Мысли вслух 869

                Король Рудольф II (1552—1612) так страстно желал заполучить
                философский камень, что создал в Праге целое поселение
                алхимиков (ныне — «Злата уличка»). «Золотая лихорадка»
                заразила даже знаменитого датского астронома Тихо Браге: рядом
                со своей обсерваторией он воздвиг алхимическую лабораторию.
                Сотни лет философский камень не покидал умы ученых — уж больно
                заманчива была идея решить все жизненные проблемы одним махом.
                Когда Резерфорд со своим коллегой Фредериком Содди в 1901 году
                открыл трансмутацию элементов (превращение тория в радий),
                Содди, увлекавшийся историей алхимии, чуть не лишился чувств
                (говорят даже, будто Резерфорд просил друга не упоминать
                алхимию в описании этого опыта, иначе бы их точно засмеяли в
                научных кругах).
                Считается, что единственным человеком, которому удалось
                получить философский камень, был Никола Фламель — французский
                алхимик 15 века. Его жизнь покрыта тайной, а его могила, на
                которой были начертаны странные письмена, оказалась пустой —
                это и породило слухи о том, что он стал жить вечно. Фламель
                упоминается в книге «Гарри Поттер и философский камень». Кроме
                того, «Код да Винчи» Дэна Брауна утверждает, что Фламель был
                Великим Мастером Приората Сиона.

                Никола Фламель (предположительно) и копии таинственных
                рисунков, выбитых на его надгробии.

                Один из героев книги Умберто Эко «Маятник Фуко» делает
                неожиданное открытие: на самом деле философским камнем
                является Священный Грааль (Сангреаль). Мысль, на самом деле,
                не такая уж и бредовая. Сосуд, из которого Христос и его
                апостолы пили на Последнем ужине (по другой версии легенды,
                Иосиф Аримафейский собрал в чашу Грааля кровь Христа после
                распятия), якобы способен дарить людям вечную жизнь.

                Галахад, Борс и Персиваль находят Священный Грааль.

                Истории о Граале впервые появились во Франции 12—13 века и
                быстро слились с рыцарскими сагами (в основном — с легендами о
                короле Артуре). Сама по себе концепция волшебного сосуда не
                нова — достаточно вспомнить древнегреческий рог изобилия или
                кельтские мифы о магическом котле. Однако, в отличие от них,
                христианский Грааль скорее не считался реальным объектом, а
                служил романтической метафорой достижения какой-либо священной
                цели — чаще всего духовной чистоты. Обычно герой, желающий
                получить Грааль, должен своими поступками доказать, что он
                достоин этого.
                Термин «Грааль», вероятно, произошел от старофранцузской
                адаптации латинского слова « gradalis » — тарелка для
                различных блюд. Средневековые авторы сочинили другую,
                совершенно надуманную трактовку: Сангреаль, то есть San
                Greal (Святой Грааль) и одновременно Sang Real
                (Королевская кровь).

                Святой Грааль — эксклюзивный «продукт» католицизма. Ни
                православие, ни ислам, ни иудаизм о нем не упоминают. Он
                породил множество вторичных легенд — например, о том, что
                Грааль нашли рыцари-тамплиеры и спрятали его подальше от
                людских глаз. В фильме «Индиана Джонс и Последний крестовый
                поход» (1989) за Граалем активно охотились нацисты — именно с
                помощью этой чаши доктор Джонс оживил своего отца, дав ему
                отпить из нее воды и плеснув ей же на рану.

                Дева из замка Корбин смотрит в Сангреаль и предсказывает
                подвиги Галахада (Артур Рэкхэм, 1917 год). Хуан Понсе де
                Леон. Якобы искал во Флориде («цветущей земле») фонтан
                молодости.

