Стихира - роднящие узы...

Скрытая гармония лучше явной.
                Гераклит.

Умные, а их всё больше, не читают предисловий.
Умные знают, что предисловие — всегда послесловие. 
Значит ли это, что я  обращаюсь к менее умным?

_______________

Знатоки утверждают: Родился я в 1525 году в Северной Англии (о чем и сообщил впервые  читателям в книге «Светозвук», 1993), занимался разведением мелких животных, до сих пор люблю домашних крысок, а где родился прежде, кем был – не знаю. Знатоки говорят: одиннадцать жизней было.
      Если ближе к нашим векам - я из "козаков", Павел Рустанович - "козак Переяславского полка (1663 г.) в актах 1672-1673 гг.  называется ""греченином Павлом Ростановымъ и Ростановичемъ" ("Малороссийский родословник" В. Л. Модзалевского, глава "Рустановичи", Киев, 1914 г.).
      В Москве я родился 4 марта 1940 года.
      Из семьи репрессированных. Дед был на Украине "активным участником повстанческого движения по свержению существующего строя", арестован и убит коммуняками под Владивостоком (1938).
       Николай Федорович Рустанович (1880-1938) - потомственный дворянин, почетный гражданин  С.-Петербурга (справочник "Весь Петербург-Петроград", 1906-1916 гг.)Отец Дмитрий Николаевич Рустанович был выслан в Златоуст как сын врага народа, работал там на заводе, потом в Москву вернулся, стал научным сотрудником в академическом Институте Физики Земли, сейсмологом по сильным землетрясениям.  Мама - из Казани, Варвара Васильевна Левикова, чертёжница.   
      
     ...Кем быть —  не для меня стоял вопрос,
я рос —  в эпоху папирос,
худых галош,
цветущего вождизма,
картофельным побегом мутным рос,
я не дождался от Хрущева коммунизма.

Дворянский  сын, бродячий пес,
таился от России бессердечной,
и об одном мечтал: пока не оглушат, —
найти в минуте жизни быстротечной —
мгновение бесстрашных лягушат,

и быть – поэтом,
быть звездой в пруду беспечной,
быть сваей, сторожащей донный хлад,
быть ветерком, уснувшим под мостом забытым,

и лечь как в гроб
в разбитое корыто,
на берегу пустом
под теплый снегопад.

     Лирику пишу разноликую, вижу в этом естественность. В разные годы, да и среди дня - кто из нас однолик? Кто живет не под настроения свои? Полагаю, что в человечестве, в грядущем, банальной станет уверенность  милого мне Ф. Шлегеля:
"Действительно свободный и образованный человек должен бы по своему желанию уметь настроиться то на философский лад, то на филологический, критический или поэтический, исторический или риторический, античный или же современный, подобно тому, как настраиваются инструменты в любое время и на любой тон".

     Разноликость  — восприятие голосов из мира. Это и  А. Блок прояснял, говоря, что поэт всегда хочет  разно относиться к миру и разно воспринимать его, — «Никакие тенденции не властны над поэтами. Поэты  не могут быть ни «эстетическими идеалистами», ни «чистыми символистами», ни «мистическими реалистами», «ни мистическими   анархистами» или «соборными индивидуалистами»».(Из статьи «О лирике», 1907).

    Член СП с 1993 г. (Рекомендатели - Андрей Нуйкин, критик из "Нового мира", поэт  Эдмунд Иодковский, приёмная комиссия).
    Поэтов люблю сразу всех за их существование, но предпочитаю тематически созвучных. Нет любимых имен, есть любимые строфы, строки.

    ИРОНИЧЕСКИЕ ИТОГИ ЖИЗНИ:

Так живёшь, живёшь не так, -
всё дурак!

СТАТУС В НЕБЕСНОЙ КРОНЕ:

Я Человек,
Дракон,
Две Рыбы,

но что мне в том?
Такие глыбы –
их не понять,
их не объять,

да и в познанье скорбь,
духовный яд, -
накаркает ворона, говорят.

Крутясь
с небесной кроной,
душа,
не будь вороной!

