Путь жизни

                Если смотреть на свет поднебесных сил,
                в девственный лес во след феи верности –
                весело здесь и крест не тебе нести.
                В детстве адептов нет... нет и ереси.

                В чаще бардак и срам – свара та ещё…
                Правда всегда одна – настоящая?
                Главная драка дня на ристалище.
                Рьяные по местам… там и мстящие.

                Вышли на пик в пыли или чистыми.
                Мудрую грусть на суд втуне вынесли.
                Бывшие короли жили истово.
                Думу свою прочтут… тут и выясним.

                Только ли полон дом вольным золотом,
                сколько достойных в нём с тёмным обликом?
                Колокол, боль и стон – только звон по ком?
                Сломленных он зовёт… вот и облако.


Рецензии
Чтобы не путаться (отмечусь здесь) и есть необходимость свериться (по пониманию задания).
.
Стансы от 4 до 12 стихов, 4-ый ямб (преимущественно) // т.е. 7-мь стихов и 5-и стопный ямб имеют места быть. Жанровая особенность - законченность строф.
.
металингвистика текста (на первом этапе раскрашиваю в большей степени обращая внимание на гласные).
.
Забит чердак и камень точит плесень,
какие дни такая и печаль,
печать на шахматах, припевах песен,
на небесах, упавших на причал.
Какая даль?.. Ахматова в обложке
на полке, рядом с расписною ложкой
и богом над старинный самовар.
.
.
АИ/ЕА/И/АЕ/ОИ/ЕЕ
АИЕ/И/ААЯ/И/ЕА
ЕА/А/ААА/ИЕА/ЕЕ
А/ЕЕА/УАИ/АИА
---------------- теза и антитеза представил цветом и смыслом
ААЯ/А/ААОА/ООЕ
А/ОЕ/ЯО/АИОЮ/ОО/Й
---------------- цветовая горка от насыщенного красного в зеленый
И/ОО/А/АИЫЙ/АОА
---------------- или заходящее солнце за зелень рощи // смыслами представлены два падения: небес на причал и поэзии до уровня лубочной поделки.

Японский Сонет   24.05.2021 15:17     Заявить о нарушении
Цвет (практически полностью синий):
.
Считай своим и мир, и жизни нити,
и трон, и грим, и дикий взгляд с икон,
вкус вишни и простор земных наитий,
историю гор, крови и имен.
Но снимки псов охотничьих фанерным
накрой листом, здесь все глубокий сон
необратимый и привычно нервный.

Японский Сонет   24.05.2021 18:59   Заявить о нарушении
Увы, одни гласные выраженного цвета не дают.
Если гласные соответствуют одному цвету, а согласные из других спектров, то
получается "цветовая, что называется, аляповатая солянка".
Когда мы берём, например, красный цвет, то строфа на 80-90% должна состоять
из букв А, Я, Б, Р и Щ (плюс созвучные и связующие).
Но характерно другое, при этом требования, собственно, к версификации не то что
ослабевают, как в комбинаторике, но, наоборот, возрастают в разы относительно
обычного "стишка". Об авторском символизме, опущенных логических связях
лучше постараться забыть, либо сократить до минимума.
Обычному читателю нужна максимально простая, но яркая картинка,
которая воспринимается непосредственно с буквальным восприятием.
Строфы - законченные катрены, выделенные графически!
В идеале добиться внутренней цветовой визуализации восприятия.

Гольгертс   24.05.2021 20:17   Заявить о нарушении
** (зеленый)

Мне ведомы и грех, и гнев от дней
всех тех, когда во тьме безмерно зренье.
Не может свет пустой среди огней
утешен смертью быть и ждать спасенье.
На склонах гор ни тени, ни следов,
лишь дремлет грустный ангел утешенья
рожденья в знаке девы и весов.
*** (синий)

Любовь благих не превратит во прах,
принявший муки в милости и голос
невидимой души, живет в словах,
в словах как дождь, как полный зерен колос…
Причастье, крест, и знать, и заклинать,
чтоб стих мой став молитвой книги скорбной,
мой шаткий храм сумел во тьме узнать.

Японский Сонет   24.05.2021 23:44   Заявить о нарушении
Вот интересно, какой оценки вы ожидаете?
Я же пояснил, что спектральные параметры букв и звуков определяются прежде всего
звукописью и аллитерацией внутри отдельно взятой законченной строфы.
Причём количество этих букв и звуков строго ограничено.
Больше того, как самый минимум должны совпадать все! ударные гласные в стопах избранного размера, а как максимум это должна быть, хотя бы приблизительная
панторифма при созвучии определённых согласных, опять же в определённом размере
зарифмованных строк. Только такое ограничение может сработать на читательское
восприятие, да и то, как показала практика, далеко не на любое.
А в вашем варианте читатель прежде всего отметит однородный "мягкоязычный" грамматизм:
"зренье/спасенье/утешенья"
Приоритет максимально точной разнородной именно концевой рифмы никто не отменял,
по крайней мере глубокой составной. Так что до оценки содержания дело даже дошло,
даже если бы оно было объективно гениальным, то сыграно сие на совершенно ином инструменте.
А стало быть и сравнению никакому не подлежит в принципе.
С обычной панторифмой далеко не каждый автор справится, а панторифма на строго
определённых фонемах - эта один из самых сложных уровней комбинаторного
стихосложения. Выше, пожалуй, только зарифмованные палиндромоны (полные
стихотворения палиндромы), да метаметаграммы по всему тексту на двух замещённых
согласных. Такое не пишется экспромтом за несколько часов, но за несколько месяцев,
а подавляющему большинству не написать никогда. И даже не потому что не способны,
мало кто из авторов слышит и чувствует в принципе целесообразность таких "творческих мук".
Большинство, кроме концевой рифмы, которая обусловлена ритмическим окончанием
строки и, соответственно, глубокой цезурой (паузой) -
не слышит и не воспринимает, увы, ничего.
А стало быть все труды автора - это "мартышкин труд".
А если нет разницы, то зачем платить больше? - резонно отмечает про себя автор.
"Здесь проигрыш велик - а выигрыш так ничтожен"
И проигрыш прежде всего в художественной ценности стихотворения.
Как ещё говорят: слишком велика плата за технику.
Вот вы готовы к такой цене? Тогда попробуйте написать хотя бы строго! по лекалу
моего "Путь жизни". "Хотя бы" - потому что относительно строгости мои псевдо стансы
на троечку. И это объективно.
Просто сравнивать пока, увы, не с чем.

Гольгертс   25.05.2021 01:13   Заявить о нарушении
Как вы сами проверяете на цвет(раскрашиваете) свои тексты?
.
Например: можно ли доверять сайту/программе Звукоцвет.ру (вроде как вы им пользовались, и еще нескольких авторов стихирки на нем увидел).
.
как (надеюсь правильный) ученик в первый день решил задачу цвета или: "Форма в качестве максимально строгого фонетического цветового соответствия. (или посредством звукописи и аллитераций каждая строфа должна быть окрашена в определённые цвета"
.
Поэтому первая оценка, которая может быть поставлена - за раскрашивание текста (я же пока примериваюсь/прицеливаюсь) - оценка программы - из трех попыток написать текст в определенной цветовой гамме - 3 попытки в десяточку. Это особый вид комбинаторики. За сегодняшний день попробую создать текст "идеального/ровного" цвета.
.
Какой текст из ваших можно посмотреть на цвет используя Звукоцвет.ру?
.
После того как добьюсь ровного цвета, мне будет интересно посмотреть и на содержательную часть. От 5-ти стопного ямба я не откажусь т.к. наработка практического материала в одном стиховом размере дает колоссальные возможности сравнительного анализа текстов и на их основе поиска нового.
Поэтому в окончании данного диалога - Синий венок сонетов - т.к. одной из фигур корон корон является - медальон (Северянина) - венок будет посв. Андрею Рублеву.
.
Цвет - этого венка будет синий.
.
Небольшие сложности пока в наложениях звуков окончания слова и начала следующего.



Японский Сонет   25.05.2021 06:52   Заявить о нарушении
В самом анализе спектральных параметров букв и звуков заложено много от субъективного
восприятия и личных ассоциаций. Как, например, может гласная "Ы" для одних
ассоциироваться с фиолетовым цветом, а для других с чёрным?
То же и с большинством согласных. Однако вам, надо полагать, "фиолетовы" чужие
ассоциации. Вы поставили себе конкретную задачу и выбрали цвет.
Ну что же... можно обратиться к уже проведённым исследованиям, например, к сводной
таблице фонетических соответствий по ссылке: http://kudes.ru/?q=node/7693
в которую возможно внести и свои собственные коррективы.
Так синему и голубому цвету соответствуют буквы: О Ё С Г Д Т
(я бы добавил сюда ещё и "Н" и сонорную "М"
На 80% строфа должна состоять именно из этих фонем, но для лучшего восприятия они должны
располагаться на узловых значимых местах, которые определяются ритмически.
И таких мест три. Первое - это концевая рифма, второе - все ударные слоги текста
и третье - начальная буква каждого слова, то есть тавтограмма.
Вот в этих местах никаких случайных букв быть не должно, как бы они не подходили
по смыслу контекста. Ибо это и будет той самой "ложкой дёгтя", а то и "половником".
Самая большая ошибка автора бывает в том, что он сам себя! лично убеждает
в однозначном фонетическом спектральном соответствии, в достаточности применения
определённых фонем и получается, что и написал в основном для себя, но не для читателя. Типа: "Я слышу, а кто не слышит - то это его проблемы".
Использование одного цвета, одной краски по всему тексту напрягает и глаза и слух.
То же происходит, например, в обычной тавтограмме слов, что создаёт ощущение
монотона. И опять же нельзя забывать и о смысловой образной составляющей
в соответствии определённому цвету, чтобы не допускать описание светлого чувства
тёмными красками и наоборот.

Гольгертс   25.05.2021 15:51   Заявить о нарушении
Вы не ответили: можно ли доверять сайту/программе Звукоцвет.ру? для самопроверки "раскраски" текста

Японский Сонет   25.05.2021 17:53   Заявить о нарушении
Как говорил "папаша" Мюллер:
"Никому нельзя доверять, никому... мне - можно!"

Звукоцвет.ру не учитывает те самые узловые значимые места о которых я написал выше.
Так или иначе выдаются значительные вкрапления в чистоту общего цвета.
Только вкрапление вкраплению - рознь при восприятии.
Поэтому тупо доверять, тем более руководствоваться такой "икебаной" я бы не стал.
Вы сами ещё при написании будете чувствовать сколько! "чужаков" вы впускаете
в свою строфу. Это и есть уровень и степень компромисса между формой и содержанием.
А этот уровень у всех разный.

Гольгертс   25.05.2021 18:28   Заявить о нарушении
Три краски октября

Празднично-ярок октябрь-чудак:
Арт-вернисажа играют краски;
Радуясь жанру, наш маг размяк,
Парки окраин окрасив красным.

Мелкое семя мелиссы мим
Мелет на мельнице с нежной силой.
Светом осенним и ленью мил
Мел поднебесья, пастельно-синий.

Скоро захлопнет художник зонт –
Томной походкой уходит осень;
Тонкое золото слов сожжёт,
Жёлтым стихом заморочит вовсе.

http://stihi.ru/2020/09/27/1777

Мария Абазинка   25.05.2021 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.