Поэты и поэзия, ч. 1. Сквозь века

« …Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно».
В. Я. Брюсов



«Глаголом жечь сердца» людей взывал к пиитам в позапрошлом веке Александр Сергеевич Пушкин.
За двести лет очень изменились люди, и их сердца, и отношение к глаголу. Сквернословие, жаргоны, американизмы, мат стали массовым явлением.
Уже нет жёстких требований к дикторам, журналистам и учителям. Бедный богатый русский язык! Столько желающих его упростить. Расхристанность речи, письма, ведут к упадку культуры.
Судя по критике, отзывам, публицистике - в нашей литературе, включая стихи, - засуха.
Но гораздо страшнее из-за смены ценностей жизни - упадок в духовности, нравственности, грамотности, в отношении к любви, к красоте.

Хотя интерес к поэзии сник, один из наших лучших поэтов-современников Александр Кушнер считает, что всё-таки существует  «один неучтённый неопровержимый, накрывающий всех смысл, - поэтический смысл  бытия, и чем он очевиднее, тем незаметнее»;  и даже бог нуждается в поэзии, поскольку и Библия и Евангелие дышит поэзией, «ею многое оправдано и озарено».

 Как сказал  Константин Паустовский: «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»
«О поэзии нельзя болтать. Ее надо читать. Чувствовать на языке. Жить ею. Ощущать, как она тебя подвигает, преображает. Как благодаря ей твоя жизнь обретает форму, цвет, мелодию» (Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии).

Сколько у неё достоинств и блистающих сторон!
Музыкой души назвал её Вольтер.  Сергей Гандлевский, поэт, литератор, сравнил впечатление от шедевров лирики с воздействием утреннего крепкого, вручную сваренного кофе. «Поэзия, конечно, роскошь, но для ценителей — крайне насущная».   

Поэзия – это же красивейшее изящное и утончённое направление литературы, как правило, наполненное любовью в полном объёмном смысле этого слова.

Стихи, что может быть их краше,
когда в них чувства говорят:
раскрепощают,    будоражат
и тонкой свечкою горят…
Сомненья прочь! -
не надо слёз!
долой мороз!
пускай жара! -
что день? что ночь? -
когда заря
в душе  -
не поздно никогда
одетые в любовь слова
друг другу щедро повторять! (Стихи автора)

По словам Андрея Белого у нас в России  художественную литературу породила поэзия. Начало её положили Тредиаковский и Ломоносов. Но  до них существали  былины и народное песенное творчество, известна стихотворность православного церковного песнопения.
Образцом  самого древнего русского поэтического творчество является историческая редкость, дошедшая до нас, «Слово о полку Игореве».

Конечно, нельзя забывать, что наша литература выросла из литературы  более развитых и просвещенных в то время  западных стран. И Пушкин и Лермонтов заимствовали элементы западной литературной культуры. Оттуда начался и серебряный век нашей поэзии.
Оттуда пришли и символизм*, футуризм*.  А вот акмеизм*  и  имажинизм*, названные  иностранными словами,  и конструктивизм* - были российского происхождения.
Известно, что чем меньше свободы в государстве, тем больше культура зависит от власти.
После дореволюционного времени и первых советских лет, примерно до конца двадцатых была ощутимая свобода. Большие поэты образовывали  литературные объединения и ассоциации. В 1924 году, по словам Есенина, «образовалось бесчисленное количество групп и течений».

Из представителей наших поэтических направлений того времени мне представляются наиболее интересными: в символизме -  Блок, в  футуризме - Маяковский, в конструктивизме, основатель его, - Сельвинский,  в  акмеизме - Ахматова (его основал Гумилёв), имажинисты - Есенин и Мариенгоф, последний был очень популярен в двадцатые года. Но потом его  стихи не издавались.  О нем и его творчестве много интересного в книге З.Прилепина «Непохожие поэты».
Хотя имажинисты, по словам Ленина, - больные  эпохой мальчики, а по определению Луначарского - аморальные типы, тем не менее, стихи Есенина популярны и в наши дни.  Придавая огромное значение образу, форме, слову, имажинисты, как объединение, тем не менее, угасло. В 1924 году, за год до ухода,  Сергей Есенин написал в автобиографии: «Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определённой какой-нибудь школы. Только свободный художник может принести свободное слово».  Свобода – детонатор поэзии!

Одна из лучших поэтов того времени, до сих пор интерес к которому не потерян - это Марина Цветаева*, но ни в какие литературные группы она не входила. Так же и   "в  бою случайном ангелом задетый" Владимир  Набоков. Никем из поэтов  «пока еще непревзойдённый», по мнению Набокова, Владислав  Ходасевич, «тяготеющий к классической линии русской поэзии «любомудров», в частности Е.Баратынского и А. Пушкина». И.Бунин. Но они были эмигранты и потому надолго забыты.

