала вопрос, почему их деревня имеет такое мрачное название.

-Вот уж не знаю,но одно могу сказать, многие жители поговаривают о странной женщине, многие ее видели, но она все время молчит.

Возвращаясь домой, я рассказала марьитино о моем страхе. Он лишь улыбнулся и в который раз я услышала уже знакомую фразу: " Ты слишком эмоциональна, успокойся, все это сказки"...

Глава вторая

Тосканой поочередно владели осгосты, византийцы, а в 569 году ее завоевали лангобарды.Они то и создали герцогство Лукка.И вокруг его стали строится крепости и аббатства.Назову лишь некоторые, которые рядом с нами: Викопизано, Лари, Монсуммано Терме, Монтеветтолини, Монтериджионе и др. Да и мы живем в таком же  месте, история его затерялась в веках и хранит удивительные тайны.
Века сменялись один за другим.Так в 12 веке Лукка стала первым городом и провозгласила себя свободной коммуной.Здесь появилась и первая форма деммократии и объединение художников и мастеров.В 13 веке появились первые университеты в Ареццо и Сиене.
Наступил 15 век, красивая эпоха Возрождения.Тогда же Тоскана получила политическую автономию, но была раздроблена на множество государств.Самыми же важными стали Флоринтийская и Сиенская республики.Правление знаменитой семьи банкиров Медичи.Интриги,междуусобные войны, процветание культуры, литературы, живописи.
Моя история и произошла где то в это время.

В горных лесах Лукканской республики поселилась семья мельника Брунелло. В наследство ему досталась небольшая мельница каменная, построенная еще его отцом.Каштановые рощи на пологих холмах, горный ручей со звенящей холодной водой.Небольшой домик рядом с мельньницей, где Брунелло живет с мольитиной Констанцей.Они не покладая рук трудятся, собирая урожаи плодов каштанов, меля муку из них и продавая ее в близлижайшую деревню. Людская молва бежит быстро и мельник Брунелло стал знаменит на всю округу.Даже из самой Лукки приезжают на его мельницу затариться мешками с мукой каштановой, такой горьковато ароматной и сытной до невозможности.
Вскоре простушка Констанца должна была разрешиться от бремени их первым с Брунелло дитем.Но она продолжала работать и порой падала с ног от усталости.Настал час родов, долго мучаясь и крича от боли Констанца все же услышала в полузабытьи  крик своей фильолы и тихо испустила свой дух.Малышка Джованна вошла в этот неспокойный мир и тут же осталось без матери.

Брунелло пришлось очень нелегко растить маленькую Джованну.Контадины, приезжавшие на его мельницу, привозили ему молоко в обмен на каштановую муку для нехитрых лепешек.Девочка росла спокойной и очень смышленой.Увлеченно играла с жуками, травинками, цветами.Угольком научилась рисовать на найденных в лесу камушках.Ее баббо Брунелло трудился от зари до зари на мельнице, очень хотел лучшей доли для своей фильелы.И когда рагаца Джованна разменяла свои 16 лет он отправил ее с повозкой знакомых покупателей в Лукку, к своей сестре.
Чинция работала у скульптора кухаркой. Уроженец Лукки Маттео Чивитали был одним из лучших скульпторов 15 столетия.
Собрав в холщовую суму незатейливый скарб Джованна долго ехала в Лукку в повозке друзей отца.Смотря по сторонам, удивляясь красоте лукканских пейзажей.Останавливались на ночлег в придорожных тратториях, им подавали ужин из куска хлеба с поркеттой и глиняной кружки красного молодого вина.
Больше недели продолжалось их путешествие и наконец то Джованна обняла свою зию Чинцию, румяную дородную донну, в холщевой просторной рубахе с закатанными рукавами, подпоясанной большим фартуком.Племянница расцеловись с тетушкой в обе щеки и разговоры, и новости.Почти до рассвета горела свеча в небольшой комнате Чинции. Простая мебель из деревянного стола,двух стульев, низкой кровати покрытой бурым холщевым матрасом. Да углового камина с узорной железной решеткой и стопкой сухих веток для его растопки.
Дав племяннице отдохнуть пару дней от дальней дороги, Чинция представила ее хозяину и попросила его взять ее в ученицы в свою боттегу.
Маттео Чивитали дал ей задание изобразить на пергаменте листа спящую у очага кошку.Рагаца справилась с заданием быстро, размашистыми линиями чиркая угольком по шероховатому листу.
Маэстро Чивитали отметил талант девушки и взял ее ученицей.В те времена не принято было женщинам выставляться вперед мужчин, но скульптор сделал для Джованны исключение еще и по просьбе тетки.Уж больно вкусно стряпала она еду для него, любителя поесть со смаком.
Джованна выучилась делать зарисовки людей, животных, помогала шлифовать мрамор.Все ей было вновинку, жительнице горного леса.Была она немногословной,но когда увлеченно работала,напевала тихонько баллады, которые по вечерам пел своей фильеле баббо,нежно качая ее в деревянном кулле.