_____________


МНЕНИЕ О "Стихи. ру". Самое благоприятное! Стихи. ру. - это нечто несомненно человеколюбивое, гуманистическое, далекое от приоритетов пропаганды каждый может высказаться не озираясь, не задыхаться среди указующих литературных перстов. Есть мнения от снобов и раздраженных посторонних критиков ("мусор",мол, "помойка"), они полагают: графоманы, мол, там.

   НЕТ НИКАКИХ ГРАФОМАНОВ, ЕСТЬ ПРОСТО ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ в меру способностей, их общение. Стихира - Институт Сближения Душ. Много уникальных авторов, радующих своим существованием, далеких от стремления к рейтингам, баллам, премиям, номинациям, конкурсам (авторов - духовных по сути, ибо духовность есть бескорыстие). На фоне слабого гражданского общества трудно представить что кто-то из издателей заметит вас, обрадуется (как это бывало в позапрошлом веке). Издатель ищет товар, а не автора.

В.Брюсов: «Нет великих и второстепенных поэтов, все равны, хотя, конечно, по влиянию на современников, по количеству написанного могут различаться. …  По содержанию не может быть достойных и недостойных произведений искусства, они различаются только по форме».
Если воспринимать эти мысли как кредо, - а именно так мне желательно, - то авторов Стихиры (их творчество) нельзя как-либо делить, разделять на слабых и сильных, на умных и глупых, на орлов и воробушков, на «не формат» или «отстой-застой».


      ОБИЛЬНА ЖЕНСКАЯ ЛИРИКА…  Не устаю удивляться: насколько поумнели нынешние  женщины,  стали свободней в самовыражении,  в нюансировке  пейзажных и любовных переживаний, в  уточнении  встреч, уже  не безоглядных,  а содержащих  в себе скепсис, заданность  разлук, расставаний.  Есть чрезвычайно бодрящие поэтессы, восхищающие отделкой стиха , парящие в теме томления,  есть малопонятные сразу,  но магнитно  метафорические,  есть   наскоро пишущие, но привлекающие  сердечной искренностью, собравшие десятки тысяч читателей. Некоторые поэтессы изумляют проникновенностью в лирику, понимая её как бы лучше самого автора,  дополняя своим сверхчутким отношением. 
       
      МУЖСКАЯ  ЛИРИКА  -  гораздо  однообразней. В ней меньше "ЛГ". Не удивляет  тонкостями эмоциональной палитры, биографически  пропитана  известными смыслами из прессы, ТВ,  серьезна и пафосна. Есть и странности: мужчины реже пишут на эротические темы, о сфере чувственности. Пишут о любви, а в поэтику интима - не углубляются.

       Встречаются и весьма религиозные поэты, пишущие изысканную и тонкую лирику, таков игумен ПАИСИЙ САВОСИН, удививший мировосприятием, ненужным вроде бы для "батюшек" и "отцов". От такой лирики даже уважение повышается к пастырям, понимающим  религиозность в широком смысле, как чувство бытия и его красоты.
   
      На Стихире не редки ссылки авторов (во вступительных резюме) на ЛГ  (не путать, мол, с автором). Это удобно. Можно  смелее говорить о страданиях, об огненных страстях, быть политическим ритором. Полагаю, что автор всегда умней или  глупей,  добрей или злей своих ЛГ.

      Из того, что прочитал, путешествуя по тропинкам Стихиры, возникло ощущение наиболее распространенной тематики: переживание несовершенства политической, социальной  и, в меньшей мере, личной жизни, - массовый элегизм. На  этом фоне отчетливо смотрится лирика времен года, часто очень красивая, тонкая, не только описательная.   
      
    На Стихире НЕМАЛО ШЕДЕВРОВ. Они запоминаются, удивляют мастерством, новизной известных чувств, глубиной конкретно-философских  и метафизических состояний.  Увы! У нас нет независимой конструктивной критики, выявляющей наилучшее среди лучшего.

   Всегда есть что почитать. БИБЛИОТЕКА такая!  А библиотека  –  это…
    "Каждому человеку нужна родина, не такая, как понимают ее примитивные ура-патриоты, и не религия, вялое предвкушение родины на том свете, нет, а родина, смыкающая почву, работу, друзей, отдых и духовный мир в одно естественное, упорядоченное целое, в собственный космос. Лучшее определение родины — библиотека". Э. Канетти.

