Последняя дуэль Пушкина

Легкий ветерок, играючи перегоняя туда-сюда хлопья падающего снега, пытался сотворить из них, что-то на подобие вихря. Но это не совсем у него получалось. Вернее, не получалось совсем. Едва образовавшийся небольшой снежный столбик, в какой-то момент неожиданно рассыпался и неровными кучками плавно планировал вниз. Но ветерок, видимо, попался упорный и, поднабравшись силенок, вновь и вновь тужился собрать снежинки в подобие маленького смерча. Но ничего не получалось: снежинки явно не хотели вращаться по спирали.
Сашка, сидя за предпоследним столом в классе, слегка улыбаясь, наблюдал эту забавную игру снежинок и ветра за окном. Когда формировалась очередная попытка вскружить падающий снег, как заправский футбольный болельщик, Сашка мысленно сопереживал ветру, подбадривая того: «ну, давай, давай… эх…». А в классе, тем временем, было тихо. Только преподавательница литературы Наталья Александровна, еще молодая и стройная женщина, немного заунывным и однотонным голосом, звучавшим в этой тишине, рассказывала что-то там об социалистах – утопистах. Что за утописты?
- …французский философ и известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма Сен-Симон родился в 1675 году … - эхом раздавалось в голове у Сашки. Вообще-то, семиклассник Сашка был не то, чтобы отличником, или, как называли таких в классе: «зубрилой» или «ботаником», а учился, как он сам утверждал, по интересу. Если у него появлялся такой интерес, например, к математике, то неизменным результатом в дневнике красовались пятерки. Ну, а если интерес вдруг пропадал, то тройки, будь они неладны, кучками теснились в соответствующих клетках того же ответственного Сашкиного документа. Особенно по физике. Вот и сегодня интерес снова куда-то запропастился.
А может быть все дело в учительнице, Наталье Александровне? Сегодня она явно не в настроении. Рассказывает – будто псалтырь читает. А вдруг ей сегодня сон дурной приснился или в личной жизни, там, что-то не сложилось? Вот и переживает. На уроке. Рассуждая так, Сашка упустил момент, когда у ветерка получилось, наконец, вскружить снежинки в небольшую извивающуюся воронку. И Сашка, искренне порадовавшись за своего нового воздушного приятеля, засмотрелся на это маленькое чудо.
Вообще-то, у Сашки, кроме всего прочего, была немного смешная фамилия - Ушкин. А отчество – Сергеевич. И звучало это так странно: Александр Сергеевич Ушкин. В общем, до великого поэта ему не хватало всего-то одной буквы. «Недоделанный поэт», как дразнили его одноклассники. Но больше всех упражнялся в этом рыжий задавала, кривляка и вечный троечник – Хлистунов, или попросту – «Хлыст». Сашка не любил, когда его так называли, в особенности, если это был Хлистунов. И не раз собирался побить его за очередную обиду, но каждый раз эту затею приходилось оставлять. Все же «Хлыст» и ростом его выше: аж на целых полголовы, и кулаки у него - будь здоров. Тот уже целый год занимался в боксерской секции, чем постоянно выпендривался, особенно перед девчонками. В общем, проигрыш в дуэли Сашке был гарантирован. От этого ему становилось грустно и обидно.
А еще Сашке очень нравится девочка Ира, которая сидела за вторым столом параллельного ряда. Только в этом Сашка боится признаваться даже себе. Ира учится в их классе всего полгода, поскольку Ириного папу, он - военный, перевели по службе. Когда Ира первый раз появилась в их классе, а было это в самом начале сентября, то Сашка сразу же влюбился в нее, как только увидел. Стройная, симпатичная, с потрясающими волосами соломенного цвета, эффектно спадавшие на ее хрупкие плечи, и с большими голубыми глазами, которые украшались не менее потрясающими ресницами. Позже выяснилось, что Ира, к тому же, была круглой отличницей и имела второй разряд по гимнастике. Сашка часто любовался ею, когда смотрел на нее во время урока, с надеждой, что Ира обернётся и оценит Сашкино внимание к ней. Более того, Сашка не так давно написал стихотворение для Иры и хотел прочитать его ей, но очень стеснялся. Кроме всего была еще одна причина Сашкиной робости: «Хлысту» Ира тоже, видимо, нравилась. И когда Александр пытался подойти к Ире и о чем-то заговорить, вдруг откуда ни возьмись появлялся Хлистунов и любыми способами отгонял Сашку. Это было самое обидное.
Но зато у Сашки было огромное увлечение: читать книги. Он мог заниматься любимым делом, когда угодно: за завтраком, за обедом, в транспорте, на уроке… И даже ночью под одеялом при свете фонарика, чтобы мама не видела. В особенности, Сашке нравились книги по истории. А ещё его увлекала поэзия. Он запоем читал стихи Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Фета. Многие из их произведений мог читать наизусть. Но стихи современных поэтов его почему-то не очень трогали: только XIX век! Девятнадцатый век был его наилюбимейшим поэтическим временем. В настоящее время Сашка читал самого Байрона. А до этого был прочитан весь «Евгений Онегин». Более того, некоторые понравившиеся главы Сашка мог читать по памяти и с большим удовольствием. Например, «Мой дядя самых честных правил…», письмо Татьяны Онегину: «Я Вам пишу…», «Уж, небо осенью дышало…». Вообще, пушкинская осень у Сашки всегда вызывала неописуемый восторг. Особенно его волновали строки дуэли Ленского и Онегина:

Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

И всегда, когда Сашка мысленно или полушепотом прочитывал строки о дуэли, руки его сжимались в кулачки и наливались особой энергией. И если бы ненавистный «Хлыст» в тот момент оказался рядом, да еще возле Иры – тому бы просто несдобровать!
- …вскоре Сен-Симон выходит в отставку, отправляется в Голландию, стараясь убедить правительство составить французско-голландский колониальный союз против Англии… - неожиданно заунывный голос учительницы обрывается и слышится уже бодрый, переходящий в легкий когнитивный диссонанс:
- Ушкин! Для кого я это все рассказываю? Что ты там увидел за окном? Тебе что, не интересно слушать про Сен-Симона? Встань, когда я с тобой разговариваю…
Сашка нехотя встает. Еще раз быстро бросает взор в окно, чтобы кивнуть своему приятелю – ветру, и начинает бубнить под нос:
- Я… Я больше не буду, Наталья Александровна… Я.. буду слушать… Сен-Симона… - в ответ в классе раздается дружный, но не громкий смех. Видимо, занудный рассказ про какого-то там Сен-Симона, также ни у кого не возбуждает интереса. Вот вчера по телеку шел очередной сериал «Неудержимых». И Джейсон Стейтем вновь валил всех с одного удара.
- А он, Натальсанна, - раздается предательский голосок «Хлыста», - как Пушкин, опять стихи сочиняет. Пусть почитает, а мы послушаем… - в классе снова раздается смех, но более дружный и громкий.
- Шум! Шум! – пытается успокоить аудиторию учительница. – А ты, Хлистунов… если что-то хочешь сказать, подними сначала руку... Иначе я тебя удалю из аудитории.
В классе вновь устанавливается тишина. И Наталья Александровна вновь продолжает рассказывать про Сен-Симона. Все так же однотонно и безынтересно. Сашка пытается вслушиваться в ее повествование, но это плохо удается. Буквально на третьем предложении забывается, что было услышано в начале. Неужели этот Сен-Симон был таким скучным и нудным, как наша учительница? Не может быть!
Но когда же родился Сен – Симон, этот знаменитейший мемуарист, автор подробнейшей хроники событий и интриг  версальского двора времен Людовика XIV? Ах, да, в 1675 году. И Пушкин должен был знать произведения Сен-Симона. Но, странным образом, рассуждал Сашка, имя Сен-Симона не упоминается у Пушкина ни в сочинениях, ни в рукописях. А почему? Хотя нет, Александра Осиповна Смирнова, фрейлина императрицы, друг и собеседник Александра Сергеевича, в своей автобиографии пишет, что Пушкин в 1832 году советовал ей «писать свои мемуары... в роде Сен-Симона». Значит, знал читал поэт его произведения. Да по-другому не могло и быть: все светское общество зачитывалось произведениями знаменитого француза. И Александра Осиповна тогда была при императорском дворе, как и Сен-Симон, в свое время, при дворе Людовика XV. Сашка вспомнил еще, что именно Смирнова-Россет не раз предупреждала поэта об интригах, что плелись против него. А перед самой роковой дуэлью отправила письмо Пушкину. Только Александр Сергеевич не смог или не успел его прочесть.
Кстати, не так давно Сашка на книжной ярмарке, что проходила недалеко в торговом центре, купил интереснейшую книгу: «Военно-судное дело о последней дуэли Пушкина». Автор, какой-то А. Наумов. Прельщало не только название, но и то, что этот Наумов был не просто писатель, а доктор юридических наук. А значит, понимал толк во всех этих запутанных делах, в том числе и юридических. А как же. После той последней дуэли Пушкина велось расследование. Что и говорить, приговор, поначалу, был строг. Но что же произошло потом? До сих пор не ясно, что же послужило настоящей причиной дуэли и выявлены ли были истинные зачинщики тех трагических событий? Понесли ли они наказание? И знал ли обо всем император Николай I? А если знал, то почему не воспрепятствовал дуэли? Ведь только за одно участие в дуэли, даже в качестве секунданта, следовало наказание - заключение в крепость на 10 лет или повешение.
Спустя пять дней после дуэли, военному суду были преданы три человека - поручик кавалергардского полка барон Ж. К. Геккерн, он же - Дантес, камергер двора его императорского величества А. С. Пушкин и инженер-подполковник К. К. Данзас - «последний за нахождение при оном секунданте». А вот секундант Дантеса виконт д’Аршиак к тому времени, видимо, кем-то предупрежденный, уже умчался из России в Швейцарию. И уже 19 февраля суд вынес приговор о повешении Дантеса и Данзаса. О Пушкине было объявлено: «…дело за его смертью прекращено». Но позже военное и надзорное начальство высказались о смягчении приговора: Дантеса, за вызов на дуэль и убийство камер-юнкера Пушкина, лишив чинов и дворянского достоинства, выслать с жандармом за границу. А вот Данзасу было определено следующее наказание: лишить дворянства, чинов, золотого оружия «За храбрость» и разжаловать в солдаты. Но чуть позже, ввиду беспорочной 19-ти летней службы Данзаса, имевшего ранения в боях и получившего высокие награды, было окончательно решено заключить его под арест в крепость на два месяца, а после того «обратить по-прежнему на службу». И уже 19 мая 1837 года Данзас был освобождён. Вот такое следствие было проведено по делу о дуэли А.С. Пушкина.
Сашка осторожно вынул книгу из своей сумки и, положив на колени, принялся читать, время от времени поглядывая на Наталью Александровну. Несколько ранее, он уже прочел треть этой интереснейшей книги, где А. Наумов, вел скрупулезное расследование на имевшихся у автора материалах.
 
