14. Тетради - отклики

     "Свобода и грех. Обладание сокровищем предполагает возможность его утратить; тем не менее, потерять жемчужину не то же, что иметь жемчужину. Грех есть растрата свободы".

      С. Вейль. Тетради.


     Ах, какой дар, какой дар! Падаешь вместе с даром. Всё, что даром - надо отдать даром, а это трудно, вот и спускаем даром...


     "Строгая необходимость, исключающая все произвольное, все случайное, регулирует материальные феномены. Но в духовных вещах, если угодно, еще меньше произвольного и случайного, хотя они свободны".

      С. Вейль. Тетради.


     Наконец-то освободиться от пут материального мира, проникнув в сферу духовного - наша эпоха сходит с ума от первой части "освободиться", но она совершенно не знает - освободиться куда? Что это за место такое, в какое мы освободились? Место бесплатного счастья? Почему же никто не счастлив? Место полностью равных бесконечных возможностей? Тогда в машину их - пусть считает лучшие вероятности, прогнозирует будущее за нас. Место сверхчеловека? Но почему тогда у него все те же "материальные достоинства" - крупный бицепс и меткая стрельба? Место духа, место трансцендентального, место свободы? Прекрасно, а бывали ли мы в таких местах, что мы будем там делать? Место пустоты? Которое мы наполняем постепенно формируемыми образами? Пусть так, мы ещё ничего не поняли в каком месте мы оказались, ничего о главном ещё не сообразили.
    Мы были для самих себя произвольными и случайными, а материя была для нас - узда, которая нас обуздывала, мы сорвали узду и несёмся как вырвавшиеся кони прямиком через лес. Узда духа, о которой Симона - да есть ли у нас хотя бы один образ для этого?


     "Эстетическим критерием является созерцание, а не удовольствие. — Условия созерцания?
Эти условия находятся в природе и в некоторых произведениях человеческих рук.
(Некоторые вещи доставляют эстетическое удовольствие — второго порядка — не будучи объектами созерцания.)"

      С. Вейль. Тетради.


      Очевидно, красивым может быть только то, что осмыслено и предстаёт как источник понимаемого бытия - не осознаваемого, а понимаемого. Чтобы созерцать - насыщаться и удерживаться; наполняться и расширяться, нужно видеть. Только тот, кто увидел может далее созерцать. Но нельзя увидеть то, смысл чего тебе недоступен - можно только пялиться или убеждать себя что видишь. Значит в понимании рождается видение, а в видении рождается созерцание - каждое последующее как совершенство предыдущего. Потому что видеть - это понимать совершенно. А созерцать - это совершенно видеть.
     Вся эстетика, которая идёт мимо этого - опирается на чувственные удовольствия - слепые и подслеповатые, но в любом случае не нуждающиеся в осмыслении.


       "То, что доступно подлинному гению, не будучи доступно большинству людей, это — просто, в чистом виде, трансцендентное; и оно же есть цель для святого".

       С. Вейль. Тетради.


       Гений - другой мир в сравнении с обычным, общепринятым миром (типа трансцендентный), но он же - подлинный реальный мир в сравнении с нашим - обычным не подлинным (воображаемым по пустоте). Смотря откуда мы созерцаем, понимаем, судим. Гений это не что-то другое, не такое как все ( ведь это будет тогда взгляд всех на гения), а гений - это единственно попадающее в человеческое призвание, между тем как всё остальное - это не попадающее (взгляд гения).
Так что на гения нужно смотреть как на истинную "норму", а на себя самих как на "ненормальных", а не наоборот.


        "Иов. Каким образом это изображение беспримесного вопля человеческой немощи до такой степени прекрасно? То, чего никогда, никогда не дает реальность. А здесь реальность чистая, голая".

        С. Вейль. Тетради.


        Чистая и голая реальность - жестокое очищение и насильственное развоплощение - ужас и красота в одном лице, в крайнем случае их приближение друг к другу. Испытание нашего времени. Приближение формы к совершенной пустоте своего содержания. Лучше видим потому что приближаемся к ничто. Но теряем дар речи, дар смысла, дар любви. Иов - удержавшийся.


       "Если бы не зло, мы никогда не могли бы отречься от этого мира".

       С. Вейль. Тетради.


      Мы прилипли бы к нему как пчёлки к мёду, и кружились бы, кружились и кружились вокруг да около. Зло - условие нашей трансцендентальной свободы. Всякий герой "привит" злом или он вымышленный.


Рецензии