На праздники, надев новое свое серое платье, подпоясанное кожаным ремешком и сшитые по ноге кожаные пулены соседом обувщиком.Просто завязав по спине пушистые белокурые волосы ниткой речных мелких ракушек она ходила на площадь, к Дуомо посмотреть на веселящих публику заезжих циркачей.Звонко смеялась над их фокусами.
Так однажды Джованну увидел Пьеро, лучник из охраны семейства Гвиниджи,которые были последними представителями, любителями военных конфликтов.Но после падения их авторитета Лукка стала избегать участия в любых войнах,решая конфликты лишь дипломатией.

Молодые люди стали тайно встречаться.И вскоре Пьеро и Джованна договорились просить благословения ее отца на их брак.В праздник святого Паолино, покровителя Лукки, что пришелся на 12 июля, влюбленные фиданзатини отправились на мельницу Брунелло.Ехали долго, меняя лошадей, остановившись на ночлег в тратториях.Представлялись братом и сестрой.Влюбленная Джованна нарушила все правила того времени и стала доброй женой для своего Пьеро еще до согласия и благословения баббо Брунелло.
Но какова была их общая радость, что отец благословил их на матримонио и была назначена его дата, на осенний октябрь месяц.Время созревших плодов каштанов и молодого виноградного вина.
Влюбленные молодые люди провели замечательную неделю вдвоем, в окрестностях мельницы.Много гуляли в прохладном летнем лесу, купаясь и смеясь  в горном ручье и были безмерно счастливы и беззаботны.
Приезжие на мельницу покупали однажды привезли для всех нерадостную весть о вступлении в войну между Флоренцией и Луккой.И солдат Пьеро должен был  вернуться
в город, чтобы выступить в поход.Вскоре предстояла баталья при Сан Романо.

Перед его отъездом жених с невестой обменялись кольцами, туго сплетенными из черенков листьев каштана.И когда плачущая Джованна обняла Пьеро,вскакивающего на коня, он снял свое плетеное колечко и надел его на палец своей невесты.
Долго стояла Джованна на лесной дороге и слушала эхо галопа коня, уносящего в неизвестность ее счастье. Слезы ее текли по щекам, а пальцы теребили два плетеных каштановых  колечка...

Глава третья

Прошло уже две недели, как мы привезли домой реставрировать старый комод.Марьитино по утрам спускается в гараж, там у него мастерская.Уже обработал дерево старое от жучков тарли.Выдвинул старые ящики и мудруствует, и вояет.
Октябрь в этот год поливает дождями и часты туманы в горном лесу.На днях я набралась смелости и дошла в одиночестве до старой мельницы.Для меня это приключение, как и в прошлую осень...
Время сбора каштанов.Пока шла, перебирала в голове последние наши события. Шла, собирала в корзинку каштаны и снова и снова отчетливо слышала слова женщины, которые не дают мне покоя.Что бы это значило? Смысл этой загадочной фразы..."Я тоже хотела быть счастливой".
Нет, наверное лучше не думать.А то я, персона впечатлительная,так за сумашедшую себя сочту, голоса, да вопросы.Лучше природой, Элена, наслаждайся, смотри какая вокруг красота...

