Новое искусство древности
«Искусство если не хлеб, то вино жизни»
Жан Поль
Искусство – сродни
шарлатанству!
Мой друг, художник –
шарлатан,
раз причисляет
себя к братству,
кто в тайны цвета
посвящён;
и, повинуясь
ночи зову,
уходит в тьму –
босой, один:
чтобы собрать
кору и влагу
из старых гнёзд
седых ворон,
остатки от гриба
гнилого,
смеситель красок
для картин…
Вновь будет
заполнятся фляга
раствором,
что как чёрт креплён…
Фонарь мигает –
в ночь дорога…
Сидят без лиц
и без имён
вокруг огня
безмолвным кругом
с пяток нечёсаных
мужчин:
глоток из котелка
чумного,
затяжка (тем,
в чём искушён) –
для хиппи
нет пути иного!
«Другим Парижем»
награждён…
И эта кучка
грязных фриков,
пришедших из глухих
пространств –
как образы
«умерших видов»,
картин несозданных
позёрств…
А где-то –
храмов древних своды
да духа образы
бунтарств:
полотна, статуи,
сосуды,
искусства
оголённый нерв…
*
Когда возникло «новое искусство» древности, порвавшее с вековой традицией Египетских и Ассирийских мастеров? Тогда, когда собственно и зародилась философия: на рубеже VI века до н.э. И это были свободные греки! Что не поклонялись, (как египтяне и тем более ассирийцы!) своим царям или религиозным идолам. Что не знали тотального рабства и жёсткой вертикали государственного устройства. Греки, что отталкивались от философского принципа свободы, чего были лишены восточные Мастера.
Греческий образ жизни, с постоянными морскими путешествиями и новыми впечатлениями, требовал другого искусства – подчёркивающего не общность, а частность. То есть воспевающего индивидуальную красоту тела и человеческих эмоций.
Греческие художники – сродни хиппи семидесятых годов двадцатого века. Они свободно меняли место жительства и были вольны в выборе форм выражения своих образов.
Для сравнения: мастера Египта не могли отступить от единого шаблона, от кодекса: как следует изображать человеческую ногу или руку, голову или фигуру в целом. Греческие художники отбросили в сторону все условности, доверившись только личному художественному видению. Так появились потрясающей красоты человеческие фигуры из мрамора!
Но греки пошли дальше – стали изображать эти фигуры в движении, чего никак не могла допустить восточная традиция. Эта же революция коснулась и живописи. Особенно в росписи амфор. Именно используя глиняную поверхность, древние мастера Эллады перенесли целые страницы эпосов, воспевающих очеловеченных богов. Да и бытовые сцены или картины героических баталий – наполнены красотой и динамикой.
Мастерство пришло не сразу, но новая художественная революция состоялась – остановить её победное шествие стало уже невозможно! Свободная фантазия обрела новые образы в цвете. Согласен, ещё не имелось той пышности красок, которая появится гораздо позже. Греки не владели ещё и всеми тайнами психологии цвета, но тогда их это сильно и не заботило.
Их цепкому материалистическому разуму было крайне важно осознавать, что человек прекрасен сам по себе! И стоит на одной ноге со своими богами, воспринимаемых больше, как своих друзей – чем неких гневных существ, требовавших беспрекословного подчинения, поклонения и самоунижения. Окружающий грека мир – арена, где он может проявить своё физическое мастерство и силу (в соревновании с силами природы).
Человечество было молодо и задорно! Искусство воспевало силу человека и его красоту. А коммуникация, умение создавать временные коллективы для морских или сухопутных походов (при освоении новых земель) – давало возможность самому выбирать командиров для решения собственных личностных задач.
Искусство, воспевающее физическую силу человека, стало доминирующей константой времени. А художник – свободным творцом, певцом этой удивительной свободы, что продлиться ещё несколько недолгих столетий…
Свидетельство о публикации №120101202265