Мысли вслух 857

  С. Е. Культин
           Бессмертие: Иллюзия и реальность?

В брошюре изложен новый, оригинальный подход к проблеме бессмертия. Путь  ее
решения  автор  видит  в  преодолении  жестких   эгоцентрических   установок
западного мышления. Иллюзорна, по мнению автора, не сама  идея  жизни  после
смерти, а ее  конкретная  интерпретация  как  ЛИЧНОГО  бессмертия.  Истинное
бессмертие  заключается  не  в  наивной   мечте   о   вечном   существовании
ограниченного  индивидуального  "я",   но   в   глубоком   понимании   своей
причастности "жизни божеско-всемирной", в осознании себя неотъемлемой частью
Универсума.
Издание адресовано широкому кругу читателей.


Евангелие от Фомы:

       19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец?
Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец?
Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот,  кто  будет  стоять  в
начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.

В   настоящей   работе   предпринята   попытка   переосмысления    некоторых
"самоочевидностей", связанных с проблемой  смерти  и  бессмертия.  Последняя
рассматривается в контексте мирового эволюционного процесса,  свидетелями  и
активными участниками которого мы, привыкшие называть  себя  смертными,  все
являемся. Автору представляется глубоко верной  мысль  К.Э.  Циолковского  о
том, что знание  об  истинной  природе  человека,  о  его  жизни,  смерти  и
бессмертии следует "извлечь из естественных начал  вселенной,  из  ее  общих
законов". В этой работе мы постараемся  обосновать  правомерность  подобного
"естественно-научного"   подхода   к    обозначенным    "вечным    вопросам"
человеческого бытия.
Очевидная безуспешность попыток разрешения  мучительной  проблемы  смерти  в
европейской культуре, к которой мы себя причисляем, на наш взгляд, во многом
обусловлена  традиционным   для   западного   сознания   "представлением   о
соматологической идентификации личности" (2), отождествлением себя со  своей
бренной телесной оболочкой. Между  тем,  как  мы  надеемся  далее  показать,
человек, эта, по меткому выражению Тютчева, "игра и  жертва  жизни  частной"
являет собой "нечто существенно большее, чем представляет собой,  представая
перед нами в своей физической и семантической личностной капсулизации" (3).
Основанием для  данной  точки  зрения  может  служить,  как  будет  ясно  из
последующего изложения, весьма простая, на  первый  взгляд,  вещь,  странным
образом  ускользающая  от  внимания  исследователей,  а  именно:   в   мире,
наделенном "стрелой времени", смерти  индивида  предшествует  его  рождение.
Чтобы иметь возможность умереть,  надо  было  сначала  умудриться  родиться!
Таинство смерти предваряет, таким  образом,  не  менее  интригующая  загадка
нашего появления на свет. Но коль скоро это  так,  то  представляется  более
логичным, оставив  бесплодные  спекуляции  относительно  характера  будущего
посмертного существования, обратиться мыслью  "к  началу  своему",  к  опыту
своего рождения в надежде через разгадку этой "первичной" тайны нашего бытия
подобрать ключ к решению проблемы смерти и бессмертия.


Рецензии