В гостях у... невеселой сказки

«В гости» зашла некая Богданова Ирина Андреевна. Сразу заинтересовался: Кто такая? Из каких краев?
Ого: Член Союза писателей Беларуси. Член народного литературного объединения "Наддвинье" (г. Полоцк), Член… Автор,  Лауреат… И протчая, протчая, протчая… Авторитетно. Главное, много всего: и написанного, и полученного.
Честно говоря, пока дочитал все регалии автора, оробел малость. И, тем не менее, интерес к поэтессе, к ее литературному творчеству, возрос еще выше. Что ж… давайте познакомимся. О чем же, а главное, для кого, пишет столь уважаемый автор, носитель многочисленных и, наверняка, заслуженных, регалий? Оу… Основное направление деятельности автора - стихи для детей. Это очень почетное и, надо полагать, непростое занятие: писать для детей.
Открываю самое первое стихотворение…
«На различных языках...» называется.

В разных странах, городах
На различных языках —
На английском и на русском,
На китайском и французском —
Для девчонок и мальчишек
В магазинах много книжек.
В них рассказано понятно
И подчёркнуто трёхкратно:
Чтоб добру торжествовать,
Зло должно отпор встречать
В наших душах, и в мозгах,
И на разных языках.


М-да… Что ж, давайте разберемся.
Есть два приоритета, которые время от времени любят вставлять в свои произведения или обозначать соответствующее назначение, пишущие и сочиняющие здесь - бог и дети. Не скажу, что каждый раз эта "традиция" во всем удачна. Чаще всего, этот "оборотный фонд" превращается в некое прикрытие для сочинителя. "Ах, Вы против моего произведения? Значит Вы против бога и детей не любите". Согласитесь, что есть железное правило у "зла", которому автор стихотворения советует "должный отпор" давать:
Если кто первый обвиняет, то второй уже на половину виноват, если, конечно, оправдывается. Правда, есть другое правило - в тебя швырнули - швырни тоже. Но я не об этом. Я бы не сказал, что это представленное произведение можно обозначить исключительно для детской аудитории. Да и для взрослой оно несколько наивно.

Может быть для пионерских сборов? Возможно.
Недавно мне попалась книжечка стихов, изданная в Страсбурге на двух языках: немецком и французском. Не хочу обозначать ее название. И тоже, вроде как, предназначается детям. Особенно в издании заметны опыты разъяснения детишкам вариантов однополой терпимости и прочей «радужной» лабуды. И, наряду с указанным просвещением, присутствуют советы, как бороться со злом для торжества некоего добра. Я не хочу сказать, что произведение «На различных языках...» тоже относится к той же сомнительной категории "просвещения". Но давайте проведем  эксперимент. Переведем написанное автором на, допустим, французский, и вставим в обозначенное выше издание. Уверяю вас, что теперь найти грань отличия между произведениями:"На различных языках.." и европейским изданием с пошлыми «общечеловеческими ценностями» по призывам борьбы со злом, практически, невозможно. Во всяком случае, мне не удалось.

Извините, господа, но последние, как минимум, 15 лет, а то и поболе, наблюдается некий навязчивый «импорт», причем, по всем направлениям культурно-информационной деятельности, практикующийся на обезличивании героев и приведение их к некоему общему знаменателю "общечеловеческих», в данном случае, неких «общеевропейских» ценностей. Откуда, затем, являются слендеры, оффендеры и прочая бесполая нечисть. Так же это происходит и в борьбе с неким «злом», где убирается конкретика. А , например, французский литературно-художественный еженедельный журнал политической сатиры: Charlie Hebdo, маску этого самого зла, про которое указывает Богданова в своем стихотворении, из номера в номер регулярно натягивается на Россию, а теперь, нужно ожидать, что к этому злу еще и Беларусь присоединят. Уверен - незаржавеет. И это ни для кого не является секретом. Выходит, там, в европейских ценностях, зло можно обозначать и обличать. Почему же так скромничают наши союзные титулованные авторы?

