Суншань

(зарисовка на китайские мотивы)


Вечер возник над Суншанем.
Горные кручи в покое.
Реку и лес озаряя, тихо луна проплывает.
Суньюэсы устремилась – пагода древняя к небу.
Слышится стрекот цикады – шепчет в садах хризантема.

Желтый монах ступает к вершине скалистой бесшумно;
Трав лечебных для храма в котомку собрать ему нужно.
Посох в руке – верный спутник.
Свитки в суме – все богатство.
Монах равнодушен к славе – звезды его провожают.
Отшельник идет незаметно, сквозь тени бамбука и кедра.

В долине, у горного склона
Буйволы тянут телегу.
Телегой той правит крестьянин, и песенку он распевает.
Колеса скрежещут о камни...
Собаки истошно лают.

Тяпки несут рисоводы. День провели они в поле.
С кружкой вина поздний ужин – спин не разжать от боли.
Замерли звуки в деревне.
Сон опустился на вежды.
Завтра, чуть свет - ждет работа.
Сон будет краток и крепок.
   
Ночь окутала город.
В сотнях ли – за горами, многоголосого рынка стихла возня деловая.
Где-то, в ямэне зевают воины на башнях высоких.
Спит во дворце император.
Спят его евнухи, жены.
Только одну из наложниц, сон - стороною обходит.
Нынче с начальником стражи – заговор тайный готовит...

Поздно со службы едет, важный сановник в повозке;
Строго отдал приказанья – слуги простерлись в поклонах.
Волны шумят у причала – бьются о берег джонки;
Гости простились шатаясь...
Песни пиров – приумолкли; ученые мужи прощаясь,
Почтили друг друга стихами.
Цитры волшебные звуки никто уж, не извлекает...
Слуги уж, вин – не разносят – лучших – в серебряных кубках;
Девы младые уносят - яства в фарфоровых блюдах.
   
Третья ночная стража!
В храме стучит колотушка.
В сосновом бору у беседки, одиноко кукует кукушка.
Лес окружен сияньем!
Звезд волшебство – в небесах!
Путь продолжает в молчанье, средь гор Суншаня – монах.
Сон для него – не помеха.
Взгляд его ввысь устремлен.
К скалам, где корень целебный силой Луны – напоен.
Спешит он к заветной вершине; вовремя надо собрать –
Корень волшебный в котомку, ведь завтра Луне – убывать.
Кончено...
Собрано много, - выдался трудным день:
Корень аира, шиповник, ревень, корица, шалфей.
Сложено все по порядку – набита сума сполна!
Не будет теперь недостатка...
В храм – возвращаться пора!

С детства монаху знакомы – тропы-лазейки в горах:
Гроты и кельи в пещерах – каждый уступ на камнях.
В небе Суншаня – звезды, дорогу Луне уступают.
С Запада ветер прохладный, в смятенье листву повергает.
Осень спустилась в горы – раскрасила лес желтизною!
Звери, что бродят в чащах, от стуж сокроются в норы.
В гроте забытом – даосов, монах тот присел ненадолго.
К звездам взор устремил он – ноги сложились в лотос.
Предался отшельник покою -
Читая канон и молитвы.
Будды завет вспоминая – предался монах созерцанью.
   
Небо ночное искрится звездным ковром – над горами.
Монах погрузился в думы – Космос его вдохновляет.
Каждой звезде свое место.
Место – Луне и Солнцу.
Есть человеку и зверю место свое и заботы.
Звезды хранят молчанье – мысль Творца охраняя.
Звезды забот не знают; чужды им радость – печали;
Сверкая в заоблачных далях - почета они не теряют.
Выводит их Лодочник Неба - каждую в строгом порядке.
Поэты слагают оды – Солнцу, Луне и звездам.
Стираются в прах поколенья;
Вечна лишь стать Небосвода.
   
Кто я, - в подлунном мире?
Лишенный родителей рано, в храме нашел я защиту.
Мне храм стал приютом и домом;
Братья монахи – семьей.
Здесь, видно, встречу я старость, в терпении службу неся;
Вернуться в обитель мне надо, -
Пока не явилась заря.


2009-2010 гг.
Караганда.
   
