Всякому преподавателю...

Всякому преподавателю полезно знать некоторые психологические основы или хотя бы  подходы в педагогике.
К сожалению, жизнь нашего преподавателя так нелегка во всех отношениях, что ему бывает не до основ. А психология, между тем, существует и дает о себе знать, несмотря  ни на что.
Часть преподавателей пытается что-то делать для установления контакта с обучаемыми: кто лаской, кто шуткой, кто серьёзностью и пафосом. Но многие, к сожалению, ничего не пытаются делать в этом отношении. А зря. Тут они для себя могли бы найти источник целого букета неизъяснимых наслаждений.
Советы, предлагаемые ниже и совершенно бесплатно, годятся только для тех, кто хочет жить полной педагогической жизнью, что-то ищет, о чем-то болеет, думает дома и в метро о том, как он проведет следующее занятие.
Позволю себе сформулировать несколько советов, которые как бы сами собой вытекают из осмысления нашей педагогической жизни и практики.
1. Очень важно, и это первое условие установления уважительного отношения обучаемых к преподавателю и его предмету, чтобы преподаватель был не просто пересказчиком учебного материала, но отлично знал и варьировал свой предмет.
2. Нужно быть дружелюбным, доброжелательным, но держать дистанцию, т.е. чувствовать свое превосходство, хотя и не показывать его.
3. Включайте воображение и определенную фантазию, чтобы представить себя на месте ученика. Чем-то нужно увлечь его внимание и интерес.
4. Лучше всего, если вы будете сами увлечены своим предметом так, что ученики не смогут не заметить этого вашего увлечения. Увлекающемуся легче увлечь других.
5. Очень хорошо, если вы человек не без дарований. Это очень помогает. Но если этого не чувствуете, не огорчайтесь: отсутствие фантазии можно хорошо компенсировать тщательно проработанным планом проведения занятия.
6. К каждому очередному занятию нужно готовиться заново, даже если вы подобные проводили не один раз.
7. В день занятий старайтесь быть в хорошем расположении духа. Даже если вас обидели в электричке или метро. Прикажите  самому себе забыть на время обо всем этом.
8. Уделяйте внимание своей одежде. Человек аккуратно, а тем более, элегантно одетый и причесанный вызывает более доверия и располагает к себе. Если можете, улыбайтесь время от времени, даже пошутите над чем-нибудь во время занятия, но в меру.
9. Никогда не кушайте чеснок накануне, а уж тем более в день занятий. Ногти ваши должны быть в полном порядке. Не ходите на занятия в обуви со стоптанными каблуками.
10. Если есть возможность, проводите отдельные занятия в виде некоторого круглого стола, коллоквиума, где все присутствующие, в том числе и вы, выступают в качестве равноправных участников обмена мнениями. Вы только направляете ход дискуссии, задаете ей тон, ненавязчиво и деликатно поощряете наиболее удачные ответы и выступления.
11. Постарайтесь запомнить имена студентов и время от времени показывайте, что вы их помните. Здоровайтесь со знакомыми студентами в коридорах университета.
12. Никогда не порицайте за глаза одних студентов в присутствии других. Замечания и претензии высказывайте в лицо, но делайте это совершенно спокойно и деловито. Всякое повышение тона воспринимается как слабость.
13. По возможности любите своих студентов и студенток, но не говорите им об этом.  Говорить можно только о том, что такой-то коллектив (группа) – это ваш любимый коллектив. Правда, можно говорить это многим группам.
14. Занимайтесь обязательно дома физзарядкой, упражнениями, ходьбой пешком или бегом трусцой, обязательно поддерживайте хотя бы минимальный физический тонус. Это всегда заметно. Не сутультесь, следите за прямизной своей спины.
15. Не разрешайте студентам есть, пить, жевать в вашем присутствии. Вообще, иногда напоминайте им, что они обязательно должны со временем стать интеллигентными людьми, что от этого зависит их будущее благосостояние и положение в обществе.
16. Никогда, по возможности, не опаздывайте к началу занятия. Если опоздали, извинитесь. Опоздания студентов не оставляйте без замечаний.
17. Ведите себя везде, в том числе и в транспорте, с достоинством преподавателя, ведь там могут ехать ваши будущие студенты, которых вы пока не знаете в лицо.
18. Не лебезите в присутствии студентов перед вошедшим в аудиторию начальством, но будьте в то же время уважительны и почтительны, показывая тем пример молодым.

Как видите, основы очень просты. Они и вам, думаю, известны. Почему-то, правда, выполнять эти простые правила бывает не так-то просто.
Будем  стараться придерживаться здравого смысла и наработанного предыдущими поколениями учителей опыта.


Рецензии
Поздравляю с Днём учителя, уважаемый Юрий, золотые слова Вы написали, эти советы применимы для всех взрослых коллег, работающих с молодежью, не только преподавателей. Удачи Вам во всех делах, здоровья и достойных, благодарных учеников! С теплом и глубоким уважением, Эльза.

Эльза Кириллина   06.10.2020 19:42     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Эльза! Спасибо за то, что постоянно читаете и тепло отзываетесь, всегда оцениваете по реальному качеству, а не из вежливости.

С признательностью

Юрий Желиховский 2   07.10.2020 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.