С босыми душами во вселенной

 …Красный, мягкими  складками льющийся  хитон, с отблеском  меди  волосы, глаза –  два синих озера, мягкая  поступь БОСЫХ   НОГ … под музыку Интернационала, ОНА  танцевала для  русских ценителей  балета, зрителей, казалось  переставших  дышать, взорвавшихся бурей  аплодисментов в финале!

ОНА навсегда изменила представление о танце, внеся  легкость, свежесть, непосредственность и фантазию, после чего мир не сможет быть прежним. Ее «свободный танец» высоко оценил  Сергей Дягилев говоря, что  классическому балету  нанесён «удар, от которого он никогда не оправится».
…Лишенная гражданства США за  танец, (с красным флагом в руках), известная танцовщица приехала в Москву по приглашению наркома просвещения Луначарского. Получив  роскошный Балашовский особняк с двумя танцевальными залами, на ПРЕЧИСТЕНКЕ  открыла   детскую  школу – студию, продолжая  сольные выступления.


ДОРА  Энджела Дункан, урождённая в Сан – Франциско,  выдающаяся личность, опередившая время,  стремившаяся  изменить человечество в лучшую сторону.
Родоначальница танца «модерн» с собственной  философией свободы: «Для меня танец не только искусство, позволяющее человеческой душе выявиться в движениях, но он еще и основа целой концепции жизни, более утонченной, более гармоничной, более естественной … все подчиняется этому верховному ритму, характерным признаком которого является  СТРУеНИЕ. Ни в чем природа не совершает скачков; между всеми моментами и состояниями жизни существует последовательность, которую должна свято соблюдать в своем искусстве и танцовщица, иначе она превратится в неестественную, лишенную истинной красоты, марионетку. Искать в природе наиболее прекрасные формы и находить движение, которое выявляет душу этим форм, – вот искусство танцовщицы», – писала  в статье «Искусство танца» в 1913 г.

Она - женщина, которая "станцевала все на свете", выразила в гибких движениях всю боль своей души и пережитых потерь…

Жизнь  ЕЁ - сплошные  преодоления: оставшись без отца, мама  ДОРЫ смогла дать  четырём   детям минимум -  читая  вслух  классику, играя на  рояле – открыла  им мир музыки.  Рано  девочка стала работать. Попав с экскурсией   в музей греческой  культуры, она  долго  рассматривала  небольшую  фигурку босоногой  танцовщицы, поразившей её. Она неоднократно  возвращалась к ней, долго  изучала самые неуловимые  нюансы, наконец – смогла  расшифровать   тайнопись,  заложенную  скульптором в  движениях тела.

Создала   - слепок  своей формы танца, собственной натуры, где стремление к свободе сочеталось с непреодолимой жаждой любви, необходимостью постоянного обновления.

…Личная жизнь  АЙСЕДОРЫ была фейерверком страстей,  от  которой можно было   ослепнуть и умереть: первая  неудачная  любовь, рождение  четверых детей, предчувствие их потери, ( не проходящая  фобия, лечение  которой не давали результата.  Сновидения - «детские  гробы на белом  снегу».  Оказались  пророческими …при  переезде из  Версаля в Париж машина с детьми и няней, пробив ограждение – рухнула в  Сену.  Погибли  все)...


Боль, отчаяние, потери  и  одиночество -  вот    багаж, с которым приехала в  РОССИЮ, приняв с благоДАРНОСТЬЮ  приглашение на работу.
Великая  танцовщица, с кровоточащими  ранами, о которой напишет  Андрей  Белый: «...она вышла, легкая радостная, с детским лицом.  В ее улыбке была заря. В движениях тела – аромат  зеленого луга. Складки ее туники, точно журча, бились пенными струями, когда отдавалась она пляске вольной и чистой».

Нет, не просто танцевала, она… ворвалась в  обыденность жизни таким же  сентябрьским вечером, очаровала своей открытостью, глубокой  философией, вселенской  ЛЮБОВЬЮ к  окружающим...


…Они познакомились на вечеринке в мастерской театрального художника Георгия Якулова.
Илья Шнейдер, помогавший Айседоре в организации школы, вспоминал:

"Вдруг, меня чуть не сшиб с ног какой-то человек... Он промчался, крича: "Где Дункан? Где Дункан?"
- Кто это? - спросил я Якулова.
- Есенин... - засмеялся он.
Позже мы с Якуловым подошли к Айседоре.
Она полулежала на софе, отдыхая после  выступления. ЕСЕНИН стоял возле неё на коленях, она гладила его по волосам, повторяя нараспев  два русских  слова: «за- ла –тая  га-ла – ва», даже не зная, что  пред  ней гордость  России - поэт... Трудно было поверить, что это первая их встреча; казалось, они знают друг друга давным-давно, так непосредственно вели они себя в тот вечер".


