Конкурс Хорошие рифмы - Каламбурная

Здравствуйте, все, не ищущие лёгких путей, но красоту поэзии предпочитающие!

Продолжаем поэтическое плавание в поисках ХОРОШИХ РИФМ.

Из бухты под названием "Омофоническая рифма" по логике вещей можно плыть в направлении к омонимической, но это не так увлекательно, тем более наш горизонт вмещает гораздо большую панораму - и это правильно с точки зрения поиска правильных рифм. Омонимическая рифма - это лишь вид другой рифмы. Какой?  Знакомьтесь, вот она:

            КАЛАМБУРНАЯ РИФМА

    КАЛАМБУРНЫЕ РИФМЫ (франц. calembour — игра слов) — рифмы, построенные на омонимических словах ИЛИ на сочетаниях, представляющих игру слов. Как правильно заметил Ю. Тынянов, комизм К. р. заключается в звуковой точности составных рифм.

ОПРЕДЕЛИМСЯ с понятием КАЛАМБУРА.
Каламбур в узком смысле слова имеет место тогда, когда одна и та же последовательность букв или звуков дает разные сочетания слов.
Каламбуры можно подразделить на три группы: омонимические (полностью совпадающие по буквам и звукам), омофонные (совпадающие только по звучанию) и омографические (совпадающие только по буквам). В первых двух случаях могут складываться каламбурные рифмы, ВКЛЮЧАЯ разновидность составных. Омографические каламбуры, как правило, не рифмуются.

Итак, выделим главное:

1 вид: ОМОНИМИЧЕСКАЯ  - основанная на словах-омонимах
ОМОНИМЫ -  (от греч. «одинаковый» и - «имя») — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем.

Яркий поэтический каламбур на этом же слове построил Н. Глазков:

«Люблю речные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы...
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотри на эту слабость косо».

Часть языковедов относилась к омонимам с плохо скрываемой антипатией, их называли «больными» словами, считали, что из-за них язык становится более путанным, и его смысловая нагрузка обедняется. Однако для поэтов и остряков каламбур оказался настоящей находкой. Популярность этой словесной игры была обусловлена неожиданной сменой смысла слова (словосочетания) при сохранении его фонетики. Обычно эта метаморфоза преследует целью создание комического или парадоксального эффекта.

2 вид: СОСТАВНАЯ рифма, включающая разбивку слов НА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, совпадающих по написанию и звучанию.

У Якова Козловского читаем:

По такому ПОВОДУ
Кот помчался ПО ВОДУ…
*

Или ещё примеры:

«Напоролись на РИФ МЫ,
А берег ДНЕПРА ВДАЛИ…
Хорошие РИФМЫ,
НЕПРАВДА ЛИ?»          (С. Курий)

В последней рифме, обратите внимание, происходит поглощение второго словосочетания в паре, без буквы Д.

И ещё весьма удачный пример неизвестного автора:

«Депешу раз НА ТЕЛЕ ГРАФ
Принес с собой НА ТЕЛЕГРАФ
И, оголясь, забыв ПРО ЧЕСТЬ,
Депешу деве дал ПРОЧЕСТЬ.
И, хоть была девица СТОЙКОЙ,
Упала в обморок за СТОЙКОЙ...»          (автор неизвестен)

Обратите внимание, что разбивка на словосочетания может состоять из нескольких слов.
И самое интересное вытекает последовательно в такие изыски творчества:

3 вид - ГЕТЕРОГРАММА

Каламбур, где соблюдается ПОЛНОЕ совпадение БУКВЕННОГО состава между разными по значению словами и словосочетаниями, называется ГЕТЕРОГРАММОЙ. Например:

«По этапу тьмой – поэта путь мой». (Д. Авалиани)
*
«Ослабел – осла б ел»;
«В огне веры цари – во гневе рыцари» (С. Федин)
*
Написать удачные стихи, полностью состоящие из гетерограмм, чрезвычайно сложно, но и такие примеры есть:

«Угар и чад. В огне ведро мадеры.
«Уга», – рычат во гневе драмодеры».    (Н. Гумилев)
*
 
«Заказ и нож дали
За казино ждали».   (Д. Авалиани)
*
 
«Вы шелестите, перья.
Выше лести теперь я».  (Д. Авалиани)
*
«Я с нею
Яснею». (Д. Авалиани)
*
«Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
Покалечили».    (С. Федин)
*
«Убогая, у бога я,
Товарищу товар ищу,
Несу разное, несуразное!»   (С. Федин)
*
Безусловно, такие изыски не должны затмевать основную цель поэтического творчества - свободное выражение чувств и мысли без какой-то нарочитой искусственности, а потому к такому виду надо подходить уравновешенно и осторожно.
Осторожно надо подходить и к комическому эффекту.