   Стихира – РАЗГОВОРНАЯ ОБЩНОСТЬ. Бесполезная, но тем и замечательная. прекрасная. Ибо:
«Можно различать разговор ритуальный, условный, утилитарный и разговор интеллектуальный, бесполезный, искренний. Именно второй тип разговора и есть показатель высокой культуры».      
  Н. Бердяев. "О рабстве и свободе человека".
 
  В Стихире сочетаются лиричность и  дневниковость, свидетельства  общего жизненного состояния и социального самочувствия. Это сочетание имеет свои основания. В. Брюсов был уверен,  что лирика – самое типичное из искусств, и что  «всё искусство стремится стать лирикой»  (в статье «Ненужная правда»). О роли дневников весьма эмоционально  высказался о И. Бунин: «Нет ничего лучше дневников - всё остальное брехня!» (1928),  а еще замечал (1916): «дневник – одна из самых прекрасных литературных форм». Стихира увиделась мне  как авторская ЛИРИЧЕСКАЯ ДНЕВНИКОВОСТЬ, дневниковая лирика состояний.

      Разговорность  выражают и публичные КСЕНИИ.
КСЕНИИ (гостеприимство) у древних греков и римлян  - подарки  гостям, в т. ч.  посвящения,  эпиграммы, афоризмы. Авторами ксений были Марциал, Шиллер, Гёте.
    
    О ПЛАГИАТЕ.  Даже дети перенимают говорушки. Некоторые авторы тревожатся: что их стихи кто-то частично или полностью поместил под своим именем.  Горюют. А лучше бы – радовались. Что в мир ушли стихи. Если б платили за стихи, тогда и смысл был бы: переживать, рыдать.

    ЕСТЬ И ВРАГИ  у Стихиры. Лютые критиканы.  Снобы. Изнутри  ее действуют, клеймят позором,  методом ярлыков, громовержцы. Модераторы – терпят.   
       
     СТИХИРА - ГУМАННА. "Огромная благодарность создателям и продолжателям сайта "Стихи.Ру", неутомимому Д. Кравчуку.  "Обрела вторую жизнь", - пишет Александра Усынина. Многие авторы выражают такую же признательность, удовлетворённость. Стихира для многих -  Эльдорадо...
     Наталья Максимова,  член Российского союза писателей ,  пишет нам  в своём резюме:  «Стихи.ру для меня стало открытием целого мира,  потрясающим фейерверком, радугами мыслей, эмоций, чувств и откровений». Не пресыщенная,  не просто добрая…

     ЗА ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ я не получал более вдумчивых откликов, чем от читателей Стихиры. Они,  виртуальные, незнакомые, стали родней  конкретных ближних.
    
     ОРГАНИЗАТОРЫ СТИХИРЫ достойны государственных наград за гуманистическое внимание к творческому населению. (Кстати сказать: гуманизм мог бы стать единственной альтернативой всему агрессивному в мире; если б был программно  воспринят государствами).
   
           Говорят: есть более интересные сайты для лирики. Быть такого не может! Замучают там внезапными вирусами, пропадающими паролями, аккаунтами, никнеймами, мейлами и т.п. насекомыми, вычурными темными или блёклыми интерфейсами, да еще рекламу подпустят разную. На Стихире нет рекламы.

ИРИНА ПЕТАЛ, неутомимый аналитик Стихиры, верно пишет: "Почему пишу здесь, а не в «Одноклассниках»? Потому что
• сайт стихи.ру прост и удобен в обращении
• здесь царит иная атмосфера, здесь встречи случаются, а не ищутся, как в соцсети".

На Стихире не принято серьёзно критиковать.
Вы в гостях, вас угощают. Вам  не нравится блюдо?  Не кушайте.
Преобладает доброжелательный стиль общения. Уважительный. Гуманистический. Ярким известным представителем его является ЛЮДМИЛА ДЕЛИЙ, неутомимая гуманистка.
   