Маяковский, отойдя от футуристов, стал одним из первых зачинателей поэзии социалистического реализма, организовал «Леф»*, в который входил Н.Асеев.  В РАППе* были  В.Киршон, А.Безыменский. Но  в 1934 году многочисленные литературные творческие группы и объединения были полностью ликвидированы и образовался Союз советских писателей* как политизированная организация под контролем ВКП(б). К этому времени были потеряны и ряд имён замечательных поэтов. А при ожесточении репрессий наша культура лишилась и других. Их стихи на долгое время были преданы забвению.
Развитие поэзии зарегламентировали, и она стала очень формализованной, ограниченной.

Вообще мир о поэзии узнал из рукописных текстов древней Греции и Рима. История поэзии связана с развитием человечества.
Хоть это и не увлекательно, но разберёмся с понятиями.
Согласно Википедии «Поэзия (греч. ;;;;;;;, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Нередко слово «поэзия» употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка».
Но поэзия, в современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, и стихи всё-таки - вещи разные. Хотя в обиходе стихотворцы и поэты   – одно и то же.

А стихи - это форма, они могут быть и сатирическими, и детскими,  и пр., и - поэтическими, и прозаическими, то есть рифмованной прозой.
Стихов – море-океан. Наиболее интересных, достойных внимания и перечитывания – озерцо.
Но тут нет и не может быть никаких жёстких критериев отбора. Оценки очень субъективны. Всё зависит от аудитории.
Безоговорочно – поэзия ощущается только на родном языке. Зарубежная – интерпретация переводчиков. Мне довелось почитать книгу стихов «Поэзия ГДР», где опубликованы оригиналы и переводы – разница весьма ощутима, в большинстве – существенна. Просто невозможно перевести, понять поэзию Пушкина и Маяковского на других языках!

При обзорах в интернете лучших поэтов и стихотворений просматриваются три группы оценщиков – одна, удовлетворяющая требования критиков. Вторая – отражающая мнения читателей, третья - позиции поэтов.
Понятна зависимость оценок от вкусов, возрастов, характеров, интересов, настроений, влияния среды и СМИ – которые в течение жизни сами могут меняться.
Кто много читает и у кого интересы и кругозор широкие – они - вечные открыватели авторов, книг, стихотворений – в магазинах и библиотеках и в интернете: на поэтических порталах и авторских сайтах. А основная масса читающих зашорена воздействием заинтересованных в достижении собственных целей рупоров, формирователей общественного мнения. Попробуй докопаться до малоизвестного, ценного! Да часто и - ни знаний, ни вкуса не хватает.
«К сожалению, часто люди готовы ассоциировать свои чувства с довольно банальными текстами — такими,  как слова поп-песен или шаблонных поздравительных открыток. На этом эффекте банальности строится и слава некоторых современных сетевых поэтов, имеющих сотни тысяч подписчиков в социальных сетях»  (Лев Оборин — поэт, переводчик, литературный критик).

Около 15 лет назад «Российская газета» сообщила о поэтах:  "Кто-то официально подсчитал, что в России пятнадцать тысяч людей, вполне сносно пишущих стихи по-русски".   
Сейчас самодеятельных поэтов очень много на портале «Стихи.ру. По информации портала – на нём опубликовано более 50 млн. стихов и публикуются более 800 тыс. авторов. Но среди них много мёртвых душ, и  тех, кто практически не пишет, а существует как читатель, повышающий свой рейтинг как поэт.   
Существуют и другие поэтические порталы и сайты писателей.

Однако неплохих стихов – немало, как и достойных авторов, их пишущих. И современные поэты-любители не всегда уступают именитым.  Вот только читателей маловато. Интересы не те.
 «Давным-давно и не раз замечено, что настоящую поэзию мутит от профессионализма, в первую очередь, от собственного. Похвалы вроде «от зубов отскакивает» это не про поэзию, с этим — в конферанс или скоротать ненастье за игрой в буриме… Десятки поэтических книжек можно издавать, не указывая на обложке фамилий авторов, потому что сочинители книжек, по существу, и не авторы вовсе, а безвольные медиумы моды, школы, тенденции. Неискушенный читатель этих сочинений имеет дело не с определенными личностями, а с глашатаями общих мест литературы, обоняет культурные поветрия  (С.Гандлевский).

