***

Странное дело. Иудеи чтут места, где их постиг геноцид, как сакральные. Христиане не менее истово превращают каждый квадратный дюйм гонения на них в священные закутки. Любая, угнетаемая в своём прошлом нация/раса/религия старается превратить меченые историей торжища телами и душами в нечто напоминающие, если не храмы, то хотя бы капища. Все. Кроме африканцев.
Знаете, друзяки, побывав на Невольничьем Берегу, и, посетив Форт Принзенстейн, через который в качестве рабов, отправляемых в обе Америки и Европу, прошли миллионы африканцев, я обнаружил в десяти метрах от этого, поверьте, жуткого места пару веселеньких кабачков с пивом и музыкой.
И нет! Не то, чтобы меня это смутило (я ведь, учитывая семейную ретроспективу и цвет кожи, скорее потомок покупателей, чем товара), но определённое смятение в душу всё-таки внесло. И дело вот в чём.
Я спросил своего ганского сопровождающего о причинах того, почему пара десятков тысяч европейцев смогли загнать в ужасное и отвратительное узилище миллионы его соотечественников, на что он мне почти безучастно ответил, что этот вопрос ему задают все европейцы, а по сему он готов ответить на него быстро и до боли в мозжечке просто: потому что африканцами торговали африканцы.
И вот здесь я поневоле вспомнил эпизод из обожаемого мной, но нелюбимого новоселицкими судьями («бразильскими пожарниками»), Грегори Макдональда. Этот эпизод был описан в книге «Покойник из Найроби» (объясняю именно для «пожарников», на всякий случай), и представлял собой резюме молодого африканца, который показывал Флетчу (главному герою) пещеру Шамони на границе Кении и Танзании (я там тоже был в апреле 2012-го) и сакраментально резюмировал вопрос о том, покупали ли рабов предки Флетча и его юной жены (оба поспешно ответили, что абсолютно точно нет). А вот кениец сам себе ответил более чем изысканно (склонные к суициду меня поймут): «А мои предки точно продавали. Интересно, что хуже: покупать рабов или продавать их?»...
Вот где-то в шестопалатных дебрях этого вопроса и кроется трагедия африканцев и их потомков.
А белые, в общем-то, даже на катализатор события не тянут...
P.S. Возвращаясь в Аккру, и перечитывая написанный текст, я вдруг поймал себя на мысли, что если сравнивать социальную точку опоры европейцев, таскавших рабов по обе стороны океана, и российского истеблишмента, загнавшего за моральный Можай точно таких же русских, я склоняюсь к мысли, что я таки больше европеец. И не потому, что мне удобнее напрягать чужих. Просто, я не люблю напрягать своих. Хорошего дня вам, мои свободные люди...


Рецензии