Он не знал  английского, она – всего  два десятка  слов  по- русски. Да и к чему они – если, как   фигурку  в музее -  она  СКАНИРОВАЛА   ПОЭТА:
ЗОЛОТАЯ  ГОЛОВА, ЗОЛОТОЕ  ИМЯ! ЗОЛОТОЕ  СЕРДЦЕ!
СЫН  ЗЕМЛИ  РУССКОЙ, с ГЛУБИННОЙ  БОЛЬЮ -  ЛЮБОВЬЮ к  РОССИИ,  СВОЕМУ  НАРОДУ.
ЗАХВАТЫВАЮЩЕЙ  ДУШУ   ДЕТСКОЙ  ОТКРЫТОСТЬЮ!
ВСЕВЛАСТНОЙ,  ЧАРУЮЩЕЙ   ДУХОВНОЙ   СИЛОЙ!!!

Зная, видя будущее  наперёд, (как и со своими  детьми) – она   открыла  сердце чувствам, впустила это златокудрое, голубоглазое  счастье – СЕРГЕЯ, ступила на дорожку, уготованную СУДЬБОЙ.

…Поутру  возвращаясь с  пирушки,  направились к особняку, где жила Айседора. Извозчик  пролётки задремал,  лошадь несколько раз объехала вокруг стоявшей на их пути церкви.
— Повенчал! — смеясь, сказал Есенин.
— Свадьба! — воскликнула Дункан.
Так началась их супружеская жизнь.


«ОНА античных танцев красоту боготворила.

ОН воспевал красой строфы родную Русь.

ОНА в тунике девой босоногою парила.

ОН ткал берёзовую ситцевую грусть».


"Ценность любви определяется мерой обогащения личности, а не степенью обладания." - констатирует  Антонио  Менегетти, доктор  философии, психологии, теологии  и  социологии.


В талантливой танцовщице поэт нашел  свою  половину, гениальностью не уступавшую ему самому.
Яркий,  неординарный   мужчина - увидел  в  НЕЙ  великую  женщину ! Именно  такой,   для  которого  не  играет  роль  ЕЁ  возраст...  женщина,   которая  ведёт  за  собой,  вся  сила и   власть  которой,  её  КРАСОТА,..    рождающаяся из  глубины  её  самой!

Айседора -  синтез  двух  типов   женщин:   ВЕНЕРЫ - склонной  к  стратегии  удовольствия и  МИНЕРВЫ -  несущей  в  себе  талант   непрерывно  обновлять   ум, который  открывает тем  больше  новых  граней для  идущих  по  жизни  рядом,  своих  любимых...
Она, как    настроенный  музыкальный  инструмент,  порождает  музыку, дарующую покой или  фонтан  чувств, взрывая  безразличие бытия!
Её    женское  существо и  есть  тот  мощный  носитель  естества Божественного  ДУХА.
Наделённая изящным инструментом  передачи  чувств, мыслей – средствами танцевальных движений  тела!


«Коварен жест судьбы, с капризной ироничной миной,

Что свёл сердца в  любовью вспыхнувший дуэт:

ОНА – с безумным шармом танцовщица-балерина,

И ОН – рождённый на Святой Руси поэт»!



Влюбленных ничего не смущало, в  этих отношениях было все: страсть, ревность, выяснение отношений, каждого на своем языке, бурные примирения и сладостные затишья, союз, в котором друг без друга было скучно, но и вместе было тяжело.


«В два года два столетья чувств пылавших уместили,

Безумствами стараясь время наверстать.

ОНИ так вдохновенно упоительно любили,

Как дай вам бог любовь такую испытать…»!



«Я вдохновлялась движением деревьев, волн, облаков, связью, которая существует между страстью и грозой, между лёгким ветерком и нежностью, дождем и жаждой обновления».   Писала  Айседора  Дункан, танцовщица  с  мировой  славой, суть танца которой  заключалась   в слиянии с природой.

Как и  сама  любовь,  яркой  вспышкой    осветившая  жизнь  двух  ярких  личностей!

Можно по-разному относиться к этим отношениям, где переплелись страсть и творчество. Интерес они будут вызывать не только у поклонников таланта танцовщицы и поэта.   Их  отношения  и теперь  привлекают всех, кто открыт к высоким, настоящим, пусть и непродолжительным, чувствам.
Не переставал любоваться женой — чудной танцовщицей, просил ее выступать перед своими друзьями, и по сути, являлся ее главным поклонником. ОНА -  не  понимающая  ни  слова  по - русски, сердцем  чувствовала  ЕГО  стихи, наполненные той  силой и  красотой  земли  РУССКОЙ, поселившейся  однажды и  навеки.


« Не важен был язык, важны улыбки, взгляды, жесты.

Не важен лет, пролегших между ними, груз.

ОНА была Эвтерпой послана ему невестой.

ОН Терпсихорой избран был в любви союз».



Эта история любви с восхитительным началом и печальным концом не была бы так привлекательна, если бы Он не был известным поэтом, а Она знаменитой танцовщицей.