                Воду, продляющую жизнь, можно получить не только из Святого
                Грааля. Это очень популярный сказочный мотив — достаточно
                вспомнить, например, русскую живую воду. В сказках ее
                следовало применять вместе с мертвой водой — последняя
                сращивала разрубленные части тела, а живая вода возвращала
                «отремонтированного» таким образом человека из царства
                мертвых. Интересно, что славяне называли «живой» ту воду,
                которая текла из родников.
                В западной традиции известен некий фонтан молодости —
                магический источник, воды которого обращали старение вспять.
                Местонахождение фонтана неизвестно. Считается, что конкистадор
                Хуан Понсе де Леон (1460—1521) высадился на побережье Северной
                Америки (Флорида), так как искал там фонтан молодости. В
                разное время фонтан называли колодцем, подземным ключом или
                даже целой рекой. А в пьесе братьев Стругацких «Пять ложек
                эликсира» вода бессмертия стекала с таинственного красного
                сталактита в подземной пещере.

                Фонтан молодости. Художник Лукас Кранах Старший
                (1472—1553).

                Концепция фонтана молодости получила развитие в мифе о Шангри
                Ла, далекой земле где-то за горами, климат (или мистическая
                аура) которой позволяет значительно продлить жизнь. Эту «землю
                обетованную» неоднократно помещали в Тибет, на Кавказ, или
                даже в пакистанскую долину Хунза, жители которой сидят на
                исключительно вегетарианской диете и считаются общиной
                долгожителей.
                Фантастическое долголетие
                Большинство бессмертных существ из фантастики и фэнтези —
                божества, чрезмерно могущественные инопланетяне или герои
                высочайших уровней. Зловещий лавкрафтовский Ктулху, раса Q из
                вселенной «Звездного пути» — все они могут похвастаться
                нереальной продолжительностью жизни. Если они и смертны, то с
                очень большими оговорками. Как правило, бессмертный может
                погибнуть лишь от руки себе подобного, причем данное убийство
                связано с некоей «ахиллесовой пятой» вечноживущих — например,
                во вселенной «Горца» для этого требовалось отрезать голову.
                Вместо возвращения в небытие бессмертный мог «погибнуть»,
                угодив в некое подобие ада или впав в длительную «спячку».
                Энн Пудер (1807—1917).

                Если для высших созданий бессмертие — это дар, то для рядовых
                представителей вымышленных миров вечное существование чаще
                всего становится проклятьем (вампиры, оборотни, зомби).
                Биологическое бессмертие иногда тяготит даже светлых эльфов.
                Каковы последствия бессмертия? В «Путешествиях Лемюэля
                Гулливера» Джонатана Свифта рассказывалось об острове где-то
                около Японии, некоторые из жителей которого («струльдбруги»)
                имели врожденное свойство стареть, не умирая. От обычных людей
                их отличало черное пятно на лбу. Когда им наступало 80, их
                признавали «официально умершими», отнимали все имущество и
                оставляли жить на мизерное пособие. В 90 у них выпадали все
                зубы и волосы, бессмертные слепли, глохли и продолжали стареть
                на протяжении тысяч лет, становясь все более омерзительными.
                В даосизме (китайское религиозно-философское течение)
                существуют легенды об Острове Бессмертных, расположенном
                на восток от Китая — где-то в районе Японии.

                Ваубаггер Вечный (Wowbagger the Infinitely Prolonged) из книги
                Дугласа Адамса «Жизнь, Вселенная и Вообще» стал бессмертным
                случайно — в результате неудачного эксперимента с ускорителем
                частиц, жидким завтраком и парой резиновых жгутов. За свою
                вечную жизнь он перепробовал все, что можно, и едва не потерял
                разум от скуки. Чтобы хоть как-то занять свое время, он
                разработал уникальный план: найти и оскорбить каждое живое
                существо в Галактике (в алфавитном порядке). Похожая ситуация
                сложилась и в вышеупомянутой пьесе «Пять ложек эликсира», где
                бессмертные дегенерировали в шайку гурманов, развратников и
                подлецов.


Рецензии