Дворцы Петербурга. 50. Екатерининский дворец

   Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, 
Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец) –
бывший императорский дворец,
официальная летняя резиденция трёх российских правительниц - Екатерины I, 
Елизаветы Петровны и Екатерины II.
   Дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе
(ныне город Пушкин) -  изумительного наслаждения центр.
Является Объектом культурного наследия России,
Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр».
Дворец - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, жемчужина многих  веков -
«Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».
   Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I,
в честь которой и называется,  так было и той давней порой;
в течение XVIII века неоднократно перестраивалось
и в современном виде представляет образец позднего барокко –
очаровывает даже придирчивое око.
   В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение
как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец,
так и личные пристрастия российских правителей.
Дворец – загородных дворцов России венец!
   Сам дворец был заложен как летняя резиденция императрицы Екатерины I в 1717 году.
В знак завершения строительства, во дворце устроили праздник,
во время которого «палили из 13 пушек трижды» - в 1724 году.
   По первому проекту дворец, созданный стараниями многих лиц,
представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века
небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле - «на 16 светлиц».
    В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна 
поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Квасову 
расширить и благоустроить дворец.
Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский,
осуществивший расширение дворца до современной длинны -  он был красот творец!
По его проекту был осуществлён интерьер церкви, Тронного зала,
одно из его великолепнейших творений,
и построены корпуса флигелей-циркумферений.
   При императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Растрелли вновь перестроить дворец.
После грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года,
появился выполненный в стиле Русское барокко современный дворец.
   Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада
и многочисленных статуй на кровле, которым императрица была весьма рада!
  Перед величественным фасадом, который был похож на архитектурный  зоопарк,
был разбит не менее величественный «правильный» парк. 
   30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца -
потрясённым российским вельможам и иностранным гостям, оценившим творение творца.
  Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, считая его модным, 
хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным.
      Согласно воле покойной императрицы Елизаветы,
первым делом Екатерина распорядилась статуи в парке позолотить.
Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить.
    В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство.
Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус,
делая их более удобными для жизни и более скромными,
но архитектор имел к красоте и свой искус.
    Растрелли перестроил Большой  дворец (в 1752-1756 годах) в Царском Селе таким образом:
   продольная ось здания  стала главной пространственной координатой в его плане;
   огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений здания,
масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее,
подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.
   Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад 
с раскреповками антаблемента над ними – целый архитектурный сад,
    глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени,
обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов, их необыкновенный лик
(белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины)
придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.
  Из воспоминаний графа С.Д. Шереметева – одна из его очаровывающих вестей:
«В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всём блеске бала (1863 год). Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей.
Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века,
горели огнями» –  дивный вечер! 
«Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении и горели бесчисленные свечи,
как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть…»
Там был незабываем каждый такой вечер!
    В советское время во дворце открылся музей.
В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён фашистами -
им разрушать красоту было не внове.
Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено.
Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.
    23 мая 2010 года сообщили, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села
откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
повторно отреставрированный Тронный зал Екатерининского дворца;
совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца,
в которой жила Екатерина – там был уникальный зал -
отреставрированный Арабесковый зал.
   Всеволод Иванов в книге  "Александр Пушкин и его время" сообщал:
   «Бесконечны анфилады Екатерининского дворца - зала за залой, гостиная за гостиной,
антикамера за антикамерой устланы штучными паркетами цветного дерева
с перламутровой инкрустацией» - словно былинной!
   «Под росписью плафонов лепных, зеркальных потолков
хрусталиками искрятся причудливые люстры,» - много веков,
«кокетливые жирандоли сверкают по стенам на консолях, на каминах» - они бесценны!
«Колонны, пилястры, аркады зал блистают сибирскими, уральскими мраморами,
китайским фарфором; мозаики из цветных камней и янтарей вкраплены в стены, покрытые шелковыми ткаными шпалерами и гобеленами,
обрамлённые золочёными багетами и карнизами богатейшей деревянной резьбы», что бесценны!
    Янтарный кабинет или Янтарная комната - одно из самых известных помещений
Большого Екатерининского дворца –
шедевр необыкновенного творца.
     Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии,
подарено  королём Фридрихом Вильгельмом I    Петру I в 1716 году;
дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге в 1746 году,
перенесено в Царское Село в 1755 году.
  В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты
вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг, для чего - известно.
Дальнейшая судьба комнаты пока неизвестна.
    В Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, началась в 1979 году, 
к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме
руками отечественных реставраторов в 2003 году.
    Храм был устроен в северном флигеле в период 1746 - 1756 годов.
Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов.
В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов и другие,
каждый архитектор тогда хотел бы, чтобы именно его руками храм был восстановлен.
Интерьер церкви был практически уничтожен при фашисткой оккупации города Пушкина
и до настоящего момента не до конца восстановлен.
   Лионский зал - один из самых парадных интерьеров Екатерининского дворца,
создававшийся по замыслу архитектора Чарльза Камерона с 1781 по 1783 года.
Своё название зал получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.
Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года.
Спустя почти 80 лет  зал вновь доступен для посещений - с 6-го июня 2019 года.
   В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка.
 От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита.
    К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками -
даже в непогоду,
он был вывезен фашистами в Германию и возвращён  в 1947 году.
    Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей,
фотографий зала и  архивной документации всей.
   Шёлковая ткань воссоздана на лионской мануфактуре «Прелль»,
в архивах которой сохранились образцы ткани и нитей, поставляемых для создания дивного узора,
из выполненного в 1866 году заказа русского Императорского двора.
   Лазуритовые элементы отделки воссозданы специалистами – на века -
мастерами Царскосельской янтарной мастерской с применением полудрагоценного камня
с месторождения в Афганистане, который использовался и в середине XIX века.
   Печи и паркет будут возвращены в зал позднее, конечно - не через века.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии