От Кул Гали до Зульфата

Татарская поэзия

Татарский язык относится к западно-кыпчакской группе тюркской языковой семьи. Количество носителей — около 5,4 млн человек (Всероссийская перепись населения 2010 года).

Современный татарский литературный язык сформировался во второй полавине XIX в. путем сближения норм старотатарского литературного языка с койне. Старотатарский литературный язык восходит к старотюркской литературе, старотюркский — к древнетюркскому письменному литературному языку. Древнетюркский язык зафиксирован в текстах, записанных руническим и уйгурским письмом, старотюркский и старотатарский языки — в текстах, записанных арабской графикой. Алфавит на основе арабской графики использовался с X века, после принятия татарами ислама, по 1920-е гг. C 1927 по 1939 гг. официальной письменностью татарского языка был «яналиф», алфавит на основе латиницы. С 1939 г. по настоящее время используется алфавит на основе кириллицы с дополнительными буквами для обозначения специфических звуков.
Татарская поэзия имеет древние корни. Жемчужины средневековья — поэма Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»), творения золотоордынских поэтов Кутба, Саифа Сараи (XIV в.), Махмуда Булгари, суфиев периода Казанского ханства Кул Шарифа, Мухаммедьяра и многих других — заложили традиции стихосложения. Их достойные последователи — поэт-суфий Мавля Кулый, просветители Габдрахим Утыз-Имяни, Габдельджаббар Кандалый и др.
 
Пропитанные коранической философией, стилистически отточенные стихотворения средневековых авторов завораживали даже поэтов-реформаторов начала ХХ в., считавших целью поэзии духовное возрождение нации и обратившихся в результате к достижениям европейской и русской литератур. У классиков — Габдуллы Тукая, Дэрдменда (Закира Рамеева), Сагита Рамиева — традиции средневековой поэзии были переплетены с современным им художественным сознанием.
Ярчайшими звездами на небосклоне поэзии ХХ в. засияли Хади Такташ, Муса Джалиль. Татарская поэзия обратилась к народной песне, к понятиям «родина», «родная земля», к идеализированным образам героев-татар (Хасан Туфан, Сибгат Хаким и др.).

Авангард привнес в татарскую поэзию своего лирического героя — борца-романтика, человека с активной жизненной позицией. Проявившись в наиболее законченном виде в творчестве Равиля Файзуллина, эта концепция правила до начала ХХI в. Одновременно другие поэты обратились к интеллектуальности и ассоциативности (Ренат Харис), философичности (Ильдар Юзеев, Рашит Ахметзянов), эзопову языку (Гамиль Афзал). Жанровые и образные приемы средневековой восточной поэзии предпочитал Радиф Гаташ. Поэзия Мударриса Аглямова насыщена глубоким символизмом. Стихотворения Зульфата (Дульфата Маликова) описывают жизнь человека, нации, страны как череду непрерывных потерь.
Перестройка породила наплыв запретных в советское время тем: культа личности, исчезновения родного языка, подавления национального самосознания. Произошло расщепление личности лирического субъекта: появился герой, говорящий «мы». К концу ХХ в. в лирику постепенно вернулись образность и язык ассоциаций. Эти тенденции характерны для поэтов рубежа веков: Р. Файзуллина, Зульфата, М. Аглямова, Разиля Валеева, Зиннура Мансурова, Газинура Мурата, Лены Шагирзян и др. Вера в национальное возрождение переполняет стихи Ркаила Зайдуллы. Развивается «тихая лирика» с ее элегичностью (Харрас Аюпов), философской направленностью (Марсель Галиев), романтизмом идей (Р. Валеев, Факил Сафин). Стихотворения Роберта Миннуллина построены на самоиронии. Обращается к традициям суфийской поэзии Габдельнур Салим, увлекается языческим мышлением Шаукат Гадельша, экспериментируют с созданием субжанров Радиф Гаташ и Мухаммат Мирза.
В 1990-е гг. Сулейман (Джавдет Сулейманов) одним из первых продемонстрировал возможности постмодернистской эстетики европейского типа с присущей ей полифонией смыслов, ризоматическим построением текста. Для сегодняшних татарских поэтов характерны сюрреализм (Булат Ибрагим), экзистенциальность сознания (Лилия Гибадуллина, Рузаль Мухаметшин, Эльвира Хадиева). Внутренний мир как объект — источник чувств и переживаний лирического героя Рамиса Аймета. Схожие приемы нашли место в творчестве Луизы Янсуар, Юлдуз Миннуллиной, Л. Гибадуллиной и др.
Современный поэтический процесс в Республике Татарстан находится в активном поиске, постоянно меняя форму и направления, эстетические ориентиры и художественные границы.

(Портал национальных литератур)


Рецензии