    ________________
               
 Истинно сказано:

"ЧЕРЕЗ ПОЭЗИЮ СТАНОВИТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ВЫСШАЯ СИМПАТИЯ
И СОВМЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ — ВНУТРЕННЯЯ, ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШАЯ ОБЩНОСТЬ!"  Новалис.
__________________

Поэзия…
Пленительное слово!
Оно растет во мне — и… тает, как волна,
в песке, смыв след горячий…

Жду — улова:
забросил думки в океан без дна…

Вытаскиваю — мелкую рыбешку,
холодную стеклярусную нить,
пук водорослей, расписную ложку, —
набухшую, но можно подсушить.

И — счастлив,
и — блажен,
и — не надеюсь
 на жемчуг, скрытый в раковине лет.

Я знаю — он растет.
Я не изверюсь…
Грядущему ловцу дарю свой лучший свет!

...Стихи возникают из той пустоты, когда тебя не видят и не слышат.
В каждом стихотворении надежда на услышанность, на спасение.
ВСЯ ПОЭЗИЯ РЕЛИГИОЗНА, особенно слабая.

"Блаженны чокнутые,
ибо даже здесь, на земле,
они уже – в раю."
               Ян Рыбович

    Говорят: в наше время смыслы утрачены. Так что ж. Остаются символы, эстетически прекрасными. Потеря смыслов не означает потерю знаковых ценностей.
      
    Поэты Стихиры не парят орлами, редко воспаряют, но и не замыкаются в бытовой  тематике, они заметно думают, начитанные, живут как бы в стороне от традиционной суетной жизни, своим индивидуальным опытом, уверенно сознавая:
   «Мелкие пожизненные хлопоты
   По добыче славы и деньжат
   К жизненному опыту
   Не принадлежат», -
          Борис Слуцкий.
   
    Не ширяют наши поэты орлами, но и не расстаются с вышиной творящей.
Во многих заметен ворон, вагиновский «Ворон» с его волшебством.

Прекрасен, как ворон, стою в вышине,
Выпуклы архаически очи.
Вот ветку прибило, вот труп принесло,
И снова тина и камни.
И, важно ступая, спускаюсь со скал,
И в очи свой клюв погружаю.
И чудится мне, я пью ясный сок,
Что бабочкой переливаюсь.


Рецензии
Так сближаются, что теряют ощущение виртуальности, путают с реальным миром. Страсти кипят нешуточные! Влюбляются, ссорятся, дружат!
Стихира -- уход от жизни или замена ей?

Татьяна Ионесси   21.06.2022 07:21     Заявить о нарушении
И то, и, другое, и выжить иногда в помощь, и, реклама, хотя, это меньше всего.

Ирина Туман   21.06.2022 22:08   Заявить о нарушении
Выжить, однако, очень помогает, я бы это на первое место поставила.

Ирина Туман   21.06.2022 22:11   Заявить о нарушении
Когда нет других вариантов)

Ирина Туман   21.06.2022 22:14   Заявить о нарушении
Когда нет других вариантов...

Татьяна Ионесси   22.06.2022 06:20   Заявить о нарушении
На Стихире...

...Сходятся, расставаясь,
и расстаются,сходясь.
Не расстаются, не сходятся -
это чаще бывает,
неразрывна такая связь.

Николай Рустанович   24.06.2022 08:56   Заявить о нарушении
Касания душ оставляют свой след навсегда...💞...💥...

Жанна Арк Вощинчук Скугорь   27.06.2022 07:22   Заявить о нарушении
Видимо, да. Но не могут заменить реальных встреч.

Татьяна Ионесси   27.06.2022 09:44   Заявить о нарушении
Тем они и ощутимее...острее...необыкновеннее...
Ведь реальность рано или поздно расплавляет ...приземляет...этот невероятный полёт души(душ)...
Но всё относительно в мире этом...
Да, в реальности есть возможность касаться телами...
На расстоянии же - лишь душами...сердцами...
Что важнее? Поди знай...
Хотя...я тоже За реальность...и касаний, и чувств...да...

Жанна Арк Вощинчук Скугорь   27.06.2022 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.