20. Тетради - отклики

     "Бессознательно откладывать в сторону — именно здесь и скрыта опасность. Или, что еще хуже, мы откладываем в сторону актом воли, и при этом украдкой от себя самих. Как следствие, мы уже не знаем того, что отложили в сторону. Мы не хотим этого знать и, не желая знать, доходим до того, что и не можем этого знать. Этот феномен противоположен феномену вдохновения как награды за максимальное внимание. Он весьма уместен в случае, когда мы смотрели явлениям в лицо в течение достаточного времени и, именно рассматривая их, с
полной ясностью почувствовали, что нужно отложить их в сторону.
.
Во всех остальных случаях это отвратительно".

     С. Вейль. Тетради.


     Никто ни на чём долго не задерживается, и именно нашему времени это очень сильно присуще. Перебирать разное, а не вникать и углубляться во что-то одно, составлять представление, а не искать понимания, знакомиться, а не встречаться - покажите мне человека, который не подвержен этому сегодня самим духом нашего времени, точнее отсутствием духа у нашего времени.
     Между тем испытание временем, которое мы осуществляем благодаря сосредоточенному вниманию (или глубокое погружение, как я его называю) фактически приоткрывает для нас двери в другой уровень реальности.
Концентрация, сосредоточенность, собранность и внимание для нас такие "добродетели", которые мешают динамичности, разнообразию, изменчивости и эффективности, и следовательно автоматически подавляются и вытесняются нами на периферию. Тотчас же отлететь от того, с чем мы столкнулись - вот идеал нашего времени.
     Подписаться и отписаться для нас действия следующие друг за другом без всякого перерыва времени, в них обоих ничего не выражено - ни приобретения, ни потери.


     "Таким образом способность откладывать в сторону делает возможными любые преступления. Повсюду за пределами сферы, где воспитание, где многолетняя дрессировка установили крепкие, с трудом расторжимые связи, эта способность открывает путь для абсолютной вседозволенности. Благодаря ей люди ведут себя столь непоследовательно.
Все религии, куда вмешивается социальное, коллективные чувства, войны, проявления национальной и классовой ненависти, партийные и церковные патриотизмы, и т. д. Всё, покрытое престижем социальной силы, ставится отдельно и как бы вычитается из нормальных связей.

Тем же ключом мы пользуемся, когда уступаем притягательной силе удовольствия.

К нему же прибегаю и я, когда откладываю со дня на день исполнение какой-то обязанности. Я это чувствую вполне отчетливо. Я отделяю обязанность от течения времени. Это одна из причин, делающих течение времени столь болезненным для меня".

     С. Вейль. Тетради.


    Механизм, которым мы отделяем себя от чего-то, что нам невыгодно или которым мы что-то отделяем и отдаляем от себя, рассматривая его как постороннее, собственно и есть механизм предательства - он всегда осуществляется в обмане себя, бессознательно, как вытесненный по нашей воле из сознания. Когда злодей действует сознательно - он не предатель, а злодей. Предателем может быть лишь тот, кто "за добро", но так, что это добро само по себе, а он сам по себе.
Пилат - не предатель, он - другая фигура и символ - фигура отчуждённой власти. А вот Иуда - предатель, потому что преломив хлеб, пошёл сдавать братьев с расчётом и дальше самому быть как ни в чём ни бывало...

    О предательстве даже писать трудно. Я над этой темой раньше много думала. Но Симона решает её радикально - для неё тема предательства это тема "постороннего". Предатель это "посторонний".
    Таким радикализмом можно возмутиться, потому что все мы посторонние чему-нибудь, но это всего лишь означает, что испоганить можно любую мысль. А мысль у Симоны верная. Человек не только в доме своём или по отношению к своей родине не должен быть посторонним, он и на улице должен быть таким, потому что где угодно, если он посторонний, то предатель. Это означает, что быть готовым участвовать в любом событии - оказать помощь, не пройти мимо, заметить что-то и по отношению к казалось бы совершенно чужим людям и происшествиям - единственное достойное человека поведение, а всякое иное поведение, считающееся нами "нормальным", на самом деле предательство.
    Я с Симоной согласна и по правде говоря, мы не нормально живём как люди.


     "Владелец завода: я предаюсь таким-то и таким-то дорого­ стоящим развлечениям, а мои рабочие прозябают в нищете. Можно совершенно искренне жалеть своих рабочих, при этом не устанавливая никакой связи <между первым и вторым>.
Ибо никакая связь не устанавливается, если мышление ее не производит. Два и два будут оставаться парами вплоть до бесконечности, пока мышление их не сложит, чтобы получилось четыре.
Мы не можем терпеть людей, которые стараются убедить нас в таких связях, которые мы сами не хотим устанавливать".

      С. Вейль. Тетради.


      Не установить связи по Симоне - тоже предательство (по слабосилию), а не желать её устанавливать - предательство (по злонамерению).
     Я в своих отношениях с людьми больше всего страдала от того, что люди "обвиняли" меня всегда в установлении таких связей, которых по их мнению "нет" и когда пыталась показать тем, кто не хочет видеть, что они всё-таки есть - "получала" вдвойне больше.
      И поделом мне - оставьте слепых - слепым.
     Вот только где те, кто хочет быть зрячим?
  Люди легко хотят быть зрячими в общем и в теории, потому что это не представляет для них труда на деле, но они никогда не хотят быть зрячими в том, что с ними непосредственно происходит.


