Ложью мир обойдёшь, - назад не воротишься

Великорусский шовинизм,
Раздутый Сталиным
После Победы-45,
Чтоб как-то
Нейтрализовать
Горький осадок
У народа, -
Значительною частью
Которого
Были граждане-русские, -
После Пирровой победы
В войне  за выживание
СССР,
Кторая застала
Страну ВрАсПлОх,
При полной НеГоТоВнОсТи
Ведения ОбОрОнИтЕлЬнОй
Войны, -
(Из-за того,
 Что Сталин
Готовил РККА
К войне в Европе
НаСтУпАтЕлЬнОй), -
Хоть перевес технический
В вооружениях, -
Даже по выкладкам
Суворова, основнным
Лишь на данных
ОТКРЫТЫХ публикаций, -
Был на стороне СССР, -
Превысил уровень
Имперского пренебрежения
Как к "инородцвм",
Так и к "иноверцам"
При царском самодержавии
Романовых.

Даже нас,
Школьников, впрягли
В этот шабАш
Гос.национализма. -

На заседаниях
Физических кружков,
Кружков биологических
Мы делали доклады
"О ПрИоРиТеТе
Российском"
Во всех технических
Открытиях, -
От изобретнья
ПАРОВОЗА Ползуновыми,,
До "ВОЛЬТОВОЙ дуги", -
Которую в учебниках
Всех Физики
Советских
Перекрестили
В "Дугу ПЕТРОВА"
До радио,
Которое-де
ПЕРВЫМ изобрйл
И пРиМеНиЛ
На практике  ПОПОВ
И электролампочки
Томаса Альва Эдисона,
Который-де
То сделал
Уже после Ладыгина,
И от пастеризации продуктов
До пенициллина.

МаЛеЙшИй знак
Стремления
К национальной
Самоиндификации
Людей любой национальности
Расценивался властью
Как БуРжУаЗнЫй
НаЦиОнАлИзМ
И жестоко карался
Органами МВД.

После войны
Хрущов, -
Генсек Украинского
ЦК ВКП(б), -
Дал указание
Всем административным
Органам Республики
Препятствовать
Возврату из эвакуации
На Украину, -
(Где их квартиры
С приходом оккупантов
Разграбили
Да и позанимали
Их соседи-неевреи)*, -
Граждан
Украинской ССР-евреев.

В Киеве, а затем в Москве
Закрыты были,
"С-довойны"
Работавшие там успешно
Еврейские театры
И художественные
Коллективы. -

Брат нашего знакомого, -
Сотрулника отца, -
Леонида Шпигеля, -
Войну провоевавший, -
Все  её 2000 дней и ночей,
Вернувшийся после победы
Капитаном Гвардии,
Был осуждён
НА 8 лет Гулага, -
(И там их отработал
ЗэКом
"От звонка и до звонка"), -
Лишь за один вопрос,
Который он задАл
Приятелю-сотрунику, -
С которым вместе
И до войны работал в Киеве,
И воевал:
"Кому мешало,
Что в Киеве работал
Еврейский Театр
На русском и еврейском
Языке?".

Уже в году 1944-ом, -
(Ещё военном!), -
Сталин санкционировал
В театрах и других
Организациях, -
Впрямую не связанных
С Отечественной войной,
Снятие с постов
Первых руковолителей
Работников-евреев
И дал указание
Упр.кадрами войск РККА
Воздерживаться
От присвоенья
Генеральских званий
Поволжским немцам, полякам,
Дагестнцам-чеченцам,
Татарам-крымчакам,
Калмыкам,
Евреям и некоторым другим -
По национальному
Признаку.

Тогда безвинно
Попал в Гулаг
Капитан армеймкий
Калмык Кайсын Кулиев,
Освобождённый
И реабилитированный
После смерти Сталина.