Сергей Есенин с женой жил за границей: в Германии, Бельгии, Италии, Франции. Запад шокировал Есенина своим мещанством и бездушием. Вскоре  поступило предложение дать серию представлений в США. На этот раз Америка встретила ее аншлагами и овациями, но не во всех городах. Критики снова были беспощадны: в ее коротком красном наряде видели большевистскую пропаганду и неуместный эротизм.

Путешествие в ненавистную Америку, окончательно расставило все по своим местам.


"У нее не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драматические потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспитать, снова станет самим собой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить".
(Франц Элленс, бельгийский писатель
Так  всё и получилось:

В ноябре 1925 года поэт заканчивает автобиографическую поэму «Чёрный человек». А 28 декабря в гостинице «Англетер» в Петрограде его обнаруживают повешенным... Убийство было представлено как самоубийство... ( Думается, что  в ближайшем будущем  откроются двери  архива, по  многочисленным  просьбам патриотов, кому дорого имя поэта, с  которым  шли на бой в  ту  войну, подписавших  петицию на имя  В.В.Путина.
Обнародуются  документы, проливающие  свет на  чудовищную  расправу с ГЕНИЕМ  РОССИИ, снявшим  все деньги со  счетов, приехавшим в  Петроград с крупной суммой, без охраны, для  участия в  предлагаемом  проекте…

«Был он изящен, к тому ж поэт, пусть с небольшой, но ухватистой силою, и какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою»…
Писал  о себе и своей жене в  предсмертной автобиографической  поэме «Черный человек».

Спустя  два года  после   трагедии с  Сергеем,  Айседора, его  «милая  девочка»,  перечислив   его МАМЕ и  СЁСТРАМ  ГОНОРАРЫ за издания  книг поэта, до  последней  копейки,  все  полагающиеся ей, как жене ЕСЕНИНА  -деньги... таким же  сентябрьским  вечером  уйдёт  за  ним: её  роскошный  шарф запутается в спице  колеса автомобиля... смерть  наступит  от  удушья,  как и у  него...


«Но вызревает жребий и рукой жнеца-пророка

В фортуны колесо заброшен чёрный шар…

И ждёт ЕГО пеньковая петля слепого рока,

ЕЁ – змеёй обвившийся вкруг шеи шарф…»


Останутся  две  звезды,  нежно  сияющие  на  ночном  бархате неба!
Протягивающие  свои  лучи  друг к  другу...
То  БОСЫЕ  ДУШИ  ИХ  сияют  во  ВСЕЛЕННОЙ!


  К   125- летию   со дня  рождения  ВЕЛИКОГО   РУССКОГО   ПОЭТА,  стихи  которого  по  словам  Александра  Блока:  "ЧИСТЫЕ,   СВЕЖИЕ,   ГОЛОСИСТЫЕ!"

БЫЛИ!     ЕСТЬ   и   БУДУТ!   ОТНЫНЕ   и   НАВЕКИ!


         ИХ  БЕССМЕРТНЫМ   ДУШАМ...    ПОСВЯЩАЕТСЯ!





"Поэт уходит.…Но останутся, как дети,

Его стихи – души нетленной крохи.

И долго будут стайкой жить на белом свете

Парящие лирические строки…"


"Поэт  уходит" poembook.ru›poem/2267562-stans-poet-ukhodit
 

"ОНИ  так  вдохновенно упоительно ЛЮБИЛИ" http://stihi.ru/2019/10/06/7371

Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий   СТАРОСТИН



Иллюстрация, текст: Надежда  Зернова
 


Рецензии
Замечательное эссе!
Спасибо, уважаемая Надежда, за очередное созвучие и соавторство!

С уважением, Валерий.

Валерий Старостин   22.09.2020 23:07     Заявить о нарушении
БЛАГОдарю ВАС, уважаемый ВАЛЕРИЙ.

У журналиста и издателя Ивана Старцева прочла: "Есенин пришел ко мне с печальной вестью,(скоропостижной смертью друга, поэта,Александра Ширяевца), прилег на диван и разрыдался. "Боже мой! Скоро и мне собираться в дорогу!""
Сергея Есенина беспокоило отсутствие памятника на могиле, он профинансировал затраты, войдя в комиссию по увековечиванию памяти Ширяевца.
Могила Ширяевца на Новодевиьчем кладбище в Москве становится местом постоянных "паломнических" вылазок самого Есенина.
Он среди ночи приезжает к нему,и подолгу сидит там.
"Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!/ Перед этим сонмом уходящих я не в силах скрыть своей тоски!".

"И на этой земле угрюмой/ Счастлив я, что дышал и жил... счастлив тем, что целовал я женщин,/ мял цветы, валялся на траве,/ и зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове".

После смерти любимого друга Сергей Есенин неоднократно говорил: "...если я умру, похороните меня рядом с Шуркой милым".
Это духовное завещание было исполнено,он был похоронен недалеко от могилы Ширяевца, пережив своего друга всего на несколько месяцев.

СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасиБО.

Надежда Зернова   23.09.2020 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.