Гении


Скрябин
                Любить самоотверженно и беззаветно, с силой, равной   
                квадрату дистанции, - дело наших сердец, пока мы дети.
                Борис Пастернак «Охранная грамота» Часть 1 глава 2

                Раздается звонок,
                Голоса приближаются:
                Скрябин.
                О, куда мне бежать
                От шагов моего божества!
                Борис Пастернак, поэма «Девятьсот пятый год»



Имя Скрябина светит с афиши.
Вдруг – прыжком гимназисту на ранец.
Тот с любовью несёт его в дом,
Обожаньем и мукой объят.
Словно воздухом, именем дышит.
Полыхает как протуберанец.
Над мальчишкой смеются потом,
Если тот говорит невпопад.

ОН пришёл попрощаться. Играет.
Да так -  не опишешь словами.
И уходит, оставив при этом
Этюды для сказочных снов.
Спит рояль. Звуки музыки тают,
Но когда-нибудь станут стихами:
Мальчик станет великим поэтом -
Волшебником музыки слов. 

II
«Рай»* Тинторетто**
                Точно это пощечина, данная в его лице человечеству… Надо
                видеть Микеланджело Венеции - Тинторетто, чтобы понять, что
                такое гений, то есть художник.
                Борис Пастернак «Охранная грамота» Часть 2 глава 17

И «Рай» такой похож на ад
В чем Тинторетто виноват?
Рай – совершенство и покой,
А здесь – толпа, рай не такой.
Нагроможденье лиц, фигур
Как будто бы с карикатур.
А где же райские сады
И реки полные воды?
Белила цинковые вдруг
Темнеют, приводя в испуг:
Ведь крылья ангелов, - о, Боже!-
На крылья демонов похожи.
И Леда обнажила грудь,
Хоть бы прикрылась чем-нибудь.
Христос и Бог-отец на дожей
Всем обликом своим похожи.
Венецианский здесь сенат.
Коль рай такой, каков же ад?

•-  Эта знаменитая картина возможно является самой большой картиной в мире и называется "Рай". Ее размеры 7 метров в высоту и 22 метров в ширину. Хранится во Дворце дожей в Венеции.
•- Тинторетто Якопо – итальянский живописец венецианской школы Позднего Возрождения, чьи произведения насыщены мятежным духом социального протеста (Приложение к «Охранной грамоте)

III
Маяковский
                Он барельефом, каким я всегда видел его на времени,
                высился среди сидевших и стоявших.
                Борис Пастернак «Охранная грамота» Часть 3 глава 13

                Как же
                себя мне не петь,
                если весь я —
                сплошная невидаль,
                если каждое движение мое —
                огромное,
                необъяснимое чудо.
                Владимир Маяковский, поэма «Человек»

Он барельефом остался во времени.
В гуще движений символистов и футуристов
Высился над талантами гением,
Голосом мощным и Маяком лучистым.

Его неведомое притягивало и звалО…
Внутри себя – полёт в бесконечность.
Ему пространство было малО,
И  шагнул он поэтому в вечность.


http://stihi.ru/2020/07/30/9179


Рецензии
Классно! Спасибо за интересный экскурс в жизнь гениев вдохновителю и вдохновлённой...
***
Светлой радости осеннего вдохновения!

Валентина Шарикова   19.10.2020 09:22     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за искреннее пожелание.
С теплом,

Тина Строк   19.10.2020 19:20   Заявить о нарушении