Этот разгул
Шпиономании
И ведьмоискательства
Под соусом
Ипмерской ксенофобии,
Вылившийся
В два, - сфабрикованных
Работниками МВД, -
Процесса, -
Против
"БЕЗРОДНЫХ КОСМОПОЛИТОВ"
И против
"Врачей-шпионов, отравителей
В белых халатах"
Настолько не вязался
С провозглашаемыми
В СССР
Принципами
Пролетарского
ИнТеРнАцИоНаЛиЗмА
И мантрой
Самого вождя:
"Факты - упрямая вещь",
Что чертыхался, -
Удивляясь
Степени разгула
Шовинизма Великодержавного
И ксенофобии
Да государственного
Антисемитизма
Имперского в стране
Наш родственник, -
Волгарь потомственный
Яков Степанович
Воробьёв,
Бывший комиссаром
Волжской Флотилии
В годы Войны Гражданской,
А позже
Секретарём Райкома ВКП(б)
В Ростове.

Этот
Государственный
Имперский шовинизм,
Содействоваший
Расцвету и разгулу
В стране
Гос.ксенофобии
И гос.антисемитизма
Настолько,
Что метастазы их
Стали одной
Из разрушительнейших
ПрИчИн, -
После развала-роспуска
КПСС,  -
(Которая
ДеЙсТвИтЕлЬнО БыЛа
Хребтом неацщим
И мОзгом
Всей
СИСТЕМЫ ГОМУДАРСТВЕННОЙ
СССР !), -
Развала СССР
На 10
Развраждовавшихся частей,
Грызущихся до крови
По сегодня.

* - См. нижеприведенное Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лев ПОСТОЛОВ.
ПРОСТАЯ ПрИсОвЕтСкАя ИСТОРИЯ, - ПРОЩЕ НЕКУДА !


Простая  история
Из Реала
Советской
Действительности:

Прфессор
Одесской Консерватории,
Воспитавшая
Пианиста
Эмиля ГИЛЕЛЬСА,
Награждённая
За это Орденом Трудового
Красного Знамени
И получившая
От Правительства УССР, -
Как наградное оружие, -
Рояль "Бехштейн",
Бывшая до войны
(41-го - 45-го года)
Профессором-преподавателем
Одесской Косерватории,
Депутатом
Одесских
Городского и
Областного
Советов,
Вернушись
В марте 1944 года
В освобождённую
От гитлеровских оккупантов
Родную  Одессу
Из эвакуации
Застаёт свою, -
(С РОЖДЕНИЯ!), - квартиру
Занятой Чином НКВД,
Не получает
НИКАКОЙ ЖИЛПЛОЩАДИ
ВзАмЕн.

Городские Власти
Отказывают ей, как
БеЗДоМнОй -
В прописке в Одессе,
А ректор
Одесской консерватории, -
(Композитор К.ДАНЬКЕВИЧ, -
на этом основании!), -
В восстановлении
На довоенной работе
В её родной
Одесской Консерватории,

Причём
Композитор-жЛоб
К.Данькнвич, -
(высокопоставленный
номенклатурный
член ВКП(б)!)-
Присвоивший её,
Подаренный ей
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ Украины
Рояль,
Отказывается
ЭТОТ РОЯЛЬ
Ей возвоатить(!).

"Хэпи"-Энд. -
Профессор-педагог
Берта РЕЙНГБАЛЬД*, -
(Беззащитная перед
лицом своры
высокопоставленных
советских
чиновников-антисемитов
как "Советская Гражданка
Еврейской Национальеости"), -
Кончает жизнь
Самоубийством,
Сбросившись
С 4-го этажа
В лестничный пролёт
Одесского
ГорЖилУправления. -

Простая история
Из реала
Советской послевоенной
Истории
Первого в мире
Антисемитским ставшего
(Ещё во времена
НеЗаКоНчИвШеЙся
Войны за выживание
Страны(!)
"Государстваа
рабочих и крестьян"
Руководимого
Самодержцем
И.В.Сталиным
И его
Трусливыми
Сотрапами-шкурниками,
Сдававшими в ГУЛАГ
В угоду маньяку-суверену
СвОиХ жён.


* - См. нижеприведенное Приложение.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Яков Коваленский,
            
                ТРАГЕДИЯ Берты РЕЙНГБАЛЬД,
             (1897, Одесса — 19 октября 1944, Одесса) .   
            
               ( Из журнала "Алеф"),
   
             Имя этой пианистки и педагога в 30-е годы прошлого столетия было известно всей огромной стране — СССР.   

             Все центральные газеты писали о ней и помещали её портреты.

