Человек. Неопределенное

Человек – это странное существо, в котором соединены определенное и неопределенное. Его нельзя назвать определенным – таким определенным, которое стремится к неопределенному. Потому что к неопределенному может стремиться только неопределенное. Неопределенное в человеке можно назвать связанным неопределенным, а то неопределенное, к которому оно стремится, – свободным неопределенным. Неопределенное «я» человека связано с его определенным «я» и стремится от этой связи освободиться. Вот простые вопросы, на которые, по-видимому, невозможно найти ответа: каким образом неопределенное «я»  связано с определенным, каким образом связанное «я» может освободиться. Природа связи определенного и неопределенного непостижима, потому что невозможно помыслить никакого среднего звена между тем и другим. Невозможно понять, как определенное может ограничивать неопределенное. Невозможно понять, как неопределенное может испытывать связанность и тоску. Разве неопределенное не должно быть изначально свободным? И разве оно не должно оставаться таким же свободным всегда? Признавая, что ответить на эти вопросы невозможно, мы все-таки ищем ответы (или делаем вид, что ищем). Обдумывая эти вопросы, мы как бы уменьшаем свою тоску. Нам кажется, что уже сами эти рассуждения освобождают, хотя бы частично, наше неопределенное «я».

Как соотносятся определенное «я»  и неопределенное «я»? Если это два разных «я», то одно из них засыпает, а другое пробуждается; одно вытесняет другое; они действуют попеременно. Но возможно, что есть некое единое «я», которое «становится попеременно то определенным, то неопределенным. Если это так, то что вызывает в нем эти изменения? Неопределенное «я»  слепо ко всему определенному. Определенное «я»  не знает ничего неопределенного. Неопределенному «я» неведомо определенное. Для определенного «я» не существует неопределенное. То, что делает «я» определенным и неопределенным, находится ли оно в «я» или вне его? Находится ли источник этих изменений в самом «я» или вне его? Неопределенное «я» может возникать из определенного «я», подобно огню из спички. Или наоборот: неопределенное «я» можно считать изначальным. Определенное «я» возникает в результате «затенения» («помрачения») неопределенного «я». Неопределенное «я» ослепительно. Оно представляет собой неопределенный блеск. Оно становится определенным, когда его закрывают облака. Тогда приобретает видимые очертания. Всякое ли определенное чуждо неопределенному? Или существует такое определенное, которое может способствовать освобождению «я», такое определенное, которое указывает на неопределенное? Такое определенное было бы самопротиворечиво.

29.09.2001


Рецензии