19. Тетради - отклики

      "Состояния высокие отличаются от состояний низких тем, что в высоких состояниях сосуществуют, один над другим, разные планы".

       С. Вейль. Тетради.


       Что происходит в низких планах? Очевидно, самое разное, настолько разное, что разобраться в этом трудно. Высокие состояния - очищенная и показательная форма для низких, истина низких.
      Самое лучшее, что может происходить с низким состоянием это быть захваченным более высоким - быть ведомым, подчиниться и тем самым как раз превратиться в план - в его нижний план. При этом нижний план ощущает себя объятым, захваченным, подчинённым, управляемым.
     Но низкое состояние само по себе - слабо контролируемо, как правило, оно вырвавшись из под власти высокого старается рядоположить последнее как равное себе, то есть старается обращаться с высоким также как со своей низкой частью. И эта принципиальная незамечаемость низким высокого и называется его слепотой. Полностью подчинить себе более высокое низкое не может - у него есть только единственный способ подчинения более высокого - уничтожение.
     Таким образом, низкое - уничтожает, незаконно приравнивает или подчиняется. В зависимости от расклада сил и энергий.
     В психических процессах человека всё эти законы соблюдаются.


      "Посредством безумия — постичь разум".

       С. Вейль. Тетради.


      Смелая идея, всегда казавшаяся мне верной.
Зачем типичное усреднённое бытие, повседневное бытие присутствия? Это, конечно, лучше, чем ничего, но тут мы следуем за традицией и Хайдеггер следовал ещё за средневековой традицией.
     Так психология скорее и интенсивнее изучает болезненную и аномальную душу, чем здоровую (трудно не обратить на это внимания, бросая на все ретроспективный взгляд), она изучает отклонение, потому что отклонение "охотнее" говорит с нами, чем усреднённость. Но никто не рискует изучать отклонение в другую сторону - например, героическую душу или же душу гения. Последние также будут "ненормальны", и это замечательно, и без сомнения также будут более говорящи, чем души-нормы. Но как раз вследствие того, что по-настоящему сбывшиеся души и есть подлинные нормы человеческого, их всё же изучать безмерно трудно. Главная причина: сбывшаяся душа сама рассказывает о себе.
     Казалось бы, что может быть лучше, однако тот, кто слушает её - не готов к этому слушанию, если он сам не сбывшийся. Так что "засада" - и хочется, и колется, и невозможно подобраться. Вот и черпаем из отрицательных аномалий, поскольку сращенные друг с другом усреднённые нормы - на самом деле самое ужасное блюдо из всех, которые могут быть(аномалии их не хуже, пожалуй, лучше в определённом смысле).
     Хотя бы в будущем, мы должны будем выяснить, что все наши нормы - никакие не нормы на самом деле, а лишь пороги нечувствительности несбывшихся душ.


     "Так и для души — дана только плоскость, а третье измерение предстоит выстроить".

      С. Вейль. Тетради.


      По Шпенглеру третье измерение пространства на самом деле - время, спроектированное на плоскость материи, а время и временность мы создаём сами. Необходимо наконец-то сказать, что мы сами творцы времени и того пространственного мира, который мы называем пространственным. Мы - не чья-то голограмма или виртуальность, а своя собственная. Мы выдуваем мир из себя как пузырь стекла, в котором сами находимся и наша душа соответствует нашей мирности.
Если говорить о времени диалектически, то есть через противоречие, то это объемлющее и объемлемое - душа постоянно обнаруживает себя объемлющей или объемлемой, наша душа и есть время этих ритмов - обнимать и быть обнятой - воспринимающей и переживающей - вот её удел. И то, как с ней именно это происходит даёт нам широту и глубину нашего "теперь".
      Прошлое, настоящее и будущее есть лишь измерения определённого равновесного и установившегося состояния "объемлемости" и "обнимаемости" ( то есть как обстоит дело с тем, что друг в друге), стоит этой границе самую малость сдвинуться и прошлое тут как тут, а вовсе не в прошлом, или же тут как тут и будущее - с его предвидением и предсказаниями.
     Покуда у души нет прошлого, душа как бы и не существует, она в младенчестве и мир так мощно объемлет её, что будущее превалирует и нет смысла искать ей саму себя как своё прошлое. Но уже в юности душа начинает обращаться к себе, меняя все соотношения и ощущая эти изменения как своё подлинное настоящее ( потому что то, что мы называем настоящим и есть этот противоток). С годами же душа настолько стабилизируется в уже установленных мерах объемлющего или объемлемого, что всё меньше и меньше может быть своим будущим, но зато полнее и насыщенней может быть своим прошлым.

     Как правило, душа настолько следует за телом, что с его созреванием заканчивает и своё созревание и редко уходит в отрыв (поэтому душе приходится переживать телесные возрасты). Тем более, что этот отрыв может обеспечить душе лишь высшая бытийная деятельность человека - мышление, а также нисхождение в трансценденцию реальности - дух. Но ни того, ни другого у души, как правило, под рукой нет и поэтому она следует за телом.
     В целом, душа это то, что образуется между духом и телом, душа это их разговор и выдутый между ними мир. Но вследствие недоставшести нашего духа и нашей подлинной способности мыслить, наши души также не совсем завершены - они приходят, чтобы сбыться, но уходят несбывшимися и подвергаются множествам опасностей и рисков.
     Душа совершенного мудреца не знает телесного возраста, быть ребёнком для неё тоже самое, что и быть стариком - быть душой и всё.
     Самая хорошая душа та, которая держится вечного настоящего - то есть такая душа, в которой прошлое свободно вливается в будущее, а будущее в прошлое, где они равновесно текут, образуя собственно говоря то, что мы и называем вечностью.

     Душа осуществляет познание методом воображения. Выше её находится только дух, который знает, не воображая. Бытие синтезирует все способы нашего познания и пребывает тем самым в себе самом. Разум же, как таковой находится ниже души и служит её орудием - разум думает о том, что он воображает и лишь мышление, что отнюдь не тождественно разуму, делает тоже, что и бытие - пребывает.
    Бытие снизу (реальность) - синтезирует тело и душу.
    Бытие сверху (мышление) синтезирует воображение и дух.

    Сегодня, когда мы стремительно падаем в воображаемое и тело, мы надеемся усмирить их разной степенью рациональности, но это ошибка, повторяю ещё раз, и рациональное и разум - лишь орудия и средства души, они не способны усмирить то, что ими управляет. Такую задачу в состоянии выполнить только дух (трансцендентальное реальности), но дух исчезает из нашей эпохи. В соответствии с этим, как бы не называли подобную ситуацию все психоанализы и не лечили все психопрактики, но у современной души может быть только одно название - потерянная. Или - неуправляемая. И это её одно, общее название - на всех.
    Дух же наш и духовность - это не прошлое, а будущее, это то, что нам предстоит впереди - после долгих лет скитаний и мучений потерянности. Когда в нас и в нашей жизни снова появится дух, у нас появится и возможность мышления, и когда человек поймёт что такое настоящее мышление и придёт к нему, он вернётся к бытию (не раньше и не позже), а когда он придёт к бытию через мышление - тогда и только тогда, и впервые, его душа сможет сбыться.
    А пока, самое большее за что мы можем держаться, это отнюдь не рациональное и даже не само воображение и душа, сейчас самое большее, что есть у нас это понимание - то есть бытие снизу (то, что и до сих пор синтезирует наше тело и душу) - пока у нас нет бытия сверху, надо держаться хотя бы за бытие снизу. Потому что нас не спасут ни рациональные техники, ни воображаемые путешествия всех мастей и родов.


Рецензии