             Она воспитала целую плеяду молодых пианистов, чьё творчество было известно далеко за пределами страны Советов. Начиная с середины 40-х и вплоть до 80-х гг. о ней не писали. Только один из её учеников великий Эмиль Гилельс писал и говорил о ней постоянно: «Это мой единственный учитель!».

             В последние годы имя и деятельность Берты Михайловны Рейнгбальд постепенно поднимается из забвения.

             Она родилась в 1897 г. (по другим сведениям в 1899 г.) в городе Одесса в семье известного архитектора, автора многих интереснейших зданий в городе. С детства ей прочили карьеру архитектора, но она выбрала музыку, хотя у нее был интерес к математике, живописи, архитектуре. Она была очень образованным человеком. Берта Рейнгбальд в 1914 г. окончила гимназию с золотой медалью. А в 1919 г. окончила Одесскую консерваторию также с золотой медалью по классу Б.И. Дронсейко-Миронович, но, как она сама говорила, её основным педагогом была Э.А. Чернецкая-Гешелина, с которой она занималась частным образом.

             Сама Чернецкая-Гешелина была ученицей выдающегося русского пианиста и дирижёра, директора Московской консерватории В.И. Сафонова. Таким образом, Рейнгбальд как бы «педагогическая внучка» Сафонова.

             Она сформировалась как музыкант и пианистка в высокопрофессиональной музыкальной среде. Тогда Одесса блистала талантами, это был один из культурнейших городов России, его называли «Маленький Париж».

             Рейнгбальд вспоминала: «Мне кажется, в Одессе обучались музыке почти все... Будучи учащейся консерватории, я дружила со многими высокоодарёнными студентами. Тогда же я приобрела педагогический опыт, так как ко мне... обращались за помощью, а многие и занимались со мной — композиторы Б. Шехтер, Зара Левина и др.».

             Большое влияние оказали на Рейнгбальд дирижёр И.В. Прибик, скрипач Наум Блиндер и, главным образом, великий педагог и скрипач, профессор П.С. Столярский. Она была артистической натурой, но на эстраде выступала очень редко. Её призванием была педагогика.

             С 1921 г. она преподавала в Одесской консерватории, в 1933 г. стала её профессором, а в 1938 г. возглавила кафедру специального фортепиано. Её педагогический дар был несомненен. В основе её работы был положен принцип: не обучай, не изучив своего питомца и не поняв его. Она сама писала:

             «Рано я осознала, что не нужно „тянуть“ учеников к моему пониманию, а следует глубоко изучить их возможности, особенности, их личность, перспективы... Некоторое время я не учила ученика, а изучала его... Настоящий педагог приспосабливается к данным каждого ученика и раскрывает его индивидуальность».

             У Рейнгбальд было огромное педагогическое терпение, выдержка. Она умела выжидать и не торопить события. Как писал позже Э. Гилельс:

                «Рейнгбальд была не только превосходным учителем
                музыки, но и воспитателем..., и это сочетание —
                главное в её деятельности».
            
              За годы работы в Одесской консерватории она воспитала много
замечательных пианистов.
              Среди её учеников были выдающиеся музыканты.
              Это, конечно, Эмиль Гилельс, сестры Татьяна и Ида Гольдфарб, Мария Гринберг, Берта Маранц, и Лидия Фихтенгольц и Людмила Сосина.

              Все они были украшением советской школы пианизма, лауреатами всесоюзных и различных международных конкурсов.

              Гилельс пришёл в класс Рейнгбальд в 13 лет, и она упорно вела его к пониманию глубины музыки, развивала его мышление, «воспитывала привычку играть при публике». Рейнгбальд писала:

              «Эстрада правдива, поэтому и жестока. Она открывает талант, но и беспощадно отражает бесталанность. Самая сложная психологическая задача: воспитать правильное этическое отношение к эстраде».

              Есть интереснейший отклик на игру Гилельса, когда он занимался у Рейнгбальд, Якова Зака, будущего профессора Московской консерватории, соученика Гилельса по Одесской консерватории:

              «Уже тогда Гилельс поражал нас своей игрой. Я помню, как он играл Моцарта, Шуберта, этюды Шопена. Впечатление от его игры было очень сильное. Это было что-то непостижимое. Конечно... в этом сказалась большая заслуга его педагога Рейнгбальд. Она в развитии Гилельса сыграла громадную роль».

