Так победим!

               
Серия очерков  "Будни столичного врача"

Шел прием терапевта на работу. Главный врач - практикующий гинеколог - вопросов к опытному доктору не имела. Пригласила в кабинет нового заведующего, присланного несколько месяцев назад сверху на смену нынешнего руководителя.

Большой молодой мужчина с пивным животом, формой выбритых усов и бородки подражающий знаменитому доктору  Боткину, вошел, громко хлопнув дверью, и плюхнулся на стул в торце стола.
Главврач и новый доктор сидели напротив друг друга, поэтому он - высокий и большой - оказался в доминирующем положении. Сделав вид, что бегло изучил резюме. Было понятно, что он заранее изучил его в хедхантере, где ее резюме было четырежды открыто кем-то из этой клиники.

Он не посчитал зазорным спросить опытного коллегу, как надо лечить ОРВИ и бронхит. Потом зачем-то уточнил про наличие детей и решил перевести интервью в другое русло: наверное, чтобы проверить доктора на стрессоустойчивость:
 - А почему у Вас нет детей?

Доктора удивил вопрос, но она, не моргнув глазом, быстро ответила:
 - Как говорят друзья, потому что очень умная.
- Мне нравятся ее ответы, - заключил молодой начальник, собрав треугольную бородку в кулак и причмокнув. - Берем.

На самом деле ему нравилась перспектива уйти в отпуск на 2 недели в ближайший понедельник, не оставив клинику без терапевта.

Доктора взяли на испытательный срок без официального оформления и записи в трудовой книжке: по устному договору на 600 рублей в час с вычетом НДФЛ.

 - Мы не ставим печати на договора, - сказала секретарь, когда доктор обратилась к ней заверить подписанные бумаги.
- Но мне нужно отправить документы в службу занятости. Их просто завернут и вопросы будут к Вам.
Секретарь, быстро подумав, подняв глаза к потолку, достала печать из ящика стола и шепотом сказала:
- Я поставлю, но Вы никому этот договор не показывайте. Мы не ставим печати на договоры.
Печать была отдела кадров, а не официальная организации. Уточнив ситуацию с договором у главврача, та ответила:
- Вы не волнуйтесь, мы быстро Вас оформим в штат. -  И не уточнила срок этого "быстро". В письменном договоре, заключенном на полгода, в графе "оклад" ручкой было написано 300 руб. в час. Но как убедили врача, это формальный договор. По факту будет 600, согласно устной договоренности.

Две недели доктор вела 30-минутный прием, как было принято в клинике. Она была довольна этому: можно успеть спокойно собрать анамнез, посмотреть пациента, подумать и сделать назначения. Да и клиника в целом нравилась: центр города, много людей идет из расположенных рядом ведомств и предприятий по системе ДМС (добровольного медицинского страхования) и за свой счет. Постепенно прием становился полным.

Через 2 недели вернулся из отпуска зав. отделением, огляделся по-новой и стал претворять в жизнь свои идеи:
- Я поставил перед руководством вопрос сократить врачебный прием для начала до 20 минут, а в перспективе - до 15.  Терапевту не нужно получасового контакта с пациентом. Все должно быть только по делу: болит горло - смотрим горло, кашляет - можно послушать, если обратился за справкой - вообще можно не смотреть. К тому же большинство ДМС-ных: за них платит организация, им главное бесплатно услугу получить. А платные приходят с конкретной целью. Надо быстро понять ее, сделать нужные направления и отпустить.

Прошел месяц их совместной работы. Ему, до окончания института фельдшеру "Скорой помощи", вполне хватало 5 минут для приема. Он привык быстро понимать, что за типаж перед ним и согласно этому строить диалог, быстро выполнять поставленную задачу. Она укладывалась в 30 минут.

Пациенты стали сравнивать (многие работали в одной организации), обмениваться впечатлениями, переходить от него к ней.
Слухи о сравнении не в его пользу стали распространяться и дошли до него - перспективного заведующего, имеющего репутацию отличного менеджера, пообещавшего  руководству  при устройстве на работу - полгода назад - значительно увеличить  финансовую прибыль от работы "клиники нового типа".

Он добился 20 -минутного приема врачей. Кардиологи и неврологи возмутились. Им вернули "на время", как было сказано, 30-минутный прием. А терапевтом был он сам, уверенный в том, что терапевт - это стрелочник, которому не нужно много времени на прием:
-  Если я могу уложиться в 5 минут, пусть и другие "совершенствуют мастерство". Это переходный период. Скоро перейдем на 15-минутный прием. Я же вижу, что и 20 минут много. Теряем время и деньги, - рассуждал он в ежедневных беседах с коллегами, проверяя загруженность кабинетов и добившись отсутствия даже 5-минутного перерыва между сменами: все четко, плотно, прибыльно. Врачи, наступая на пятки друг другу, закрывали - открывали прием, вынужденные дописывать протоколы после официальных часов работы где получится.