Диапазон форм, способов изложения и содержания стихов только за последние сто лет огромен: от абракадабры Кручёных типа «Дыр бул щыл» и «мыльных пузырей» (по словам Д.Быкова) и   едких четверостиший Губермана, от рифмования прозы Некрасовым и Твардовским - до тонкостей молодого Маяковского, Цветаевой, Пастернака и заумей Хлебникова и  до очаровывающей  лиричности мелодичного Окуджавы и музыкально-голосовой пронзительности Высоцкого и Галича, до «жизнемудрого» Кушнера и ставшего западником Бродского.
Но при всём многообразии стихов на разные вкусы - жизненные обстоятельства и возможности техники ужали поэзию в узкий круг. Время бумов серебряного века и поэтической оттепели пятидесятых – шестидесятых ушло. Стихи стали  достоянием любителей-интеллектуалов и друзей, близких, знакомых и прочих почитателей избранных авторов.

Но и в трудные годы Давид Самойлов не терял оптимизма и веры в Поэзию, в её силу и жизненность.

«Поэзия пусть отстаёт
от просторечья
и не на день, и не на год -
на полстолетья.
за это время отпадёт
всё то, что лживо.
и в грудь поэзии падёт
всё то, что живо».

Конечно, не все стихи поэтичны. Стихи Блока, Цветаевой, раннего Маяковского очень отличаются от стихов Некрасова, Набокова, Твардовского.
Хоть слова «поэзия» и  «стихи» в основном используются как синонимы,  между ними есть различия по содержанию. Правда, строгих критериев, как отличать поэзию от стихов и хорошие стихи от плохих, нет. Всё очень субъективно, зависит от эрудиции, знания произведений выдающихся поэтов, жизненного опыта и вкусов, нравственной позиции и просто ощущения: нравится или нет.

Из просто стихов поэзию выделяют несколько характерных признаков, прежде всего: утончённость, изящность, повышенные энергетика и  эмоциональность, музыкальность и певучесть;  особые украшения речи словами, ритмами, рифмами;  одухотворенность и интонация. Поэзия более родственна душе, чем рассудку, и более продукт чувств, чем головы.
Интонация в поэзии решает всё, - говорил  М.Светлов. У  А.Кушнера она - душа стихотворения.      
Об «одухотворённости» бунтующего стиха у Лоренса Даррелла (британский писатель и поэт) есть такие строки:
«Над стогом не горит звезда...
Наука держит в хлороформе
Наш дух, который иногда
Бунтует в стихотворной форме».

Витающий дух, «душу поэзии» чувствовал в стихах А.Блок.
Этот дух появляется ниоткуда, но, опираясь на сильные  впечатления,  поэтические примеры, на подталкивателей и побудителей.

У Высоцкого поэзия была главным делом жизни.
Для Галича она была «как крик о помощи».
Для Платона - музыкой души.
«Музыка — прежде всего!» - провозгласил свой лозунг в поэзии Верлен. Музыкой стиха поразил Горького Пушкин (С. Маршак).   У Лермонтова: «музыка совпадений чувства и ритма в оттенках живой и гибкой интонации».
Бальмонт был музыкален: вот его ритмические строки  с  игрой аллитераций:* «как живые изваяния в искрах лунного сиянья чуть трепещут очертанья сосен  елей и берез».

С одной стороны музыка (ритм, мелодия) существуют в стихах в «свернутом» виде, т.е в виде сконцентрированной энергии. И музыка, … «произрастает» из текста ( его ритмики, мелодики)…» (Гегель).
«Распевание ударных слогов, слов, опять-таки концентрирует чувство и способствует многообразию звучания в среде односложных, среднесложных и многосложных слов.
Это общие характеристики, они проявляются в каждом конкретном случае в условиях звучания песни и звучании конкретного голоса. Мелодия и ритм зависят от содержания, выраженного определенной структурой стиха… Музыка  насыщает смысл текста эмоциями, значительно расширяя пространство мыслей и чувств» (В.В. Смирнов, профессор, публицист, журналист).
Огромную лепту в развитие интереса к поэзии внесли советские песенники: Исаковский, Фатьянов, Матусовский, Лебедев-Кумач и др., и, особенно, барды. Исполнение стихов под гитару поэзию очень обогатило. Начало авторской песне положил со своей музыкальностью Булат Окуджава. Продолжили на недосягаемой высоте Владимир Высоцкий и Александр Галич и многие другие самодеятельные авторы-исполнители. И без их музыки и голосов просто тексты выглядят значительно слабее. Разве сравнишь «Кони привередливые» при прочтении и при прослушивании в исполнении именно Владимиром Высоцким!
Но ни музыка, а тем более стихи, даже при её поддержке, – ничто, без чувств.
Имея в виду эмоциональную энергетику, М.Светлов уверен: «стихи должны обладать инфекционным  свойством - заражать читателей».
Но вирусы поэзии различны по природе и силе  захвата соответствующей  группы читателей.
У Тютчева – главенствует мысль, но «мысль прочувствованная».
Набоков  умен и суховат. Он – Прозаик. В его стихах мало чисто поэтических моментов.
 «Я опытен, я скуп и нетерпим,
натертый стих блистает чище меди».
А у другого, тоже оторванного от родины, Саши Чёрного, хоть чувства не яркие и не броские, но мягкие и добрые, и у него - много улыбок.