              В мае 1933 г. шестнадцатилетний Гилельс принял участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и одержал там блестящую победу. И никому не известный юноша и его педагог стали в одночасье известны всей стране.

              После конкурса Гилельс стал широко выступать с концертами, Берта Михайловна стала разъезжать с ним по городам, следила за его репертуаром, «но вместо того, чтобы спокойно продолжать обучение, я стала вести борьбу с бесконечными вызовами на концерты».

              Берта Рейнгбальд, как педагог, стала известна всей стране, её наградили в 1937г. орденом Трудового Красного Знамени, а в 1935 г. она получила в подарок от правительства Украины роскошный рояль «Бехштейн» в связи с победой её ученика Гилельса на всесоюзном конкурсе.

              Она проводила большую методическую работу, помогала Николаевскому и Херсонскому музыкальным училищам, участвовала в организации Молдавской консерватории в г. Кишинёве.

              Берта Рейнгбальд была депутатом Одесского горсовета трёх созывов, а в 1939г. стала депутатом облсовета.

              Она была в течение пяти лет председателем исполнительной секции Одесского отделения Союза композиторов СССР.

              Она не порывала связи со своими учениками, следила за их успехами. И позже, когда Гилельс учился в аспирантуре Московской консерватории у знаменитого профессора Г.Г. Нейгауза, он часто приезжал в Одессу и советовался с Рейнгбальд.

              Дружба и творческий союз с ней продолжались долгие годы.

              Она всю свою жизнь посвятила музыке и своим ученикам, а её личная жизнь не удалась. Она была замужем за врачом, у неё родился сын Алик (Алексей), но вскоре она рассталась со своим мужем.

              У неё были три сестры — Софья, Генриетта и Антония. Все они были педагогами музыки.

                В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945).   
            
              В феврале 1941 г. широко отмечался двадцатилетний юбилей педагогической деятельности Рейнгбальд.

              В годы Великой Отечественной войны они с сыном (он с детства обучался игре на виолончели) жили в эвакуации в Ташкенте, где она работала в находившейся там же Ленинградской консерватории.

              По просьбе кафедры специального фортепиано консерватории Рейнгбальд сделала доклад «Как я обучала Эмиля Гилельса».

              Этот доклад гораздо позже был издан в сборнике «Выдающиеся музыканты-педагоги о фортепианном искусстве» («Музыка», М.-Л., 1966 г.).

              Это замечательный труд, к сожалению, недооценённый до настоящего времени. В статье о каждом из своих учеников: иле Гилельсе, Берте Маранц, Тане и Иде Гольдфарб и др. — она пишет с большой любовью, тонко разбирая их возможности и описывая свою работу с каждым из них.

              В Ташкенте её наперебой приглашали работать после войны Киевская и Ленинградская консерватории, но она рвалась в освобождённую Одессу.
   
               В ОДЕССЕ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ в 1944-ом году
                ИЗ ЭВАКУАЦИИ.

              Вернувшись в 1944 г. в родной город с сыном, Рейнгбальд столкнулась со страшной бюрократией и даже АНТИСЕМИТСКОЙ враждебностью. -

              Её квартира в центре города, где она родилась и прожила около 44 лет, была занята работником НКВД и ей отказывались ВЗАМЕН предоставить  ДРУГУЮ жилплощадь.

              Консерватория и её ректор композитор К. Данькевич также были настроены АНТИСЕМИТСКИ враждебно.

              Рейнгбальд дали для Временно*о проживания угол в консерваторском коридоре, где стояла её кровать, а её рояль марки «Бехштейн» ЗАБРАЛ СЕБЕ ДОМОЙ и отказывался его ей вернуть ректор Консерватории К. Данькевич.

              Конечно, это было начало инициированной Сталиным Государственной Всесоюзной антисемитской кампании, которая позже охватила весь город, как и страну.  -

              Рейнгбальд не давали жилплощади и прописки, и, следовательно, отказывались трудоустроить (в СССР тез прописки на работу НЕ ПРИНИМАЛИ).

