Об обывательской критике...

Некая, надо полагать, критикесса, посетив страничку, и, как полагается, оставив след, заставила ознакомиться и со своей, несколько удивившей, позицией об авторах, сочиняющих свои произведения на бескрайних «стихирных» просторах.
«Суть обывательской поэзии» - так называется памфлет критикессы. Нет… мы совершенно не против критических статей и позиций. Наоборот! Приветствуем и поддерживаем эти начинания и опыты. Но… согласитесь, критика должна быть, как минимум, содержательной и, как максимум, объективной. 

В своем творчестве: Салтыков - Щедрин, Гоголь, Чехов... Горький, в конце концов... ставили одной из целей, показать смысловое содержание обывателя, его пустую и нищую душу..
И если Щедрин, Гоголь.. ставили жирный крест на обывателе, то Горький, да даже тот же Чехов в "Чайке", оставляли ему, обывателю, надежду.
"Человек!.. Это звучит гордо.." - утверждает обыватель городской ночлежки Сатин.

 К сожалению, после русской литературы, советская, почти не касалась этой темы. Представляя, что строителями "Коммунистического общества" могут быть и маленькие люди, те же самые «Салтыковские обыватели». И правда, во время войны многие обыватели, скинув с себя эту непристойную гоголевскую маску, стали настоящими героями. И, возможно, не из-за духовных побуждений, и даже не из-за страха... Народ - герой, народ - воин, такая была состоявшаяся форма существования и формула борьбы с врагами.

Конечно, эти формы приходятся на суровое время испытаний, какие прошла наша Родина.

Нас, все же интересует современный обыватель. И, почему-то, думается, что современное понимание этого термина уже ушло из тех понятий, которыми оно обозначалось русскими писателями. Разумеется, оставив за собой некий отрицательный шлейф, в понимании этого явления. И, тем не менее.

Безусловно, нам бы тоже не очень хотелось, чтобы, написавшая свое «дацзыбао» о «сути обывательской поэзии» состоялась бы как этот самый «обыватель». К тому же, критикесса, в своем коротком "мнении", так и не обозначило четкого лица этого  самого "обывателя". Что ж, попробуем добавить к недостающему образу некоторые возможные черты...
Одна из этих характерных черт обывателя – обидчивость. Причем, обидчивость по самым пустым и никчёмным причинам. Правда, на критику – честную и разумную, он, обыватель, тоже готов обижаться и приводить собственные контраргументы, и, чаще всего, недоказуемые. Например: Вы (мы) - неправы. И всё.
Причем, одно из основных обывательских условий – это необходимость согласиться с ними, с условиями. И без всяких возражений. Таков он – современный обыватель.

Кстати, в своих отзывах на нашу рецензию "критикесса" не поскупилась в уличных выражениях, подтверждая нашу догадку. Только уважение к читателю и воспитание не позволяет воспроизвести их.

Но мы не склонны пинать «обывателя от поэзии» - это, действительно, было бы не честно. Другое дело – бездарность. Эта форма имеет совсем другой цвет и оттенок.
И, честно говоря, после строк автора некоего стихотворения, отысканного среди прочей «обывательской лабуды», (простите за каламбур, но автор сама подарила тему), надо полагать, о любви:

Забудь, найди другую…
А я – лишь дело случая.
Оставь меня – чужую,
Любовь твоя наскучила.

Не мучайся напрасно,
Что было, то не сбудется.
Любовь – это прекрасно,
Но и она забудется..

...подозрения в этой самой обывательщине, появляются совсем уж не шуточные… Невероятно, но возникающее сомнение, что автор, написавший сие стихотворение, основывается на глубине знания автором, что такое Любовь вообще и ее значение в жизни человека. Во всяком случае, настоящий поэт так не напишет.

Действительно… Что же это за любовь, которая возьмет и.. забудется?
Пушкин, Лермонтов, Фет… видимо, уже не в счёт. Нет, если бы автор не трогал тему «обывательщины», наверное, и мы тоже прошли мимо сего «шедевра». А впрочем, пусть это будет на совести автора.

Но сочиняющим здесь, которых критикесса нещадно называет «поэтическими обывателями», мы скажем одно: А Вы не пишите бездарных стихов. Ведь, по сути, они же Вам сами не нравятся… А обывательские…

А Вы попробуйте просто быть честным перед собой. Только по-настоящему, не рисуясь… Это трудно. Но это возможно. Вот тогда, есть самая большая вероятность, что стихи ваши будут настоящими, не обывательскими. И уж тогда, никакая критикесса-дамочка, с обывательскими наклонностями, не посмеет называть Вас постыдным этим словом…

В этом, в общем-то, и состоит наш короткий ответ. Конечно, для раскрытия этой серьезной темы требуются и весьма глубокие исследования. Но это, так сказать, экспромтом. Полагаем, что придет срок и появится более широкое полотно исследования "обывательской поэзии".

За сим позвольте откланяться...

