Страница дневника

В рассказе Карела Чапека «Последний Суд» Бог представлен в роли свидетеля, а не судьи, потому что он всё знает – все причины и последствия, все переплетения судеб, и поэтому не может судить.

Я подумала, что у этого рассказа есть нечто общее с Сикстинской Мадонной Рафаэля. Многие критики отмечали, что с самой Мадонной на картине можно встретиться глазами, но её взгляд будет таков, как будто она смотрит куда-то сквозь человека, как будто видит нечто ЗА. Не за зрителем, а за границей человеческого восприятия. Как раз то, о чём писал Чапек – все причины и последствия, паутину из нитей судеб.

Мне подумалось, что такая концепция, выраженная совершенно разными инструментами, присутствует во всех значимых произведениях искусства. Всё искусство об этом – о попытке понять. Проникнуть глубже в связи мировых путей. Изучая философию искусства даже поверхностно, понимаешь, что произведения, остающиеся в веках, стремится выразить всеобщее. И зачастую даже независимо от желания автора, потому что художник (в широком смысле, будь то даже музыкант или танцор) невольно соприкасается с этой самой паутиной судеб. Забавно, но её существование можно обосновать даже с точки зрения квантовой физики.

Людям не дано видеть все причинно-следственные. Однако достаточно помнить о том, что их больше, чем может знать человек, чтобы понимать – любые суждения о том, что есть зло, а что есть благо, неполны. А значит, любые человеческие оценочные эмоции – радость, гнев, вина и т.д. не являются достаточно обоснованными.

Понимая это, сложно позволить себе просто быть человеком – испытывать эти самые оценочные эмоции. И ещё трудно отделаться от боли. Боли от того, что человека и весь мир пронизывает вечность, которая трудно совместима со всем эфемерным, в том числе с самой жизнью.

Но те, кто избегает взгляда в эту Бездну (я имею в виду взаимосвязанность всего со всем), подобны страусу, или детям, что прячутся от темноты под одеялом. «Не видно – значит не страшно». Что, если смотреть без страха, во все глаза? Это накладывает ответственность за свой след в мире, или порождает вседозволенность? (Вопрос можно считать риторическим)

Из всего этого можно сделать много выводов. Но я просто доверяю тебе это как страницу дневника, поясняющую некоторые мои соображения и действия.

Спасибо, что дочитал.


Рецензии