Из серии - наблюдательные заметки

        О, сколько их было, угодливых, работавших в учреждениях, организациях, предприятиях и которые чуть ли не соревновались в ловкости по выдавливанию разного рода подачек, льгот… с начальников отделов, председателей профкомов, директоров..., начиная от самого низшего "начальствующего" состава (старшего по смене, бригадира) и заканчивая высоким чином. В результате ловких «услуг» нижестоящих и выдавались от перечисленных вышестоящих лиц подачки – льготы. Не знаю, как первые, но вторые были весьма довольны денежным, прочим эквивалентом и натурой, если глазу угодно было зацепиться за нее… Как говорится, «Три в одном флаконе»: зарплата, как занимающему ответственную должность и левые потоки и удовольствия, которые ничего ему не стоили, главное зацепиться за должность: а после все идет по отработанному сценарию - законного отъёма государственных средств (денежных средств, должностных мест, наград, привилегий и прочее, и прочее…) и передача крох, с барского стола, угодливым.
        А льготы были немалые, по тем временам. Это не только продовольственные карточки, путевки, должности «по заслугам», доходило  и до распределения внеочередных  квартир, машин… и так далее.
По заслугам награждали очень редко, но об этом громогласно трубили… Но если награждались «по непотребному зову»… об этом, естественно, старались помалкивать.
Думаете, сейчас что-то изменилось?
        Сколько их в государственных учреждениях, предприятиях, в институтах, фабриках и заводах… занимающих «теплые, легкие, присутственные места», где главная забота – это держать лицо, чтобы костюмчик сидел, да карман вовремя оттопыривался. И, естественно, угодить вышестоящему начальнику. При этом, всегда помнить "Он - начальник, ты дурак"
         НАСЕКОМЫЕ - они всегда были, есть и будут.
         И это непреодолимо, везде - всегда - во все времена. Они же человечество и погубят, в конце концов. Но, об этом после.
        Ловкачи и попрошайки у меня не вызывали ни раздражения, ни тем более, желания дружить с ними. Они были мне, не то чтобы, неинтересны.  Я видела и замечала все неприятные моменты, которые сполна накрывали этих людей. Я видела суету, ложь, нервозность, зависть, ненависть, подлость… и многое другое. Они были, как зомбированные, жили какой-то другой, странной жизнью. И часто, как правило, проскакивала пословица «сколько верёвочке не виться…»
И у меня срабатывал инстинкт самосохранения.
        Общаясь с такими людьми - это гарантия потерять не только себя, как личность, РАЗМАЗАТЬСЯ, но и потерять здоровье, свою индивидуальную центрально-нервную систему, а это невосполнимо. В действии - целая «наука» в разрабатывании комбинаций, интриг, ходов и прогноз их на несколько ходов вперед, в предвидении наступления тех, или иных событий, обстоятельств после проведённых ими "манипуляций". И если ты с ними - это засасывает, а значит тебя становится все меньше, сужается жизненное пространство вокруг тебя. Я это чувствовала инстинктивно, на уровне подсознания. А у меня психика слабая и надо было её беречь. А как иначе? Я, дитя военных лет - недовыношено, недоухожено, недокормлено.
      Поскольку это непреодолимо, а для меня лично невыполнимо (не тот характер)  старалась не замечать «деятелей-виртуозов», по возможности избегать, а если общение было неизбежно, то сводила его к минимуму. И не прогибалась.   
        А потому никогда не имела, бесплатных путевок в дома отдыха, санатории, не получала  квартир, орденов, званий, наград, я не ветеран  труда, хотя стаж более 40 лет, трудилась почти до 70 лет. Это называется - всегда мимо.
 Я старалась не  оставаться после работы на  застолья и празднества (День рождения или Новый год, 8-Марта и т д.,) а если оставалась, то на короткое время,  чаще всего по настоянию начальства. Для меня это было настоящей пыткой, смотреть на орущую компанию, сознательно ввергавшуюся в сумасшедшее, неадекватное  состояние… Были люди, которые терпели всё это и держали хорошую мину на лицах. Я не умела, а точнее, не хотела.
Такая моя позиция вызывала исступленное раздражение у принципиальных бездельников и оттьявленных ловчил. И это, безусловно, очень мешало мне жить, как хочется, т.е. жить по собственному желанию у меня не было прав. Если только уволиться, да и то с обязательной отработкой.
       Я никого не задеваю ни злобой, ни ненавистью, никому не строю козни, не строю корыстных планов в отношении кого-либо и т.д… И не понимала, почему, так цеплялись ко мне.  Да, я отказывалась связать кому-то свитер, шарфик, шапочку, сшить платье - я это умела виртуозно и даже лучше, чем в ателье.  Умела сочинять стихи, когда у кого-нибудь был день рождения, да такие…!!! Но, если человек был мне симпатичен, это было обязательное для  меня условие, иначе рифма не пошла бы. Испытано. Как ступор. Остальные обижались, почему их обошла.
Просили и просили постоянно: то стихи написать, подсовывали небольшие фотографии для написания портрета красками. Отказывала мягко, ссылаясь на занятость. Не проходило. В ответ: обида, злость, высказывания разного рода. Было такое, что даже ногами топали. Незабываемо. Изначально, я не умела отказывать, хотя сразу не хотелось кому-то шить, вязать, сочинять… У меня портилось настроение, тряслись руки, раздражение зашкаливало. Я поняла. Трусость, неумение отказывать, это-фальшивый жест доброты - мягкотелость. Это та «доброта», когда после свершения ее немедленно жалеешь об этом.         
         Велика была боязнь обидеть подруг, соседей, родственников. О родственниках? О них есть отдельное размышление. Итак, продолжаю. Всем всегда была что-то должна… Хорошее воспитание не помогало, им элементарно пользовались. Потом научилась отказывать, но с каким трудом. Улыбалась и говорила слова: «Сама, сама! Не умеешь? Научись, какие твои годы, такая молодая". Многими это не приветствовалось «по умолчанию». Некоторые раздражались и говорили мне: «В обществе нельзя жить вне его» и ещё другое, что-то вроде этого. Махровое лицемерие. После очередных отказов я собой была довольна, но осадок неприятный до меня домогался.
        Практически, всё в жизни так элементарно (сшить, связать, испечь торт...) и люди могут это делать каждый самостоятельно, если захотят научиться, но … многие не хотят, предпочитают, чтобы это делали другие «по дружбе». Т.е. умеют «садиться на шею». Почти у каждого из нас есть такие знакомые специалисты узкого профиля, пытающиеся нас препарировать…
        А вот из сострадания (сшить платье Наташке - подруге, когда ее прихватил инсульт, выздоравливая похудела на 20 кг.) или срочно сбегать в аптеку за лекарством для заболевшей соседки, сварить ей еду; покормить соседского пса (хозяйка срочно, на сутки, выехала по делам) - да мало ли бывает случаев в жизни. Это всегда, пожалуйста, сердце летит впереди меня, как путеводитель-навигатор. Надо только уметь разбираться в людях, в «дозе» их деликатности.
Соседка на полгода уехала на дачу, а меня просит раз в два дня поливать цветы (отстаивать воду, разводить по графику удобрения, опрыскивать - ты мол, никогда не уезжаешь в отпуск) На другой год отказала. В городе живет её дочь, родственники…
       Как сказала, умница и любимая мною, актриса Фаина  Раневская: «Хрен,  положенный  на  чужое  мнение, сохраняет Вам  жизнь и хорошее  здоровье» Я бы добавила к этой фразе ещё «И НАСТРОЕНИЕ»         
 Вот так-то !   
               - продолжение следует


Рецензии