***

Пушкин, закутавшись в медвежью шубу, сидел на снегу и смотрел куда-то в сторону от переговаривающихся между собой секундантов и нагло и уверенно, стоявшего подле них Дантеса. О чем думал Александр Сергеевич в эти последние минуты перед дуэлью? Что терзало его сейчас, перед началом вхождения в «неизвестность»?  Может быть он думал о своей прекрасной и невиннейшей супруге Наталии Николаевне? Если дуэль закончится безрезультатно… то он, Пушкин, ничего не расскажет своей «Мадонне», как любил называть ее в редкие, но волшебные минуты счастья. Если же кому-нибудь из противников случится убитым или раненым быть, то… Натали все так узнает. А может быть Пушкин думал о своих замечательных детях? Мария, Александр, Григорий, Наталья. Как они там? Гришка недавно переболел простудою. Еще очень слаб. А Наталья... Года ведь ещё не исполнилось. Эх, слишком мало времени проводил время с ними. Мало. Если все закончится благополучно, обязательно поедем в деревню. Будем гулять, кататься на лошади, купаться…
- Ну, что же, начинать?.. – услышал Пушкин негромкий голос своего секунданта Данзаса.
- Все ли, наконец, кончено? Пора уж и начинать, - Пушкин старался казаться спокойным, но все же некоторое нетерпение обнаруживалось в нем.
Он искоса посмотрел на своего противника. Поручик Дантес, высокий, крепко сложенный, был внешне спокоен. Прекрасный стрелок, отлично владевший саблей и шпагой, он казалось, был совершенно уверен в исходе поединка. Неожиданно послышался голос д’Аршиака, который по-французски просил соперников подойти и выбрать оружие:
- Господа! Прошу вас!..
Пушкин нехотя поднялся и неуверенно пошагал к секундантам. Выбирая оружие, он еще раз взглянул в глаза Данзасу: мол, все верно? Пора… Затем быстро скользнул взглядом на Дантеса – лицо того было самоуверенно и, как показалось Пушкину, с легкой усмешкой на устах. Шел 5-й час вечера.
Секунданты, шинелями обозначив барьеры, отвели противников на исходные позиции. Напряжение достигло апогея. Смертельная встреча двух непримиримых противников началась. По сигналу Данзаса, очертившего шляпой, зажатой в руке, полукруг в воздухе, соперники начали сближаться. Снег, нервно скрипя под шагами Пушкина, оставлял позади него четкие и ровные следы. До роковой черты, куда Данзас бросил свою серую шинель, оставалось не более четырех шагов. Вот уже три шага… Два… Пушкин уже находился у барьера и, несколько повернувшись туловищем, начал целиться в грудь Дантеса. Однако попасть в движущуюся мишень было сложно – Дантесу оставалось пройти до барьера еще три шага. Пушкин ждал окончания подхода соперника к барьеру, чтобы затем сразу сделать выстрел.
Неожиданно, не дойдя одного шага до барьера, Дантес выстрелил с ходу -целиться в стоявшего на месте Пушкина ему было удобно. К тому же Александр Сергеевич еще не успел закончить классический полуоборот, который был принят при дуэлях с целью уменьшения площади прицела для противника. Его рука с пистолетом была вытянута вперед - правый бок и низ живота были совершенно не защищены.
Яркая вспышка. Пушкин на мгновение ослеп и в ту же секунду почувствовал удар в бок и нечто с силой стрельнувшее в поясницу…
***
- Это нечестно! – послышался сдавленный Сашкин крик.
В классе все замерли и повернулись в сторону, откуда только что раздался странный возглас.