Врач - терапевт по новой системе должен был принимать за 7 -  12 часов работы (график составлялся каждому индивидуально, исходя из наличия свободных кабинетов) уже не 14 - 24, а 21 - 36 пациентов. Клиника частная. Прием врача - 1800 рублей. То есть врач за час приносил клинике уже не 3600, а 5400 и - от каждого пациента - прибыль за направления на анализы, исследования и консультации. Ее труд по-прежнему оценивался в 600 рублей с вычетом 13%: то есть в 522 рубля за час работы.

- А что будет с зарплатой? Ведь прибыль при 15-минутном приеме возрастет ровно вдвое от первоначальной, - спросила как-то доктор начальника.
- Слушайте, Вы шли на определенные условия. Зарплата Вас устраивала. Ничего менять не будем, - жестко ответил он, начав возбуждаться и переходить на повышенный тон.
- Когда я пришла работать, Вы сказали, что любите все вопросы обсуждать открыто. Почему же Вы заволновались? К тому же, я пока на договоре, то есть не в штате. Испытательный срок продолжается для обеих сторон, - спокойно ответила врач.
- Вот именно. Я еще месяц почитаю Ваши протоколы, подтяну Вас и решу, переводить Вас в штат или нет.  А если найдете клинику лучше - уходите. Я никого не держу.

Как Вы наверняка догадались, она ушла из той клиники, найдя лучшие для себя условия.
- Куда? - спросите Вы.
Ушла в государственную. Да, да. В государственную, где 15-минутный врачебный прием, но есть гарантии: работа с записью в трудовой книжке, засчитывается медицинский стаж (в частных клиниках - только общий), оплачивается отпуск и, если будет, больничный лист. И, конечно же, гарантированный государством оклад. Тоже небольшой, но сравнимый с той частной клиникой, где за свои заработанные деньги ей пришлось в итоге бороться. Заплатили, исходя из написанных ручкой в договоре 300 рублей за час.

Прием одного пациента в государственной поликлинике оплачивался доктору менее 100 рублей, час работы - менее 400 рублей. То есть  меньше, чем в частной. Но ценой за разницу в окладе были гарантии.

В государственной поликлинике новому доктору многоопытный мудрый коллега сказал:
- Вы пришли на войну. Не удивляйтесь тяжелым будням. Труд здесь сравним со сражениями в окопах времен Второй мировой. Придется обороняться, как это делали наши ребята под Волоколамском в 1941 и в Волгограде в 1942. Наберитесь терпения и - вперед! Мы Вам поможем, но будет нелегко. И еще: не забывайте думать о себе. Это главное. Ваше здоровье, Ваше настроение, Ваш профессиональный настрой важнее всего остального.

Начав работать, доктор каждый день вспоминала эти слова и удивлялась их точности. Мудрец пришел к абсолютно правильному сравнению.

Простой российский врач сегодня действительно как рядовой солдат времен Второй мировой войны, брошенный на бой и отвечающий не только за спасение жизней мирного населения и его будущее, но и за каждое направление, назначение, написанное и сказанное слово, согласование, за каждую жалобу, которыми то и дело не только пугают и угрожают пациенты, но и пишут. Но это другая тема.

Только в одиночку врач мало что может сделать. Даже при большом профессионализме, желании помочь, смирении. Как и тот солдат времен войны. И отдельно взятому коллективу - роте солдат - тоже не по силам спасти свою жизнь и жизнь подопечных. Нужна мощная армия, адекватные руководители на всех уровнях, во всех структурных подразделениях, выверенные приказы, мудрые решения. Нужны коллективы, где ценят каждого врача за его опыт, умения, навыки, клинические наработки, желание быть нужным и полезным обществу.

Стремящиеся в руководители врачебных коллективов юноши с психологией фельдшеров (при всем уважении к фельдшерам - труженикам тыла), не понимающие порой тонкостей врачебного искусства и думающие только о своей карьере и финансовой прибыли вверенного учреждения в итоге становятся губителями системы здравоохранения. Очень жаль, что так.

Всё же мы учились, ориентируясь на Врачей и профессоров - истинных лидеров. Видели их рядом. Грамотных, образованных, профессиональных, умеющих слушать и слышать коллег и пациентов: их жалобы, историю жизни, потребности, просьбы, знающих болезни и диагностику. А в итоге - умеющих диагностировать, лечить, создавать условия для профилактики и жизни здорового общества с адекватным отношением к медицинским работникам - врачам, фельдшерам, медицинским сестрам, санитаркам.

Да, привыкаем и, наверное, привыкнем и к новым условиям. Из окопа так из окопа. Путь выбран. Условия, в которые попали, не от нас зависят, как и времена. Зависит одно: делать грамотно, профессионально, искренне свое дело. Помогать  словом, делом, знаниями тем, кто обратился за помощью. Ориентируясь на истинных лидеров российской медицины, которых во все времена у нас было немало. Как говорили солдаты в войну: "Так победим!"

10 октября 2020


Рецензии