              Отчаяние охватило её.
              Никто не протянул ей руку помощи, её здоровье было подорвано после недавно перенесённого сыпного тифа.

              Всё это привело к трагическому финалу: она выбросилась с лестничной клетки четвёртого этажа дома, где помещалось горжилуправление.

              Так оборвалась жизнь замечательного педагога, воспитавшей великих музыкантов международного класса, и, главное, давшей «путёвку» на концертную эстраду великому пианисту-исполнителю Эмилю Гилельсу.

              Самоубийство Рейнгбальд было воспринято руководством Одессы чуть ли не как антисоветский выпад.
            
              НЕ БЫЛИ ВОССТАНОВЛЕНЫ НА РАБОТЕ в Консерватории ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ в Одессу из эвакуации и ученики Рейнгбальд, работавшие в Косепваторииони ещё до войны, - (Тоже "Советские Граждане Еврейской национальности".

             А памятник на могиле своего Учителя установил по своему эскизу самый любимый её ученик Эмиль Гилельс с надписью: «Дорогому учителю-другу».

             Все понимали объём трагедии, и многие московские музыканты помогли сыну Рейнгбальд, Алексею Рубинштейну. -П   

             Профессор Е.Ф. Гнесина настояла на переезде мальчика в Москву, и он стал учиться в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а известный педагог-виолончелист Семён Козолупов стал его учителем.

             После окончания института, сын Рейнгбальд играл в оркестре кинематографии, а затем в джазе Эдди Рознера. Позже он эмигрировал в США, поселился в Лос-Анжелесе, успешно работал там на радио и в Голливуде музыкантом. К сожалению, он недавно скончался.

             Перед отъездом в США он передал Э. Гилельсу оставшийся архив своей матери, который хранится в его семье и поныне.

             О своём учителе вспоминает Людмила Сосина, закончившая Одесскую консерваторию по классу Рейнгбальд в 1939 г., позже профессор Московской консерватории и Академии имени Маймонида.

                «Я попала к Рейнгбальд в Одесскую консерваторию прямо
                из семилетки.
                Мне посоветовал учиться у неё Эмиль Гилельс.

                Берта Михайловна — большой музыкант, талантливый
                педагог.

                Она сделала из меня музыканта, я ей всем обязана.

                Её метод обучения отличался тем, что она ничего
                ученикам не играла, так как не хотела, чтобы мы
                копировали её игру. Она рассказывала,объясняла,
                вдохновляла и заражала учеников.

                Она нас всех очень любила, а Гилельса просто обожала,
                и следила за нашими успехами.

                В последнем письме ко мне из Ташкента она писала, что
                её приглашают работать в Киев, а я ей ответила,что не
                представляю Одесскую консерваторию без профессоров
                Столярского и Рейнгбальд.
         
                И какой ужасный конец её жизни!".

            Осенью 1974 г. исполнилось 30 лет со дня гибели Берты Рейнгбальд, и Гилельс приехал в Одессу дать концерт памяти своего Учителя и хотел, чтобы это было отражено на афише. Руководство города отказалось это сделать. Дело дошло до обкома партии, который категорически был против упоминания имени Рейнгбальд.

            Тогда Гилельс заявил, что концерта не будет. В обкоме поняли, что будет скандал, и отступили. Концерт состоялся, на афише было написано: «В память профессора Б.М. Рейнгбальд».

            Гилельс вышел на сцену с чёрной траурной повязкой и играл любимые произведения своего учителя. Но в местной прессе не было ни одной рецензии: не было велено! Гилельс говорил:

           «Слово „учитель“ — высокое слово.
            Таких учителей-музыкантов, которые шли бы на самопожертвование в истории педагогики единицы.   

            Я учился у трёх педагогов. Один из них был истинным учителем: этим Учителем с большой буквы была Берта Михайловна».


            Эмиль Гилельс был верен своему Учителю всю свою жизнь. К сожалению, труды Б. Рейнгбальд до сих пор не собраны и не изданы, а они и сейчас представляют большую ценность.

            Особая благодарность внуку Эмиля Гилельса — Кириллу за предоставленную возможность ознакомиться с архивом Б.Рейнгбальд.

               

                11 октября 2020-го года.


Рецензии