Разговор с молодым учителем

Сегодня на небе много звёзд,
Выбирай их себе без угроз,
Знай, их не так просто отбирать,
Чтобы небесная благодать
Тебе помогала разбирать
Все вопросы, задачи решать.
Нынче век у нас не простой,
Он бесконечно скоростной.
В мире множество профессий,
В круговороте депрессий
Находимся днём и ночью,
Информация рвёт в клочья   
Сумасшедшими шагами.
Нам дни кажутся часами.
Сложно жить в мире вещей,
В мире множества идей,
Где деньги всё решают
И ценности ломают.

В нелёгких условиях
И в средних сословиях
Расположены они,
Их профессии в тени,
Но их место у доски,
А в руках у них мелки,
Школьные ученики
Заполняют дневники.
Когда прозвенит звонок,
И закончится урок,
Учитель откроет план,
Он возьмёт в руки стакан,
Чтобы напиться воды
И прочитать все ходы.

Каждый раз, когда входит
Учитель, всех заводит
Своим авторитетом,
Высочайшим фальцетом:
«Здравствуйте, дорогие!
Как ваши выходные
Прошли, что выполнили?
Свой багаж пополнили?»
Полное молчание -
Плохое явление.
Он впервые заметил,
Что любимые дети
Сидят как на банкете
В ожидании пира
На террасе трактира.
Он в расстроенных чувствах,
Сознавая свой промах,
Поставил стульчик рядом,
Обратился к ребятам:
«Почему вы молчите?
Когда же заговорите?».
Для учителя важно,
Чтобы дети прилежно
Относились к урокам,
Говорили о многом.
Без обратной связи,
Нужной взаимосвязи
От учебы толку нет -
Постановит педсовет!

Учился каждый из нас
В школе, и из класса в класс,
Из года в год встречался,
И с друзьями шептался,
Когда новый учитель
Выступал как мыслитель,
Своими оценками
Пугал всех страшилками.
Без особого рода
В конце сложного года 
За всякие шалости
Поступит без жалости
С теми, кто не учится,
Кто учиться ленится.
Его обещание
И его желание
Не имели ничего,
Увы, более того…
Свои обещания
Все свои старания
Ни к чему не привели,
Вдруг в журнале «выросли»
Переводные «тройки»,
Тихо исчезли «двойки».

Наш молодой учитель
Не знал, что учредитель
Негласно карает тех,
Кто берёт на себя грех
Оставить на второй год
Двоечников, как «сирот».
Это был первый урок
И встревоженный звонок.
Юному учителю,
Обществу служителю
Очень важно запомнить,
Аксиому исполнить.
Молодой учитель,
Дорогой заявитель!
Не пугай учеников!
Знай, источником миров
Значится твоя любовь
К ученикам вновь и вновь.

Вот и настал твой классный час,
Вдруг по классу пронеслась
Информация о том,
Что завуч, словно как гром
Заглянет к ним на урок
И начнёт свой диалог,
Как внутренний монолог. 
Нервы у учеников,
У маленьких чудаков
На пределе провала.
Страницу из журнала
Неизвестный вырвал,
И завуч нас доставал,
На весь класс громко кричал,
Грозным голосом сказал:
«Кто из вас это сделал?
Кто оценки подделал?».

Завуч через минуту
По тому же маршруту
Вернулся в свой кабинет,
Отставив классу «привет».
Тихо, классный кабинет
Опустел. Весь этот бред
Так давил на психику
Учителю-химику,
Что тот опечалился
И бессильно пялился
На синий классный журнал,
Нервно головой кивал,
Он никак не понимал
Кто же ему зла желал?

После своих уроков
И пережитых шоков
Молодой химик решил
И к наставнику сходил.
От полученных советов,
Шекспировских сонетов
Он сделал вывод о том,
Что вопрос стоит ребром.
Каким образом найти
И до истины дойти,
Чтобы того наказать,
Кто решил его «списать».

Молодой учитель,
Идейный вдохновитель!
Остановись, отдышись!
От «плена» освободись!
Ты время не догонишь,
Ты в эмоциях тонешь.
Эмоции умертви,
Сначала восстанови
Негожий классный журнал,
Не устраивай скандал,
Все страницы обнови,
А потом возобнови
Свою работу с классом,
Чтобы класс раз за разом
Не совершал ошибок,
Насмешливых улыбок –
Вторая аксиома
Из моего альбома.