Осень уютное время. Она не всегда бывает золотой и солнечной в горах. Вроде еще вчера было по летнему тепло днем, а сегодня небо затянуто серыми облаками и день безликий и задумчивый.
И лес темнее, и туман рваными хлопьями цепляется за ветви, не ухает филин, влажная трава под ногами. А воздух словно соткан из тысячи непозрачных капелек, которые чувствуешь кожей, они увлажняют лицо и руки и ты передергивая плечами зябко прячешь нос в теплый шарф. Он покалывает раскрасневшиеся холодом щеки, а ты идешь по извилистой дороге и конца ее не видно.
Лесные высокие каштаны, их охристые разлапистые ветви в узких листьях резьбой острой по краям и зеленые ежики игольчатые, в них матовые темно коричневые плоды. Созрев и надломив черенок они с гулом падают к подножию ребристого тонкого ствола. И в опавшей листве дозревают, трескаются открывая взору не крупные зерна, будто живые ежики завалились на колючки спинок и показывают свои мокрые, темные носики.
Наклоняясь ищешь каштаны в листве опавшей, достаешь их из игольчатого домика в плотных, острых колючках и укладываешь на дно корзинки, уложенной листьями. Набрав их достаточно, спустившись с пригорка, вглядываешься сквозь листву вдаль пытаясь различить очертания старой каменной мельницы, спрятавшейся меж мшистых темных стволов деревьев.
Осторожно ступая по пышному мху, обходя сосны, ели, дубы, под ногами похрустывают сброшенные ветром сухие сучки,иголки и желуди.
Вот и она, мельница, почти вросшая в землю, сложенная из каменьев, щели их уже забил темно зеленый мох, а на старой черепице крыши молодая поросль дубков, пробившаяся из опавших желудей.Отодвинув железную задвижку со скрипом отворяется деревянная покосившаяся дверь. В маленькое окошко в проникшем луче света видны посередине чистой кантины тугие каменные жернова. Они почти отполированы трением и деревянный желоб, спускающийся вниз, возле которого небольшой пыльный остатками муки короб из дерева.
Высушенные каштаны разложены ровными рядками на полатях досчатых и мельник, улыбчивый старик, молча и бережно скидывая каштаны узкой лопатой в корзину, из нее ссыпает их на большой жернов, крутя с силой ручку. Мелется мука коричневатая, пахнущая землей и лесом, ветром и солнцем.По желобу сыплется струйкой мучной в короб...
Лицо старого синьора пыльно от муки, которая улеглась в складки морщин загорелого лица. Жилистыми своими руками он скручивает кулек из плотной бумаги и ссыпает в него горсть муки, подвернув сверху плотно края кулька, с доброй улыбкой кладет его в мою корзину и машет на прощание рукой.
Обратная дорога домой кажется более короткой и туман почти рассеялся. А вот за поворотом и наш оранжевый домик, яркими апельсиновыми стенами.
Марьитино любит каштановые лепешки,скоро придет обедать из своей мастерской... повязав гороховый фартук поверх платья, засучив рукава, развернула кулек с ароматной мукой.
Растопыренными пальцами просачиваю ее на доски стола, делая горку, локотком лунку в ней, вливаю холодную воду, добавив щепотку соли, начинаю месить тесто,взбивая его в тугой комок, отбиваю, снова раскатываю пока оно нежно не стечет само с пальцев, значит готово.
Раскаленная сковорода шипит брызгами оливкового девственного масла и с деревянной ложки стекает тягучая смесь, плюхаясь и воздушно поднимаясь на жаре сковороды. Перевернув лепешку, выкладываю ее на блюдо, украсив веточкой розмарина. И кличу марьитино: " А тавола, э пронто"...и буон апп...

Мне уже несколько ночей снится один и тот же сон.И он очень мучает меня.Нет,мне абсолютно не страшно.Рассказала о сне марьитино, а он и не стал смеяться, а нашел информацию в нашем вездесущем интернете.При желании, если конкретно знаешь,что искать, то получишь хотя бы ниточку к твоему вопросу.А там уже на усмотрение, хочешь тяни ее, хочешь оставь в покое.
Мы стали тянуть и клубок наших догадок стал распутываться.
Расскажу немного о казалось бы нестыкующихся между собой совпадениях.
Сначала о снах.Под утро сны всегда лучше запоминаются, всем наверное известно про работу мозга именно почти при пробуждении.Это, как точка поставленная после твоего вопроса.Одинаковый сон про женщину, которую я не вижу, а лишь слышу.И она повторяет свой множественный ответ...вопрос...что и она могла бы быть счастливой.
Она хочет что либо сказать? Попросить о помощи?Но как ее понять?Кто она?
А после случилась вроде ничего не значащая находка.Когда марьитино чистил от пыли ящики комода, в одном из них, за деревянную планку, которую нужно было заменить,потому что тарли постарались вовсю.В щель были подсунуты два пучка каких то иссохшихся то ли листьев, то ли черенков от них.Они чудом не истлели.
Вообще марьитино часто находит в антикварной мебели тайнички с монетами, замысловатыми ключами и разными интересными вещицами...
Так поначалу он хотел смахнуть находку в мусор, но после позвал меня и мы осторожно раскрутили листья щипцами, сплетенные кружками маленькие веночки, к чему и зачем? Они специально подсунуты, чтобы никому не бросаться в глаза...
Клубок загадок упал на землю и мы пошли за ним по прозрачному следу, который мог в любой момент раствориться в воздухе...