      "Естественные добродетели, если мы говорим о добродетелях в подлинном смысле, т. е. исключая социальные имитации добродетелей, могут присутствовать в качестве постоянного поведения только у того, кто имеет в себе сверхъестественную благодать. Их длительность имеет сверхъестественный характер.

«Тот, кому мало отпускается, мало любит». Это сказано о том, в ком большое место занимает социальная добродетель. Благодать находит в нем мало свободного места. Послушание Большому зверю, имеющее сходство с добром, — вот что такое социальная добродетель".

      С. Вейль. Тетради.


       Вот как ценит Симона Вейль - социальное и социальную добродетель - социум она именует Большим зверем, а его "добро" - имитацией и подобием. Теперь сравните удельный вес наших современных разговоров о социуме по сравнению со всем остальным и сами догадайтесь кому мы служим.
     Даже естественные добродетели поддерживаются сверхъестественными состояниями, если же они поддерживаются социумом, то они - не действительны.


      "С нынешним человечеством происходит как с человеком, в котором несчастье извне частично убило «я». Текущие события уничтожают во всем человечестве ту часть энергии, которая могла бы быть преобразована в энергию духовную, и эта потеря невосполнима. Текущие события суть несчастье, и оно неустранимо. Подобает созерцать всю горечь этого несчастья, не ища утешения, и любить Бога как творца всего, что есть, и в том числе этого несчастья, и как творца одного лишь блага".

       С. Вейль. Тетради.


     Всё вдруг стало выглядеть так, как-будто кто-то просто высасывает воздух, но атмосфера не только становится разряженной как в горах, приоткрывая глазу холодные, отдалённые красоты панорамного пейзажа; она ещё и одновременно, продолжает оставаться липкой и тягучей - как-будто кто-то мотает воздух-тягучку на катушки словно липкую ленту и порой, туда попадают и люди. Всё, что разряжено улетает наверх, всё, что тягуче - сползает на дно. Медленные вялотекущие дни Апокалипсиса. Чумные будни. Большая часть людей, старающихся удержаться "между", но неотвратимо улетающая кто вверх, кто вниз...
    Ни с какой точки зрения, ни с какого плана невозможно определить - кто же их так разделяет и высасывает, собственно говоря, сам воздух, в любой проекции аппараты присутствуют лишь каким-то случайным, частичным боком. Всякий стоп-кадр фрагментарен и в ритме дробильной машины - дробит.
    И да, вот ещё что - над всем этим, как-будто случайная, какая-то странная невозможная тишина.


     "Наша реальная жизнь на три четверти состоит из воображения и выдумки. Контакты с добром и злом редки".

      С. Вейль. Тетради.


      Наши трагедии разыгрываются в области воображаемого - страх, которого не существует, невозможности, которые возможно было бы преодолеть, представления, которые не соответствуют действительности. Все это быстрее достигает нас и убивает, чем какое-то реальное зло, так как всё это, в отличие от реального зла - всегда рядом с нами, мы окружены хороводом собственных теней, от которых не имеем сил избавиться.
      И с другой стороны, добро, которое, почитается нами за добро - что есть на самом деле как не избитые фетиши общества, модные социальные идолы или же на худой конец - фантомы наших собственных грёз, щедро переносимые нами на все внешние объекты и любого Другого?
      Если Зло и Добро - реальность, то их ещё надо досягнуть.


       "Дурной конь несется к прекрасному (какого бы рода ни было это прекрасное), чтобы насытить свою похоть. Его следует смирять болью; после этого он будет бояться прекрасного, вместо того, чтобы его вожделеть. Его энергия, что влекла его к прекрасному, в условиях дрессировки встречает сопротивление, но в этот момент крылатый принцип уже начинает возрастать и даже зуд в крыльях влечет к прекрасному.
Сопротивление, которое нужно преодолеть, чтобы достичь прекрасного, может быть, и является критерием подлинности".

       С. Вейль. Тетради.


       Счастливый - промчавшийся расстояние от себя до Блага - настоящий (раз не застрял, не отброшен назад, а промчался) - живой (повсюду и где летит и стремится).

       Тут мне задали вопрос: "А есть конь "не дурной"? Он не несётся к прекрасному ?
   Кто смиряет коня?
   Другой?
   Обстоятельства ?"

   И я ответила: конь не дурной - наверное, достигший блага. Он не несётся к... он пребывает в...
   Смиряет же бесконечность расстояния и все возможные препятствия, бесконечно случайные в этой бесконечности))).


     "Вообразим, что по рассказам тех, кто выбрались из Пещеры, а потом вернулись туда, обитатели Пещеры сочинили повести, волшебные сказки о внешнем мире, — может быть, очень похожие на реальность, — а одна из тамошних игр состояла в том, чтобы закрыть глаза и сказать: «Я вижу солнце!» — и доходило даже до коллективных галлюцинаций... В конце концов, эта игра побудит некоторых выйти из Пещеры. Но многих других она удержит там. И представим, что играющие в эту игру, жалея других, говорят: «Идите к нам, мы покажем вам солнце!» И говорят это даже тем, кто на самом деле выходили и видели солнце, но рассказывают о нем иными словами, чем принято в их игре!.."

      С. Вейль. Тетради.


      Делай вывод, свободный: когда возвращаешься в пещеру, будь готов к тому, что твоё Солнце только иллюзия для тех, кто смотрит сны.


Рецензии