- Что такое? Что случилось? – немного испуганно от неожиданности спросила Наталья Александровна. И заметив, что все ребята в классе смотрят в сторону Ушкина, направилась к нему.
- Что с тобой, Саша? – еще более испуганно спросила учительница, увидев в Сашкиных глазах крупные слезы. Наталья Александровна подошла в плотную к Сашке и рукой стала ощупывать его лоб. Но лоб был в порядке.
- Что же произошло? Почему ты плачешь? – уже несколько успокоившись еще раз спросила Наталья Александровна. Она быстро посмотрела на класс, обнаружив у большинства вопросительные и удивленные лица. Потом снова посмотрела на Сашку и увидела у него на коленях раскрытую книгу. Учительница, взяв книгу и, прочитав ее название, уже многозначительно сказала:
- Теперь мне все понятно…
Но тут прогремел спасительный звонок. Послышался общий одобрительный выдох. Но все же большинство в классе находились в недоумении и в явном любопытстве: что же, все-таки, произошло?
- Так. Все свободны. А ты, Ушкин, задержись на несколько минут.
Когда класс опустел, Сашка, опустив голову, стыдливой походкой подошел к столу преподавателя и пробубонил:
- Простите… Наталья Александровна… - и, кажется, в добавок всхлипнул.
- Знаешь, Александр, - начала спокойным и участливым голосом Наталья Александровна. – Мне очень приятно, что ты увлекаешься биографиями великих людей. Да к тому же еще и Александра Сергеевича Пушкина. Но… все же предмет нашего изучения сегодня был Сен-Симон. И, честно скажу, меня очень огорчило, что ты совсем меня не слушал…
- А вот и нет, Наталья Александровна, - перебил учительницу Сашка. – Вы ошиблись, когда сказали, что Сен-Симон служил при дворе Людовика XIV. Это неверно. Он служил у Людовика XV-го… И в плен его в Америке захватили англичане, а не испанцы…
- Ах, вот даже как? – воскликнула очень удивленная Наталья Александровна. – Ну, извини… Я и не знала, что ты такой знаток биографии Сен-Симона.
На лице учительницы засияла довольная улыбка.
- А знаешь, что Саша, - уже примирительно сказала учительница. – Знаешь, я ведь тоже очень увлекаюсь биографиями великих людей. И у меня дома есть неплохая библиотека. И у меня к тебе большущая просьба…
- Я слушаю Вас, Наталья Александровна, - Сашка сделался очень серьезным и внимательным.
- Нет.. Ты уж так не напрягайся, - заметив Сашкино изменение в лице, успокоила его преподаватель. – В следующий раз… давай с тобой подготовим урок о нашем великом поэте. О Пушкине. Расскажем о его жизни, о его стихах… Ты не против? Только у меня к тебе еще одна просьба… дай, пожалуйста, почитать твою удивительную книгу. Дома у меня много изданий и Пушкина, и о Пушкине. А вот такой я еще не встречала…
- Конечно, конечно, Наталья Александровна. Возьмите, - и Сашка протянул свою книгу. В его глазах уже не было и следа от прошлых огорчений. Наоборот, они сияли радостью. Наверное, и от того, что учитель смог увидеть и понять Сашкины чувства.
- Наталья Александровна! – вдруг неожиданно заявил Сашка. – А хотите я прочту Вам свое стихотворение? Я его только вчера написал, как только начал читать книгу.
- Стихотворение? – переспросила удивленная учительница. – Ну, что же, прочти. Я с удовольствием тебя послушаю…
Сашка, положив свою сумку на сиденье стула, вышел к доске, немного подумал, видимо, собираясь мыслями. Затем, как лицеист – Пушкин с известной картины, выставил правую ногу вперед и убрав левую руку за спину, начал негромко читать:

Желтою вьюгой в день угасающий
Бросил художник небрежно мазок.
Осень срывает дождем изнывающим
С ветки надежды последний листок.

Я понимаю, что все это присказка,
 Хрупкий восторг ненаписанных строк.
Но не могу оторваться от призрака -
С ветки слетает последний листок…

Следом, скитаясь, меркнет безропотно
Тающий шепот ночной тишины.
Звездною пылью во мраке утоплена
Тайна рожденья последней весны.

Грустно и скучно осень устроена,
Слезы на окнах ничем не сотру.
Лист, как надежда, слаженно скроенный,
Зябнет, слетая, на мокром ветру
 
Ты подожди торопиться в небытие.
Нежно ладони подставлю тебе.
Может быть, ты всего лишь наитие,
Скромный посланец в чьей-то судьбе…*

Сашка закончил и посмотрев на учительницу, удивился. Ему показалось, что в глазах Натальи Александровны сверкнула слеза. Но та быстро спохватилась и начала хвалить стихи Сашкины и как он их прочел.
- Ну, все, Александр, перемена заканчивается. Тебе нужно идти на следующий урок.
Когда Сашка был уже у двери, Наталья Александровна вдруг нежно и тихо сказала вдогонку:
- Спасибо, Саша…
Дверь за Сашкой закрылась. А Наталья Александровна еще долго смотрела ему в след.
И в глазах у нее, действительно, были слезы радости: «Новый поэт родился. Значит, жив Пушкин. Жив Александр Сергеевич».

30.03.19

* - стихотворение М. Перова - Репнина

Радиоспектакль по рассказу М. Перова - Репнина "Последняя дуэль Пушкина" можно прослушать
на канале Ютуб. Партер - театр.
Спектакль рекомендован Управлением дополнительного образования и воспитания детей
МО Московской области как вариант для внеклассной работы.

Рисунки А. Миронова (11 класс)

ВИДЕОВЕРСИЮ произведения можно посмотреть на:
https://www.youtube.com/watch?v=2jsGsr5pFWU&t=589s


Рецензии
Ты подожди торопиться в небытие.
Нежно ладони подставлю тебе.
Может быть, ты всего лишь наитие,
Скромный посланец в чьей-то судьбе…*

:)
"В слове «небытиё» ударение должно быть поставлено на слог с буквой Ё — небытиё. Надеемся, что теперь у вас не возникнет вопросов, как пишется слово небытиё, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове небытиё, чтобы грамотно его произносить".

(Из интернета)

Илья Рагулин   11.10.2020 18:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.