Глава четвертая

Джованна ждет возвращения своего жениха.Она осталась в доме отца,хотя очень хотела вернуться в мастерскую скульптора, в Лукку. Планы ее изменила случайная новость, обрушившаяся словно снег на голову.Рагаца поняла, что носит под сердцем дитя любимого Пьеро.
Баббо не должен знать о случившемся, это пекато, нужно дождаться свадьбы и рождение младенца станет законным.Как сохранить секрет? Как быть спокойной? Когда неизвестность рвет в клочки твою еще юную душу.
Остается лишь ждать и пытаться не выдать сокровенную тайну, которая живет в тебе и она часть обоих.
Джованна часто уходит в лес, идет по дороге в каштановую рощу.Здесь спокойно.Уже конец сентября и скоро сочердоте накроет их головы венцом, в маленькой деревенской церкви.Священник облачится в белые одежды и будет читать молитвы, а Джованна и Пьеро станут марито и молье.И баббо будет счастлив за них и лишь радостная жизнь впереди.Девушка даже не замечает, что говорит в голос с Пьеро, но в ответ лишь молчание и лишь ветер шуршит подсохшими резными листьями каштанов.

Баталья при Сан Романо началась с непонимания Флоренцией с Сиеной и Луккой и затяжной конфликт перешел в войну.
На стороне Сиены сражался и лучник Пьеро.Столкновение длилось более семи часов, в нем учавствовала даже тяжелая артилерия, она то и склонила чашу весов на сторону флорентийцев.Флоренция одержала победу.Более 600 кавалеристов и лучников из пехоты были взяты в плен.
Обезображенные тела убитых были погребены в общей могиле и многие отцы, матери, жены не дождались мужей и сыновей с войны.О Пьеро ничего не было известно, влюбленный солдат пропал и его невеста так и не дождалась его, чтобы пойти с ним под венец.
Эту новость с полей батальи донесла и до их мельницы людская молва.

Октябрь на дворе, сегодня день их свадьбы, созрели каштаны и молодое вино бродит в дубовых бочонках.
Джованна задумавшись снимает плетеные колечки с пальца, отодвигает ящик комода и подпихивает их в глубину щели.Теперь на волю, в лес, где она всегда была счастливой.В одиночестве она ступает по сухому мху, опавшие ежики каштанов потрескивают под ее кожанами пуленами на ногах, на подол холщевого платья цепляются листья.Печаль сковала ее девичье сердечко, но другое живое и крохотное бьется под ее большим сердцем.Оно продолжение их любви с Пьеро.
Вдруг страшная боль согнула девушку надвое и крик ужаса и страха сковал ее губы.Она долго мучалась, пыталась ползти, цепляясь за пучки мха белыми от боли пальцами.Силы оставляли ее и распластавшись на сухом пружинистом ковре мха, она тихо испустила свой дух.
Горный лес преклонил свои ветви и птицы замолкли на мгновение.Так ее безжизненное тело нашел сочердоте, идущий на мельницу.От неожиданности он стал кричать, опустившись перед Джованной на колени...Феммина морта...
Холщевая юбка измазана кровью  и вопрошающие голубые глаза широко открыты немым вопросом в безоблачное, осеннее синее небо...Я тоже могла быть счастливой...а пальцы безымянные сжаты в тугой замок...

Эпилог

Обновленный комод мы благополучно доставили в борго с грустным название Мертвая женщина.В кьезе установили его на место, в сакрифичио.И распрощавшись с перпетуа и ее нипоте Марио пошли на окраину деревни, к лесу. Где впервые возле ручья я услышала голос женщины, ее слова, такие странные и непонятные мне.
Вскоре под одним из лесных дубов мы нашли выступающий старый камень, отдаленно напоминающий крест.
Сухой веткой я сделала возле него углубление в земле и положила в ямку льняную тряпицу в которую завернула два почти истлевших колечка, сплетенных из черенков листьев.Забросала листьями опавшими и подумала про себя...Ты была счастлива, хоть и недолго ,Джованна. Пусть успокоится твоя душа...

Легендам суждено быть, потому что мы можем написать их сами. А где то в далеком прошлом весело смеются Пьеро и Джованна, купаясь в горном ручье.И тугие колечки, сплетенные из черенков каштановых листьев на их безымянных пальцах...




 


Рецензии