В работе учителя
Без должного контроля,
Без разного отчёта,
Без этого сюжета
Не станешь педагогом,
Всё тебе выйдет боком.
Задумайся о том, что
Каждый момент кое-кто
Запросит любой отчёт,
Через минуту зайдёт,
Попросит другой отчёт,
Если что, то заорёт:
«Не сегодня, а вчера,
Мне давно домой пора,
С девяти часов утра
Я жду листов полтора!».

И погрустнел учитель,
Но завуч-посетитель
В попытке страсти разжечь
Продолжил свою речь:
«Здесь нет места для грусти,
Нужно правильно расти.
Чтобы достичь мастерства,
Нужна школьная молва
И светлая голова -    
Жизнь классного такова».

Тут молодой учитель
Включил свой возмутитель:
«Зачем такая спешка,
Неясная усмешка?
Разве можно так скоро,
Без прямого разбора
Готовить такой отчёт?
Я не закончил расчёт».
Тут мне пришлось вмешаться:
«Не бойся ошибаться,
А бойся их повторять,
Оправдания искать.
Ты - молодой учитель,
Ты ещё исполнитель
Всех внешних школьных планов
От разных интриганов.
Развивай обе руки,
Преодолей все муки,
Вовремя сдай отчёты
И точные расчёты».
Вот это и есть третья
Аксиома-соцветья.

Четверть уже позади,
А у тебя впереди
Встреча с родителями,
Твоими зрителями.
Готовься к собранию,
К сему испытанию.
А самый сложный вопрос –
Как обойтись без слёз?
Как привлечь родителей
И классных учителей?

Многие родители
Пришли как ценители
Посмотреть на химика.
Его речь и мимика,
Служебная этика,
Грубая патетика
Изгрызли собрание,
Строгое порицание
Поставило их в тупик,
Родители в тот же миг
Покинули кабинет.

И вот мой тебе совет:
«На классном собрании
На первом свидании
Не унижай родаков,
Не будь с ними так суров.
Дети для родителей
Истинных ценителей:
Дети – это часть сердца
До жизненного конца,
И родитель будет рад
Вносить свой пассивный вклад,
Если ты увидишь в нём
Друга. Только вы вдвоём
Сможете найти тот путь,
Который не даст «икнуть»
Ребёнку при осечке
В некотором местечке».

Четвёртая заповедь –
Ключевая исповедь:
«Ты не смей читать мораль,
Не бросай свою печаль
На родителей класса
Даже с чьего-то сказа.
В каждом ребёнке найди
Превосходные плоды,
Пусть им гордятся папа,
Мама, деда и баба.
Детские недостатки,
Заметив их зачатки,
Превращай в достоинства
При помощи творчества».

К сожалению, сейчас,
Учителем становясь,
Неся крест педагога,
В качестве рулевого,
Забывают о душе,
Отставив на рубеже,
Детские волнения
И переживания.
Ты немножко отвлекись,
От всего освободись,
Внимательно изучи,
На ребёнка не кричи,
Будь поласковее с ним.
Знай, он же неповторим!
Так, прими его, как есть,
И уважай его честь.

Вот пятая заповедь -
«Как белоснежный лебедь
Любит нежную ласку
И волшебную сказку,
Так твои ученики
Хотят только по-людски
Жить и учиться в школе
Без тревоги и боли».
Химик - это не Сократ,
Даже, если его взгляд
Похож на Макаренко,
И сердце, как у Данко.
Учитель не может знать,
Но обязан изучать
Возникшие вопросы,
Не проводить допросы,
А если нет ответа,
То попроси совета
У опытной коллеги,
Отрази все набеги
Детей, на твой интеллект,
Тогда получишь респект.

И шестая заповедь –
Тебе не будет во вред:
«Ты не знаешь ответа?
Не бойся Интернета,
Говори правду детям,
Нет зазорного в этом,
Изучи данный вопрос,
Себе в копилку заброс.
Учись у своих деток –
Школьников-малолеток,
Я сам учился у них
В те времена дорогих,
Когда школа Советов
Любила книговедов».

Мой разговоров с тобой
Получился вот такой.
Он - неокончателен,
Я буду признателен,
Если ты сочтёшь нужным,
Не станешь равнодушным
К каждому ученику,
Откроешь путь к островку
Счастья и эйфории,
Восторга в учении.

Я, как твоя коллега,
Я верю в человека
И в твои возможности,
Победишь все сложности
Работы учителя
Без моего контроля.
Вот напоследок тебе
Скажу, что в моей судьбе
Наставники учили
И меня убедили
В том, чтоб быть учителем,
Надо стать мыслителем,
Верным доверителем,
Детских душ хранителем.
Я горжусь учителем -
Моим просветителем,
Моим вдохновителем,
Моим попечителем!
 


Рецензии