Разве обличая это самое «зло», г-жа Богданова, при всех ее регалиях и достижениях, не знакома со своими национальными или русскими традициями? Сомневаюсь, что это так. Зло в сказках имеет самые непосредственные и конкретные облики. И пишущие (сочиняющие), а тем более обвешенные столь многочисленными регалиями и членствами, наверное, понимают, или должны, во всяком случае, понимать, что именно в народных традициях, уже созданы крепкие и здоровые героические образы, способные создавать здоровое детское восприятие прекрасного и способностью это прекрасное защищать, если необходимо. И хочется посоветовать Богдановой и иже с ней – не лучше ли развивать лучшие национальные традиции, основанные на здоровых нравственных восприятиях? Задумайтесь, господа...

Неужели народные традиции, к которым относятся и Колобки, и Иванушки с Аленушками, и Серые волки с бабами-Ягами, считаются обветшалым анахронизмом? Сомневаюсь. Я уверен, дети способны уже в самом раннем возрасте ярко реагировать на прекрасные сказочные образы и формировать в своем сознании парадигмы добра и зла.
Да. Сейчас в братской республике неспокойные времена. Небезынтересно, что не только борцы с вечной несправедливостью принимают участие в событиях. Немало понаехавших отовсюду для внедрения этих самых обозначенных «общечеловеческих ценностей». И мы это видим. Поскольку еще не разучились отличать «плевелы от зерен».. И нам бы, во всяком случае мне, не хотелось бы видеть автора в лагере "общечеловеков"...
Впрочем, каждый сочиняющий сам решает, где ему быть. На какой стороне…

И еще… После того, как был снят фильм "Мастер и Маргарита", и после каждого упоминания сочиняющими своих многочисленных регалий и членств всевозможных, вспоминается эпизод:
В ресторане "Грибоедов": жрущие растегайчиков и танцующие члены Массолита и других маститых обществ, издающих тиражами свои произведения, совершенно не похожи на настоящих литераторов. Да что там… на порядочных-то людей не тянут. И режиссер своим творческим решением достиг цели – показывая всех этих «регалистов».
Что ж.. Слава гениальным режиссёрам!


Рецензии
Рада познакомиться с таким опытным автором, тоже было такое, что увлекалась и кино, даже немного училась, но когда отправила свою повесть о любви, мне сказали, что мелодрама это не интересно, нам нужны комедии. Ну как-то мне было не смешно, а нас все приглашали на курс комедии. Детские произведения и сказки для детей, тема сложная, не каждый может её раскрыть, поэтому очень мало детских писателей. А хорошие книжки и тексты очень нужны. Вы говорите много людей пишут,да по сравнению с количеством жителей даже в нашей стране, их не так и много.Да не все становятся профессиональными и востребованными писателями, но закрыть процесс творчества от людей невозможно, если у него есть такая потребность, выразить себя в стихах или прозе. Читая их произведения, знакомишься с жизнью людей в разных уголках нашей страны, и понимаешь, как мало ты видел и знаешь и хочется постигнуть еще больше.Хорошо, если есть умные люди и могут подсказать, а не критикой сносить голову. Спасибо за статью и размышления немного о творческой жизни. С уважением и теплом.

Людмила Бержакова   01.10.2020 16:31     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за развернутое мнение.. Очень рад, что пояли..

Михаил Перов -Репнин   01.10.2020 18:22   Заявить о нарушении
Правда, человек, который выставляет свои достижения и регалии, должен понимать, что и требования к нему другие. А посему... если бы эту чушь писала тетка с рынка, я бы прошел мимо. А тут - маститый писатель... Конечно, н
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
И - тем не менее..

Михаил Перов -Репнин   01.10.2020 18:34   Заявить о нарушении
Вы правы, к профессионалам и требования другие, согласна на 100%.

Людмила Бержакова   02.10.2020 00:08   Заявить о нарушении