А что за поэзия без вдохновения. Это же живая вода для поэтов!
А.Кушнер считает, что стихи создаются благодаря вдохновению, но не божественному,  а как результату накопленного опыта и знаний и даже - в незначительной степени – таланту.
 А у Набокова об этом - намного ярче, чувственней. «Не сомневаюсь, что даже тогда, в пору той уродливой и вредоносной школы (которой вряд ли бы я прельстился вообще, будь я поэтом чистой воды, не подпадающим никогда соблазну гармонической прозы), я все-таки знал вдохновение. Волнение, которое меня охватывало, быстро окидывало ледяным плащом, сжимало мне суставы и дергало за пальцы, лунатическое блуждание мысли, неизвестно как находившей среди тысячи дверей дверь в шумный по ночному сад, вздувание и сокращение души, то достигавшей размеров звездного неба, то уменьшавшейся до капельки ртути, какое-то раскрывание каких-то внутренних объятий, классический трепет, бормотание, слезы, - все это было настоящее». (Строчки из «Дара»)

«Вдохновение и неистовство, от Муз исходящее, охватив нежную и чистую душу, пробуждает её и приводит в вакхическое состояние, которое изливается в песнях и во всем прочем творчестве…» сказал Платон.

А с каким божественным вдохновением Любви и  восторгом красоты написано в священной книге - Библии:

«…О, как прекрасны ноги твои в сандалиях,
дщерь именитая!
Округление бедр твоих как ожерелье,
дело рук искусного художника;
живот твой – круглая чаша,
в которой не истощается ароматное вино;
чрево твоё - ворох пшеницы, обставленный лилиями;
два сосца твои, как два козлёнка, двойни серны…
Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная,
твоею миловидностию!...»

Ведь главный источник мужского вдохновения в жизни – Женщина!
И у муз натура женская…


Дополнения

Публикацию дополняет информация из рецензии Аллы Балашовой.



Примечания  (сведения из Википедии)


* Символизм
Русский символизм — первое модернистское направление в литературе и искусстве России конца XIX — первой четверти XX века возник первоначально как подражание французскому.  При разнообразии школ и стилей символистов объединяло  недоверие к обыденному слову, стремление использовать аллегории и символы. Многие поэты были под его влиянием.

* Футуризм
Начало российскому футуризму, который также пришёл из Франции,  положил Игорь Северянин в 1911 году. При советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Попытка его возродить была предпринята объединением ОБЭРИУ (объединение реального искусства) в конце 1920-х годов.

* Конструктивизм
Считается советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в СССР в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. Появился под влиянием архитектуры, истоки французские.
В русской поэзии начался с ряда публикаций в 1923 -24 х годах  группой поэтов, в которой участвовали Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской и др.
 «Изначально программа конструктивистов имела узко формальную направленность: на первый план выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции.
Было заявлено: «Конструктивизм как абсолютно творческая школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т. д., мы, акцентируя И, говорим: И звук, И ритм, И образ, И заумь, И всякий новый возможный прием, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции».
Его политизация в дальнейшем убила конструктивистскую поэзию.

*Акмеизм  (от греч. цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Термин «акмеизм» был предложен году Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму ...

* Леф - левый фронт искусств, литературная группа, организованная Маяковским в 1922.

* «РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) — литературно-политическая и творческая организация. Оформилась в 1925 году под названием Всероссийской АПП (ВАПП) и объединила основные пролетарские кадры на литературном фронте. В ней было около 4 тыс. человек, и не все были пролетариями.
Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов.
После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП заняла в нём ведущие позиции». К 1930 г. все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилила свой диктат. Туда в 1930 году вступили Маяковский, Луговской, Багрицкий.
РАПП вместе с ВОАПП, также как и ряд других писательских организаций, была расформирована постановлением ЦК ВКП(б) » от 23 апреля 1932 г.  И  в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с этим постановлением был создан Союз писателей СССР.

* М.Цветаева  -   не принадлежала ни к одному литературному направлению и не стремилась к созданию своей собственной школы,
Её творчеству присущи «интонационно - ритмическая экспрессивность, пародоксальная метафоричность».
И по натуре она была очень сложным человеком.

* «Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины».


Рецензии
Очень полезная подборка,читающая публика должна знать историю русской поэзии.

Василий Костенко   27.12.2020 20:23     Заявить о нарушении
Я тоже так считаю и стараюсь сподвигнуть ))
Спасибо за отклик. Хорошо, когда встречаются такие люди.
С уважением, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   28.12.2020 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.