   


Рецензии
Знаете, уважаемый Михаил, Ваши эссе, - те, что я успела прочесть, - очень серьёзны, чувствуется солидный багаж: культурный, литературный, жизненный, но у меня, как у читателя, размывается образ, так сказать, адресата. Вы начинаете ссылкой на некоего автора, вступаете с ним в полемику, - а потом этот автор проваливается в какую-то дыру, и Вы произносите совершенно актёрский монолог, обращаясь, видимо, к воображаемой широкой аудитории. Это - совершенно субъективный мой взгляд, я очень мало прочла у Вас, - я просто хочу сказать, что, может быть, стоит давать ссылку на упоминаемых вами авторов? Или Вы считаете это не этичным?

Марина Елена   16.11.2020 23:00     Заявить о нарушении
Я не делаю рекламы... А то, о чем я пишу в своих эссе, присутствует, по меньшей мере, у доброй половины, сочиняющих тут. Зачем же адресовать кому-то?
А эссе "Об обывательской критике" имеет особую стать. Этот "автор", как оказалось,
имеет несколько адресов. И выступает под разными именами, только для того, чтобы нахамить.. Я сказал ему, что раскусил его способ. Он, кажется, успокоился..
Впрочем, желающие могут по названию отыскать источник...
Или же они ленивы, что им нет желания сделать оное?

Михаил Перов -Репнин   16.11.2020 23:09   Заявить о нарушении
Да не то, чтобы даже и ленивы, - но личное время - дорогого стоит. Я бы заглянула по ссылке, полюбопытствовала, - раз уж кто-то стал объектом исследования, - но тратить своё время на поиски авторов невнятных строк, - увольте... Вы вот заглянули - вас прочла, а так бы и не узнала о Вашем существовании, - как и Вы о моём.

Марина Елена   16.11.2020 23:15   Заявить о нарушении
Когда я собираюсь писать очередное исследование, то не ленюсь посмотреть нужный мне материал и исследовать его...
Да, Вы правы в одном.. Человеку, когда нужно скрыть или утаить свои "ненужности, неспособности, лень или, простите, даже бездарность", чаще всего указывает на время. На его, вернее, недостаток..
Но, прежде всего, чем появится эссе, в произведениях автора, на основе или по причине, которого они и написаны, появляется рецензия..
Когда я буду писать исследование на Вашу "тему", обязательно, вначале, размещу свою точку зрения у Вас... Оно Вам может и не понравиться..
Так зачем же я в статье буду указывать имя? А вдруг, найдутся те, про котырых я писал, как "негодяи", будут пытаться писать всякие гадости?
Думать о других - иногда полезное занятие...

Михаил Перов -Репнин   16.11.2020 23:26   Заявить о нарушении
Знаете, что бросается в глаза сразу после прочтения Ваших эссе? Вы - НЕ ПРОФЕССИОНАЛ, - и этого не скрыть. Какие исследования? Как можно что-то исследовать, имея более чем ограниченный кругозор, несмотря на солидную эрудицию в рамках школьной программы? Вы - самодовольны, негибки, вы воюете не с ветряными мельницами, - о, если бы так! - а с Вашим представлением о каких-то авторах, на основании одного-двух прочитанных стихотворений - или на основании отрицательных отзывов на Ваши произведения! И, кстати, - то, что бросилось в глаза: Вы воюете с женщинами... Первый признак неудачника не только на литературном, но и на любовном фронте. Вам бы не эссе писать, а к психологу обратиться, почтенный!Не пробовали произнести пафосный монолог перед зеркалом по поводу авторов-мужчин?

Марина Елена   17.11.2020 00:00   Заявить о нарушении
Хотите меня задеть? Ерунда... Не получится. Мне достаточно тех отзывов, которые я получаю. И потом... Здесь, на этом сайте, я недавно. С апреля. И то, меня заставили сделать это мои друзья. Все остальное время, я посвящаю театру и написаниям книг. Так что, профессионал я или нет, судят иные мастера.
Вы, преподаватель.. Должен сказать, что частое общение с представителями Вашей профессии, сложили у меня представление, что к психиатру-то нужно им... А с женщинами.. у меня достаточно произведений о женщинах, где женщины благодарят.
Увы... но это факт. Основные деятели в поэзии ныне - женщины. И менно среди них много настоящих поэтов. И мне это интересно.
А Вы... Вы, простите, злая бездарная преподавательница.. Уж, постите, напросились.. Собачиться с Вами нет никакого желания.
Кто Вы - Вы теперь знаете.
И я знаю о Ваших психических расстройствах. На том и разойдемся..

Михаил Перов -Репнин   17.11.2020 00:14   Заявить о нарушении
Мы странно встретились и странно разойдёмся, - у меня только один вопрос: почему все мои так называемые оппоненты считают меня преподавателем? Плохо в школе учились? Детские травмы? Я не преподаватель - и никогда им не была.

Марина Елена   17.11.2020 00:24   Заявить о нарушении
Но учитель.. это очень высокое звание...

Михаил Перов -Репнин   17.11.2020 00:26   Заявить о нарушении
Не поспоришь! Я - из учительской династии, - это правда. К учителям отношусь с глубочайшим уважением, - как, впрочем, и ко всем профессионалам своего дела.

Марина Елена   17.11.2020 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.