Пояснения:  *Суншань – одна из пяти священных гор Китая. Находится она в провинции Хэнань в уезде Дэнфэн на южном берегу Хуанхэ. В эпоху династии Цинь (227-206 гг. до н. э. на горе был построен даосский монастырь Чжуньюэ (Храм серединной вершины). Неподалеку от горы находится Лоян, столица девяти династий. Гора Суншань известна прежде всего как местонахождение монастыря Шаолинь-сы, храма Фаван, а также древней буддийской пагоды Суньюэсы, построенной в 523 г.
    * Суньюэсы – одна из древнейших пагод Китая. Пагоды в Китае стали строиться с приходом буддизма в эти земли во 2-3 вв., и с укреплением его в 6-м  веке при императоре У-ди из династии Лян. Пагода в архитектурном плане - представляет из себя смешение древнеиндийского храма и китайской дозорной башни, на которой в тревожные времена войн зажигались сигнальные огни. Пагода являла собой многоярусную башню построенную либо из кирпича, либо из дерева, камня, а также из металла. Обычно пагоды были местом отправления буддийских ритуалов, здесь монахи совершали молебны, здесь же хранились священные свитки буддистов и их книги. Примечательно, что пагоды, имели сейсмостойкую конструкцию и бывало, что они выдерживали натиск даже очень сильных и разрушительных землетрясений.
    * Ямэнь – правительственное, административное учреждение в средневековом Китае.
    * Ли - китайская мера длины, около 0,6 км.
    * Джонка – китайское традиционное парусное судно
    * Ночная стража – в древности в Китае с семи вечера до пяти утра каждые два часа сменялись ночные стражи; смена стражи отмечалась ударами в барабан, а иногда стуком колотушек. Отсюда двухчасовые отрезки времени стали именовать «стражей». Первая стража – это время от семи до девяти вечера; вторая – от девяти до одиннадцати; третья – от одиннадцати до часу ночи; четвертая – от часу до трех; пятая – от трех до пяти часов утра.
    * Даосы – последователи древнекитайского религиозно-философского учения даосизм (возник в 5-3 вв. до н. э.), – учения о Пути вещей. Основателем этого мистического учения считается древнекитайский философ, маг и мудрец Лао Цзы.
    * Традиционная китайская медицина прошла огромный путь длиною в 5 тыс. лет. Но интерес к ней стал проявляться лишь во второй половине XX века. Древнекитайские врачеватели издавно сформулировали причину всех болезненных процессов в человеческом организме – это нарушение гармоничного течения жизненной энергии «Ци» в  человеке. Однако китайский лекарь способен был вернуть тело в гармонию, применяя лечебные корневища трав, иглотерапию и акупунктурный массаж.
Важное место в древней и средневековой китайской медицине занимал целебный корень – женьшень, с виду напоминающий фигуру человека. Китайская традиционная медицина утверждает, что корень женьшеня, или корень жизни, как его издавна называли в Китае - способен продлить жизнь человека и молодость. Препараты на основе женьшеня оказывают тонизирующее воздействие на организм человека, они стимулируют аппетит, центральную нервную систему, умственную и физическую работоспособность, нормализуют кровяное давление и т.д. В Китае различают ок. 15 сортов женьшеня.
    Целебные корни растений обычно собирали во второй фазе растущей Луны, на пике ее активности, с 8-го по 15-й лунные дни. Считалось, что именно в это время могущественная сила и расширяющаяся энергия Луны, в данном случае исцеляющая энергия, наиболее сильно проявлялась в растениях и во всей природе.
    Восточная медицина издревле, широко применяла корни растений для лечения всевозможных заболеваний. Одни лечат печень, почки, желудок, другие помогают при болезнях суставов, мочеполовой системы, ранах, прыщах, вирусных-простудных заболеваниях и т.д. Самыми распространенными целебными растениями в китайской традиционной медицине считаются: китайский шиповник, аир обыкновенный, шалфей, ревень, корица и многие другие виды лечебных трав, коих неисчислимое множество.


Рецензии
Китайское удаётся вам даже лучше всего)))

Мадлен Нуар   27.12.2020 13:19     Заявить о нарушении