Немного истории...

История каламбуров теряется в глубине веков. Например, в словаре Даля можно найти превосходный фольклорный каламбур: «Я – в лес, и он влез, я – за вяз, а он завяз».

Но настоящим мастером каламбура, признанным в свое время «королем рифмы» стал поэт XIX в. Дмитрий Минаев (кстати, один из переводчиков «Божественной комедии»). Его перу принадлежит один из самых знаменитых каламбуров, где обыгрывается само слово «каламбур»:

«Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки,
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром».

«С нею я дошёл до сада
И прошла моя досада,
И теперь я весь алею,
Вспомнив тёмную аллею.»

«Ты грустно восклицаешь:
«Та ли я?» –
В сто сантиметров
моя талия».

Как вы уже заметили, долгое время каламбурная рифма употреблялась в основном в комическом и сатирическом ключе. Одним из первых, кто вывел каламбурную рифму из юмористического «гетто» стал Владимир Маяковский, которого по праву можно назвать «королем рифмы» ХХ века. В его поэзии этот литературный прием используется постоянно и в самом широком диапазоне – вплоть до серьезных и даже патетических стихов. Примеры этого вы сможете найти сами практически в любом произведении «горлана-главаря»:

«Лет до ста
расти
нам
без старости,
год от года
расти
нашей
бодрости.
Славьте
молот и стих –
землю молодости!»
 
Блестяще разрабатывал каламбурную рифму и Яков Козловский, книга которого «О словах разнообразных – одинаковых, но разных» доставила удовольствие многим советским детям.

«Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало».

«Снег сказал:
– Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей».

«Бобер, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: «Не помешал?»
Лиса в ответ:
«Ах, что вы, друг, напротив!»
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал».

Однако эффект каламбура может возникать совершенно непреднамеренно и создавать комический эффект совсем НЕ К МЕСТУ. Вспомните банальные примеры из жизни: «Не подавите яйца!» или «Освободите задний проход». Однако поэты чаще всего грешат тем, что известный литератор А. Квятковский назвал СДВИГОМ, когда близко расположенные слова могут сливаться для слушателя в непредсказуемые сочетания. В своем «Поэтическом словаре» Квятковский приводит и несколько замечательных примеров (обнаруженных, кстати, не у графоманов, а признанных классиков). Один из них:

«Утек, подлец! Ужо постой, (У, жопа, стой)
Расправлюсь завтра я с тобой».  (А. Блок)

С такими эффектами надо быть осторожными!

Иногда каламбурные ошибки могут быть далеко небезобидными. Так на Трирском синоде фразу из «Послания апостола Павла к Титу» (3:10), которая звучала «Haereticum devita!» («Еретика отвращайся!», т. е., избегай) прочитали как «Haereticum de vita!» («Еретика лишай жизни!»).
Маленький пробел в слове, как понимаете, имел далеко идущие последствия...

«– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал». (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
 
Всем успехов в поисках небанальных решений! Примеры, приведенные в задании, можно смело использовать!

________________________________

Итак, задание для нашего  конкурса ХОРОШИХ РИФМ «КАЛАМБУРНАЯ РИФМА»:

Написать стихотворение с использованием в каждой строфе КАЛАМБУРНОЙ рифмы любого вида. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм.
Помните, что рифмовать предпочтительнее разные части речи, НО В ДАННОМ СЛУЧАЕ СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

   Внимание! К рифмам не будут предъявляться жёсткие требования!
Авторам предоставляется полная свобода по их разумению. Но ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию.

Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!

Тема, размер и схема рифмовки - ЛЮБЫЕ!
Объём от 8 до 28 строк (+ 2 строки)

 Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте именно рассматриваемых КАЛАМБУРНЫХ РИФМ,  а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным. И ещё, не забываем, что главное - это поэзия, где рифмы уместны и красиво звучат.
При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):

 1) Отсутствие  ритмических сбоев внутри текста, интонационных неровностей, а также соблюдение поэтической формы, что влияет на гармонию и восприятие произведения.
2) Выбор оригинальных рифм. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
ВНИМАНИЕ! В рамках данного конкурса возможно сочетать пары рифм между собой, используя омографы: одинаковые по написанию, но имеющие разное звучание (ударение к примеру)
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее  значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования  вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем

ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 14 октября 2020 года или до набора 20 стихов!

Затем будет объявлено голосование.

Призовой фонд:

за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов)

Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!

Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.

Иллюстрация: И. Айвазовский "Волна"

Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   15.10.2020 00:07     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2020/10/15/168

Маллар Ме   15.10.2020 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.