Наш бронепоезд

Трудно лишиться чувства юмора, когда читаешь умопомрачительные сообщения о разработке всё более новых  видов вооружений в России. Особенно, когда вспоминается дремучая шутка о том, что "новое - это хорошо забытое старое". И вот на днях, читая о новом ракетном железнодорожном комплексе "Баргузин", который через год-другой пополнит могучий ядерный арсенал России, я невольно вспомнил о далёких 70-х годах прошлого века.
 
Я тогда трудился в организации, которая разрабатывала средства связи для нужд ВМФ СССР. Наши достижения были, естественно, засекреченными, но я, как к.т.н. и член радиотехнической секции нашей организации, был посвящен в большинство всех новых разработок, тем паче, что эти работы планировались для реализации по самым разным направлениям. И вот однажды  на рассмотрение технического совета была представлена киловаттная модификация КВ радиопередатчика для ракетного железнодорожного комплекса. Подобный аппарат был нами разработан несколько лет назад для нужд ВМФ. Казалось бы, в чём проблема-то? Не всё ли равно, куда поставить передатчик: в радиорубку корабля или в купе вагона поезда?! Но мы, специалисты, сразу поняли существенную разницу. Корабельный КВ-передатчик киловаттной мощности обычно работает на небольшую штыревую антенну, и горя с нею почти не знает. А вот такой же передатчик, и с такой же антенной, установленный в вагоне поезда, будет работать плохо по элементарной физической причине: если железная дорога электрифицированная, то, проезжая мимо опор поддержки контактной сети, антенна передатчика неизбежно будет вступать в нежелательную электрическую связь с этими опорами, и энергия передатчика будет бесполезно теряться в каждой проходимой опоре. Связь со штабом будет прерывистой, что плохо по нескольким причинам. Во-первых, будут постоянные сбои в работе систем связи. Во-вторых, радиоразведка вероятного противника, получая такой прерывистый сигнал, моментально определит скорость поезда, ибо расстояние между опорами общеизвестно путейцам всего мира столь же точно, сколь и ширина железнодорожной колеи в разных странах! Поделив  расстояние между опорами на период прерывания связи, наш вероятный противник (а это, конечно, США, кто же ещё!) точно определит скорость поезда, не пользуясь никакими другими методами или приборами. Спутники-шпионы не потребуются!
 
Можно уже не упоминать о проезде мостов и туннелей, когда связь будет пропадать полностью и надолго, что недопустимо для такой системы, ибо она должна иметь постоянную связь со штабом.
 
Тем не менее, и передатчик, и вся система были разработаны и приняты на вооружение. Но в начале 90-х вся эта "кузькина мать" была ликвидирована, и я о ней забыл. Но не навсегда! Во время очередного визита в Питер (в 2013 году), я посетил музей железнодорожного транспорта, который был создан на перронах бывшего Варшавского вокзала. И вот там, кроме всяких разных паровозов, дрезин и вагонов, я увидел это ракетно-ядерное чудище во всей своей красе.
 
А через семь лет после этого визита я прочёл в интернете про новый ракетно-ядерный железнодорожный комплекс "Баргузин". Невольно вспоминается старая народная песня: "Эй, баргузин, пошевеливай вал: молодцу плыть недалечко!"   


Рецензии