Храм Рождества в Путинках

На Малой Дмитровке, слезой на паутинках
Старинных переулочков Москвы,
Под летний дождь Храм Рождества в Путинках
Бросает лик свой в блики мостовых.

И тянет к небу стайкой лебединой
От белых шеек маковки голов
В одном порыве, словно песнью дивной
И стройным станом из шести шатров.

И отражается в былом Первопрестольной,
Где новый день пронизан стариной,
Когда в сердцах бушует вздор раскольный
И  век  раздора  зреет  над  страной...

Но как проверить древнерусским СНиПом - *
Каким быть должен православный Храм,
Когда десницей патриаршей Никон
Вписал запрет узорам и шатрам!?

Чтоб вопреки хоромам и лачугам,
Домам-палатам, царским теремам,
Он стал последним белоснежным чудом
И образцом московским мастерам!

В узорочье ажурного размёта,
Где каждый камень в плоскости стены
И маковки в движении полёта
От тяги к небу в синь вознесены!

Кокошники, резные закомары,
Шатры на барабанах, сочный фриз -
Хранят в узорах праздничные чары
С торжественностью стати царских риз.

Вот - вечный Храм! Где таинства избыток,
Влекущий ввысь к летящим облакам...
В нём время поколениям раскрыто,
Как древний свиток - будущим векам!


10.10.2020


*  *  *


* Разумеется, СНиПов ( Строительных Норм и Правил в нынешнем понимании ) в середине 17 века ещё не было, но в том и казус ситуации, что патриарх Никон, ставший во главе православной церкви в годы строительства этого чуда русского зодчества, внёс запрет на строительство шатровых храмов повсеместно во всей Руси. И его распоряжение стало одним из первых указов, регламентирующих строительную деятельность. Что мы в дальнейшем утеряли, какие шедевры русского зодчества не получили своё воплощение - судите сами!


Рецензии
Серёжа! Это не просто стихотворение, это история, облачённая в высокие поэтические строки. Мне приятно думать, что архитектура (в частности, культовая и духовная) нашла в твоём лице своего певца (я бы хотела найти вместо "певец" его литературный старорусский аналог - подскажи), а современная поэзия будет благодарна тебе за эту нишу в словесности, где воспеваются подобные творения рук человеческих.
Как произведение - чувствуется твой добротный труд. Всё красиво, ритмично и выверено. Важно - много интересной терминологии и отличных метафор. Твой конёк - весомая кода. Ведь концовочка всегда важна, как последний аккорд, а иногда и ключ к сказанному.
Рада, Серёж, за удачное творение. Прочла с удовольствием... и с удивлением (той информации, о которой не знала). Дальнейших успехов.

Любовь Самарина   13.10.2020 11:53     Заявить о нарушении
Люба! Я очень благодарен тебе за отзыв! Этот и подобные стихи - дань профессии, которую я выбрал когда-то осознанно и в надежде, что профессия станет призванием и вырастит в нечто большее, чем специальность. Но в жизни не всё удаётся реализовать и даже реализоваться как творческая личность. На то есть и субьективные и обьективные причины. Для меня важно то, что в таких стихах я могу высказать своё отношение как к прошлому опыту, так и к нынешним реалиям архитектурного процесса. И ведь такое осмысление очень интересно и с точки зрения раскрытия замысла Авторов сооружения, и с точки зрения накопления личного профессионального опыта. Ведь одной из главных функций архитектора - это создание не только прочного и полезного сооружения, но и образного, выразительного внешнего и внутреннего облика будущего здания. Поэтому опыт образного мышления, творческого воображения воспитывает и углубляет навыки профессии. Вот, наверное, поэтому мне интересно писать подобные стихи. А как это мне удаётся и насколько эти стихотворческие опыты интересны другим, конечно, уже не мне судить. И если всё это читабельно, то мне это только в радость!
Спасибо, Люба, за щедрость, с которой ты одариваешь меня своими глубокими и полезными для меня отзывами!))

Сергей Потапов -Серп   13.10.2020 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.