Палимпсест художника Евгения Голубцова

Интеллектуальным событием и душевным подарком  стала для ценителей искусства юбилейная выставка художника Евгения Георгиевича Голубцова, открытая в Галерее Современного Искусства в Казани (Выставка продлится с 17.07. по 18.08.2019). Одному из самых оригинальных мыслителей и философов в современной отечественной живописи исполнилось 70 лет.
Произведения Евгения Голубцова – это синтез авангардных течений первой трети ХХ века – и иконописи в древнем ее изводе. В них сочетаются предельный эстетизм - и свобода выверенного, зрячего эксперимента. В основе  эстетики художника лежит большая культура и предельная экономность жеста, доводящая изображение до знака, символа.  Глубокие реминисценции, напластования культурных слоев превращают его наследие в некий "интертекст", воплощенный в живописи. Это, безусловно, актуальное и очень современное искусство.  В образах Евгения Голубцова проступают очищенные образы Дионисия и "Второй Крестьянский цикл" Каземира Малевича, простодушная цельность икон «северных писем» и прямодушная мнимая простота Джорджо Моранди; прорывные открытия Жоржа Брака - и ирония, бесконечная ирония постмодернизма; итальянское Предвозрождение - и отечественный андеграунд "постбульдозерного" извода.  Художник последовательно прошел через разные стили, от фигуративных до абстракции, создав свой вариант синтетического кубизма* на древнерусский манер. (Напомню: для синтетического кубизма характерны элементы коллажа, игра с разными материалами и фактурами, когда картина перестает быть просто холстом, но становится арт-объектом с подвижной рабочей плоскостью из нетрадиционных для живописи материалов, в которую «вмонтированы» фрагменты дерева, грубого холста, металла, и так далее. 
В работах Голубцова проявился отменный дар колориста и мультикультурное чутье.
В его произведениях   отчетливо читаются аллюзии на античность и Библейские тексты, на таинственный примитивизм архаичных народов – и высокую культуру Византии. Здесь трансформировались супрематизм  Малевича -  и дух Восточно-римского искусства, смягченного итальянской рафинированной грацией. Эксперименты в духе  экспрессионизма, реминисценции образов Жоржа Брака и Пабло Пикассо - и абсолютно новое переосмысление древнерусской живописи, доводящее огромные метафизические смыслы до пиктограммы. Произведения Голубцова из собрания Художественной галереи Свияжска наотмашь, жестко обнажают суть таких явлений как предательство, смерть, духовное возрождение через «метанойю»* - перемену ума. У Голубцова есть излюбленные сюжеты: Рождество, Распятие, Оплакивание. И загадочная тема святого Христофора, чьи древние канонические изображения сохранились только в нескольких местах православного Востока – и на острове Свияжске. И всегда Голубцовская трактовка явления  изумляет. 
Голубцов-художник ненасытно  экспериментирует  с разными материалами, техниками и фактурами, со стилями и направлениями. И всегда остается самим собой – мыслителем с узнаваемым ёмким письмом и гуманистическим посланием цивилизации.
Обращаясь к традиционной  форме иконы в виде деревянного «ковчега» - доски с выступающими полями  и заглубленным полем для основного сюжета, - художник по-новому обыгрывает тему сакрального и секулярного, соприкосновения «здешнего» мира с горним, врастания их друг в друга.
Откровением  стали его опыты со старым, точнее – археологическим  деревом, представляющим интерес для краеведения и истории. Художник спасает «бросовый» обветшавший материал, выловленный в Свияге: доски, фрагменты неизвестных артефактов - археологический "мусор", регулярно прибиваемый к берегам острова Свияжск,- и дает ему новую жизнь, встраивая его в свои арт-композиции. 
Изношенные, руинированные объекты, несущие на себе печать ушедших эпох и культурных слоев, сообщают невероятную энергетику и подлинность соседствующей с ними живописи мастера. Таким образом, произведения Голубцова – это своеобразный палимпсест* – живописная «рукопись» на пергаменте времени, сохранившем присутствие прошлых сообщений цивилизации. Собственно, творения этого художника могут быть определены японским философским понятием «ваби-саби», означающим любование исчезающим, эфемерным и потому бесценным миром; «путь простоты», открывающий глаза на скрытую, сущностную  красоту объекта, подвергшегося обжигающему  дыханию времени.

***
Евгений Георгиевич Голубцов родился в 1949 году в Казани.  Выпускник Казанского художественного училища (1968), Член Союза художников СССР (с 1977), заслуженный деятель искусств РТ (2010), награжден медалью Академии художеств России «И. И. Шувалов, к 250-летию образования Академии художеств» (2010). Талантливый проектировщик и дизайнер, организатор  дизайнерской «Группы 17», оформившей такие знаковые для Казани объекты, бар «Бегемот», ресторан «Казань», кафе «Перекресток», интеллектуально-артистическое пространство – Клуб «Маяковский. Желтая кофта».  был автором проекта выставочного пространства Республики Татарстан на ВДНХ в Москве, ему принадлежат проекты реконструкции и развития Татарской слободы, Музея Тукая, Музея истории Свияжска. музея И.Шишкина в Елабуге, и другие объекты.
С 1968 -  участник многочисленных всесоюзных и республиканских выставок в России.
Выставки за рубежом:
1976 – Биеналле «Проектирование городской среды», Венеция, Италия
1980 – Международная выставка-ярмарка «Осень-80» в Лейпциге
1989 – Новая реальность» в Равенне, Италия.
1990 – Персональная выставка в Зютфене, Голландия
1991 – Выставка 11 художников из Казани в галерее Vorm en Beeld в Зутфене (Голландия)
Выставка 4 художников из Казани в галерее Mia Joosten, Амстердам, Голландия
1993 – Nieuwe Realisten uit Kazan в галерее Vorm en Beeld, Зутфен (Голландия)
1994 – Rusische realisten in Kasteel d’Erp te Baarlo (Голландия)
1995 – Nieuwe Realisten uit Kazan в галерее Vorm en Beeld, Зутфен (Голландия)
Kunst uit Kazan в галерее Mia Joosten, Амстердам (Голландия)
1996 – Kunst aus Kasan в Stadtische Turmgalerie Walkenbruckentor (Германия)
Выставка 6 художников из Казани в галерее De graven, Девентер (Голландия)
Выставка И. Артамонова, Е. Голубцова, М. Коника «Черный квадрат в Розовом
квартале», Амстердам (Голландия).
1997 – Выставка художников из Казани в галерее De graven, Девентер (Голландия)
1998 – Выставка художников из Казани в галерее De graven, Девентер (Голландия)
2000 – Выставка «Казанская школа», Терапол, Голландия
2001 – Персональная выставка в художественной галерее Парижского Дома d’L, Казань
2002 – Выставка в ЦДХ, Москва
2003-2004 – Выставка «Door oude dromen gedragen» в Хатене, (Голландия).
Персональные выставки Евгения Голубцова проходили в Соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Свияжске (1989), в выставочном зале Современного искусства ГМИИ РТ (2000), в Галерее «Хазинэ», Кремль (2009), в Галерее «Окно», Казанская Ратуша (2018), в ГСИ (2019).  Произведения мастера хранятся в музеях и галереях  России, в музеях и частных собраниях Европы и США.


_____________
*Палимпсест – надписи, изображение (на пергаменте, иконе, стене) поверх полустертых слоёв  изображения прежних эпох.

17.07.2019.
На фото: Е.Г.Голубцов. Благовещение. 2006.


Рецензии