Экклесиаст в системе народного просвещения

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженное.
Время убивать и время врачевать...»
Экклесиаст, глава 3

Цинизм молодых людей.
Он распределён неравномерно по их устремлениям. В юности ещё я заметил, что наибольшими циниками и количественно и качественно были мои друзья, поступившие после школы в медицинский ВУЗ.
Другие, поступившие в политехнический интститут, на филфак или физмат в университете, с приобретением знаний циниками не стали.
А вот медики – практически все поголовно.
В чём дело?
Извечный вопрос «почемучки»: ПОЧЕМУ?

Представил себе такую картину.
Вчерашние школьники, не имевшие жизненного опыта, ещё дети во многом по своему образу мышления, хоть и воображающие себя «взрослыми», выброшены из привычного и столь близкого им стада школьной жизни, в котором они провели лесять-двенадцать лет. Вдруг, сразу – выпускной бал и НАДО САМОМУ решать, что делать дальше. Принимать СУДЬБОНОСНЫЕ решения, которые определят всю твою дальнейшую жизнь.
Но «взрослость» – это же НЕ ВОЗРАСТ, а образ мышления!
А вчерашним детям надо решать уже ВЗРОСЛЫЕ вопросы!
Мы, только что бывшие детьми, школьниками с упорядоченным на годы образом поведения (а значит и мышления)  вдруг очутились в некой пустоте «свободы». Нашего родного и привычно благоухающего стада больше нет.
ИСЧЕЗЛО НАВСЕГДА!
И все мы растеряны, даже когда, изображая внешне взрослых, «самоуверенно» начинаем шагать по очень пересечённой местности ещё только начинающейся взрослой ЖИЗНИ.

Но, попав в некие другие стада со схожими порядками и нравами, быстро привыкаем и никакого шока в дальнейшем не испытываем.

А вот у медиков иначе.
Им вдруг с безжалостной ясностью начинают рассказывать про их тело, грубо, открыто, голо,.  безо всяких там деликатностей. Остеология, миология, нейрология, эндокринология, физиология, патфизиология,  секционный зал, пропахший формалином и плавающие в бассейне с формалином трупы.  Вчерашних девочек и мальчиков публично раздевают и препарируют перед всей аудиторией, бесстыдно и деловито. Конечно, они все знали, что такое пол девочек и пол мальчиков. Но всё же не привыкли, чтобы с них так бесцеремонно сдирали и одежду, и кожу, раздвигали мышцы, кишки, сосуды, нервные стволы и всё это  со спокойствием мясников, разделывающих туши.
Но «туши» вчерашних детей – они ЖИВЫЕ!
И вот, как защита от этого безжалостного столкновения с нагой, отпрепариванной правдой биологической жизни, дети ударяются в цинизм, ища некий иллюзорный щит от слишком уж жестоко выглядящей реальности их и всех их родных сугубо биологического существа.

Если это предположение верно, то отсюда следует заповедь Экклесиаста: «Всему своё время.» И, возможно, на медицинский факультет следует принимать молодых людей, начиная только с двадцати лет, скажем.
Ибо далеко не всякое знание одинаково. по его эмоциональному воздействию.
Если девочка поступида на географический факультет, то углублённое знание физической и политической географии Австралии, допустим, для неё эмоционально нейтрально.
Если мальчик поступил на физмат, то знание и умение владеть дифференциальным и интегральным исчислением тоже не вызовут у него особых эмоций.
Но когда эту девочку и этого мальчика РАЗДЕВАЮТ перед всеми, лезут бесцеремонно под их кожу и во все отверстия их тела, рассматривают урологию, проктологию и гинекологию  как на базарном помосте для скоморохов,  это, несомненно, удар по эмоциям, ещё незрелым, ещё нестойким,  ещё не умеющим «держать удар»,  детским...
Удар часто болезненный, хоть и не всегда, точней, обычно, неосознаваемый, но удар.
Сильный. Даже вызывающий страдание.
И остаётся лишь эфемерная защита – цинизм.

«Время убивать и время врачевать».
30 IX 2020


Рецензии