Величие простора Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

               ВЕЛИЧИЕ  ПРОСТОРА
                ЭССЕ


     Я уже писал в неоднократно опубликованных в России и за рубежом очерках своих воспоминаний что все свое детство и раннюю юность я проводил в летнее время года в маленькой финской деревеньке Лимузи на южном берегу Финского залива и не так далеко от прежнего Ленинграда (Петербурга).
        Это был воистину - край вольного простора…
        И любовь к простору я впитал в себя с раннего детства.
        Деревенька Лимузи (состоявшая всего из четырех домов во времена моего детства) расположилась на высокой и крутой горе выступающей почти отвесным склоном над пологим берегом Финского залива… 
         Какой восхитительный вид полный колдовства простора открывался с этой горы!
           За широкоми и нередко бурными просторами залива возвышался вдали Кронштадт с величественным синим куполом огромного Морского Собора и грозной черной громадой знаменитого форта Александра 1 перед ним…
             Справа светились золотом в ясную погоду купол Исакия, шпиль Петропавловки и пониже - шпиль Адмиралтейства… напоминая что Ленинград (Петербург) совсем рядом в сущности… за синей или золотистой дымкой тумана.
             А слева посреди вольного Финского залива вспыхивал вечерами Толбухин маяк… Он тоже казался романтическим вдали - древним великаном, зажигающим свой факел посреди моря….
             Как завораживал меня этот простор! И как он окрылял меня почему-то… Необъяснимо и властно окрылял. И вливал в меня - веру в жизнь,  в ее мощь и великое счастье.
              Чувство простора и упоение простором - это вообще русское чувство. 
                Видимо изначально оно в своих истоках и на уровне подсознания как-то связано с бескрайними просторами самой России - с любовью к этим просторам и затаенным упоением ими. 
                Но и не только - у простора есть конечно же и «общечеловеческие измерения». С ним всегда ассоциируется свобода, вольность, безграничная чарующая красота и сама беспредельность жизни.
                Любой уют и даже любая красота, созданная «в тесноте», на каких-то замкнутых ограниченных пространствах  - внутренне подавляет, всегда напоминает об ограниченности всего земного и всего человеческого, часто и мнимой на самом деле.
                Не только равнины русские - бескрайни…  Размах и особая ширь и «вольница пространства» есть в большинстве русских городов…
                В Москве это - Воробьевы горы конечно же… Вид с Воробьевых гор на  Москву - восхитителен.
               И Кремль Великого Новгорода и псковский Кремль построены на высоких берегах широких вольных рек - там тоже просторы открываются невиданные.
                А Санкт-Петербург - это вообще город ошеломляющих вольных пространств и воистину колдовского простора. Таким он и был задуман Петром Великим. Таким он и создавался на протяжений веков.
                В прежние (в Х1Х столетии в частности) гигантские пространства на которых раскинулся Санкт-Петербург неизменно поражали европейских путешественников (знаменитого маркиза Де Кюстина и многих других).
               Вроде бы Санкт-Петербург изначально строился по «европейским образцам» и часто - приехавшими из Европы зодчими… Но Петербург сразу смотрелся на европейском фоне и в общеевропейском контексте особенным - за счет своих невиданных ошеломляющих воистину вольных пространств…
               Таких гигантских свободных пространств конечно нет  ни в Амстердаме ни в Венеции, с которыми Санкт-Петербург всегда (и по праву) сравнивали… Нет таких ошеломляющих свободных пространств и в Лондоне и Париже…
               Почему? - Мы думаем особое русское чувство простора втайне покоряло и приехавших из стран далеких первых зодчих Санкт-Петербурга и всех его «царственных особ» хотя и было немецкой крови и  у них несравнимо больше чем русской - великая страна неизменно тайно покоряет любого своего жителя, даже наделенного огромной властью, граничащей порой с произволом… Покоряет своей бескрайностью, своей мощью, своим простором…
             Вообще и душе человека и в известном смысле всему его существу необходим простор - простор во всем… в выборе линий поведения, пристрастий, ценностей и стремлений…
            И  ведь действительно от гнетущей несвободы своей жизни, навязанной «верхами», власть имущими классами и знатью, русские люди зачастую просто уходили - на свободные земли, на Юг и на Восток, за Урал, в Сибирь и потом и в Приморье, в Амурский и Уссурийский края…
                Не случайно великий русский историк Ключевский считал именно постоянную веками длившуюся колонизацию основой исторического процесса в России - и он был безусловно прав.   
                Борьбу за свои права с насильниками и угнетателями русский человек традиционно превращал в вольный уход на «свободные земли», в свободные казачьи и в раскольничьи края….
                Но за вольными поселенцами в эти края приходили через время  и посланцы «великого царя», чиновники, наместники и сборщики податей… Угнетение распространялось вширь…
                Бегство в бескрайние как казалось некогда просторы России постепенно  теряло свой смысл  - бегство на «вольные просторы» от угнетения и притеснений власть имущих оказывалось тщетным.         
                Но все же  нельзя недооценивать важность простора как созидательного начала в жизни человеческой - простора души и простора окружающей человека  жизни, простора как избавления от всевозможной, тайной и явной гнетущей скованности в чем бы то ни было, в любых проявлениях живой и свободной, исполненной света земного существования жизни. 
          Для человеческого счастья и для подлинного творчества, для ощущения, что жизнь - это великое таинство, а не жалкое «существование смертных индивидов» на узкой площадке убогой реальности… ПРОСТОР ПРОСТО НЕОБХОДИМ. ПРОСТОР ОКРУЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ И ВНУТРЕННИЙ ПРОСТОР (СВОБОДА И ВОЛЬНИЦА ) ТВОЕЙ ДУШИ.
                Я сам отчетливо помню как во многих случаях и в самых разных жизненных ситуациях угнетало меня отсутствие простора и шири великой и вольной жизни той которой так хотелось всей душой принадлежать…
         Казалась тогда окружающая жизнь невыносимо тесной и убогой - никуда из нее не вырваться, не взлететь воспарившей душой, не  почувствовать с упоением вкус простора и вольности святой… 
          А ведь в вольном просторе и в  вольности жизни   - все лучшее и подлинное, творческое и свободное в человеке и таится.
          Во все времена.
         
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   




      
             
               
               

               


Рецензии